|
Православный.Ру | |||||
|
||||||
|
НАЗАД (На предыдущую страницу)
История Иоанновского монастыря
СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДСКИЙ (Память 20 декабря/2 января)
Святой праведный Иоанн Кронштадский – Иван Ильич Сергеев – родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пиженского уезда Архангельской губернии, в семье бедного сельского дьячка. В отрочестве ему с трудом давалось учение, но слезная детская молитва ко Господу открыла ему разум, помогла окончить курс семинарии лучшим учеником и поступить на казенный счет в Петербургскую Академию. В молодые годы он видел во сне храм, в который его кто-то ввел. Когда он был назначен в Кронштадт священником, то войдя в первый раз в Андреевский собор, крайне поразился тому, что именно этот храм ему и снился. В чем же заключалась сила Кронштадтского пастыря? Одни объясняли ее добрым характером, приветливостью и общительностью батюшки. Другие видели причину в его щедрой благотворительности, когда ищут христианства деятельного, а не созерцательного. Лица же духовные говорили, что причину влияния отца Иоанна надо искать в его глубокой вере, любви, преданности Православию, в искреннем отношении к пастырству и личной святости. Он являлся не обычным человеком, а чудом Божиим, духовным сосудом, исполненным многих дарований, имевшим право говорить: - Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. (Флп. 4, 13). Сам же батюшка, когда спрашивали его, каким образом он достиг большой известности, обычно говорил: -Ничего другого я не имею, кроме благодати священства, которая получается всяким иереем при рукоположении. Возгревай ее, и будешь совершать еще больше и славнейше. Итак, отец Иоанн прежде всего обладал исключительной верой. Мы к ней только приближаемся, только желаем иметь ее, но она не согревает сердца, не занимает всецело ума и, как говорится, «скользит» в нас. Отец же Иоанн вне всяких сомнений и колебаний верил в Спасителя и в Святое Евангелие: вера была его родной и вечной стихией, истинным ведением, а не простым холодным знанием. Он думал и говорил обо всем, что относилось к Божественному, не как о чем-либо стороннем, вне сознания его находящемся, но как о лично испытанном и виденном. Говорил как очевидец. Второе чем привлек к себе благодать отец Иоанн, это самоотверженная любовь к Богу и ближним: - Не может надивиться ум, сколь благ, животворящ и всемогущ Творец и Художник их (людей, человеческого рода, всей твари. – Ред.) Господь Бог! Как возгорается желание любить Его,… благоговеть пред Ним, поклоняться Ему, Славословить Его, подобно трем отрокам в печи Вавилонской! О Творец мой! Все твари, сколько их ни есть, все возводят мой взор к Тебе как Виновнику жизнерадости. Третье, что было у отца Иоанна, это непоколебимая преданность Святой Церкви и ее уставам. Он говорил: - Братья, други! Любите Церковь: в Церкви – ваша жизнь или ваша живая вода, бьющая непрестанным ключом из приснотекущего источника Духа Святого, - ваш мир, ваше очищение, освящение, исцеление, просвещение, ваша сила, помощь, ваша слава, в ней все высочайшие, вечные интересы человека. О, какое благо Церковь! Слава Богу Церкви, изливающему на нее Свои дары в безмерном множистве! Велика была и пастырская ревность отца Иоанна. Он спускался в подвалы и вертепы, отыскивая несчастных и бедных людей. Бесчисленны его дальние и нелегкие поездки по России к больным и ищущим духовного утешения. А кто не поражался его строительству обителей и разных благотворительных учреждений? Трудно пересказать, как многообразна и в каких видах проявлялась деятельность отца Иоанна. Жить и трудиться для ближних, приводить их к Богу, ко спасению, было целью всей его жизни. Он не считался ни со своим покоем, ни с семейными, ни с другими обстоятельствами. На пастырство батюшка смотрел как на дело, врученное ему Самим Господом Богом, от которого он не имел права отказываться и уклоняться. Супруга батюшки еще в начале его священства замечала, что он совсем забывает семью и дом, но отец Иоанн отвечал: - Счастливых семей, Лиза, и без нас довольно, а мы с тобой посвятим себя на служение Богу. Когда же домашние выражали опасение, как бы при щедрости батюшки не остаться им в крайней нужде, он приводил такие доводы: - Я священник, чего же тут? Значит, и говорить нечего – не себе, а другим принадлежу. Остается сказать еще о личной святости отца Иоанна. Он по настроению и жизни был человек праведный, чего достиг путем глубокого внимания к себе, непрестанным очищением своего сердца от всякой скверны плоти и духа. Свидетелями такой внутренней работы батюшки теперь являются для нас его дневники. Записывая ежедневно все переживания души (как благодатные, так и греховные), он за все доброе благодарил Господа, а со злом усиленно боролся через самоукорение, молитву и тайное покаяние. Всякое недоброе чувство или другой помысел непременно сопровождался у него сокрушением и взыванием ко Господу о прощении и помиловании. И за такое вольное и постоянное исповедание Спаситель исполнял сердце великого пастыря миром, утешением, вследствие чего господствующим состоянием отца Иоанна была бодрость духа и постоянная свежесть физических сил. Да, удивительная внимательность была у отца Иоанна к своему внутреннему состоянию: Всему он придавал значение, все старался осмыслить и оценить с духовной стороны. Такую глубокую внутреннюю жизнь отец Иоанн проводил не год и не два, а более полувека, и достиг высокого духовного устроения – святости, так сильно поражавшей всех, кто имел счастье с ним встречаться и молиться. Ежедневно приезжая в храм, он боковыми дверями входил в алтарь, опускался на колени перед престолом и, возложив на него руки, находился в таком положении иногда довольно долго. Батюшка каялся в это время во всех грехах, содеянных им в прошедшие сутки, и вставал, когда чувствовал, что Господь прощает его. Обновленный и бодрый духом, он затем приветливо здоровался со всеми присутствующими, надевал епитрахиль, благословлял начало утрени и выходил на солею читать канон и дневные стихиры… Читал батюшка порывисто, делая на некоторых местах ударения, часто повторяя слова, а то и целые выражения. Видимо, он употреблял старание, чтобы все самому уразуметь и быть понятным для присутствующих. По той же причине он интересовался впечатлением, полученным от его чтения. После краткой утрени и входных молитв отец Иоанн начинал проскомидию, а иногда предоставлял совершать ее одному из иереев. Служил батюшка сосредоточенно, на глазах у него, особенно в важнейшие моменты, показывались слезы. Тогда ощущалась сила его молитвы и близость к Господу. При каждом свидании с ним приходилось убеждаться, что настроение отца Иоанна всегда и везде оставалось ровным, возвышенным, духовным, производившим на присутствующих нравственно-отрезвляющее действие. Там, где он появлялся, атмосфера сразу же становилась святой. При нем были недопустимы веселые разговоры, шутки, курение и тому подобное. Низменные, мелкие интересы отходили на задний план, а душу наполняло одно только высокое, небесное. Все объединялось в этом светлом настроении духа, и получалась могучая волна религиозного чувства. Скончался святой праведный Иоанн Кронштадтский 20 декабря 1908 года на 80-м году жизни. Его гробница находится в Иоанновском монастыре Санкт-Петербурга, где он был похоронен по завещанию. Этот монастырь был построен на земле и средства, пожертвованные батюшке Иоанну. Обитель заложили в сентябре 1900 года, и построена она была в течение двух лет. Большевики закрыли ее в 1923 году. Долгое время помещения монастыря были заняты квартирами, общежитием, швейным цехом, лабораториями Мелиорационного института. В усыпальнице расположился штаб гражданской обороны. Но на тротуаре возле окошка крипты часто лежали цветы и стояли свечи… В 1989 году власти вернули обитель Церкви, и сначала она служила подворьем Пюхтицкого женского монастыря. Уже осенью 1989 года был освящен нижний храм во имя преподобного Иоанна Рыльского, а летом 1991 года – большой храм во имя Двенадцати Апостолов, и подворье было обращено в самостоятельный Иоанновский ставропигиальный (то есть находящийся в подчинении у Патриарха Московского и всея Руси) женский монастырь. Святой праведный Иоанн Кронштадтский прославлен в лике святых Русской Православною Церковью заграницей в 1964 году, Русской Православной Церковью – в 1990 году.
Петербургские святые. Календарь 2008: Сост. Соколовская Л.А. – СПб.: Диалог, 2007.
|