Юрий ВОРОБЬЕВСКИЙ
ОРДЕН ИУДЫ
ИЗМЕНА НЕ ОТМЕНЯЕТ ПОБЕДУ
(Выдержки из книги)
ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга о верности и измене. Наша галерея выдающихся предателей, конечно далеко не полна. Читатель легко может пополнить ее. Но оглянемся и на самих себя: не рискуем ли мы сами – хоть от части – попасть в иуды? И не увидим ли трепетание осины, которая неизбежно ждет каждого подлеца? Не услышим ли звяканья презренного серебра? Рано или поздно в жизни каждого из нас пропоет петух. И дай Бог, чтобы ты заплакал! |
При всей своей галантности и умении рисоваться он был некрасив. Или это уже память об измене так изуродовала воспоминания о его внешности? Каким он был? Российский журналист, оказавшийся в Полтаве на выставке, посвященной 300-летию битвы со шведами, недоуменно взирал на многочисленные холсты. Люди нарисованы разные, а подпись одна – Иван Степанович Мазепа. Потом достал из кармана купюру достоинством десять гривен, сличил. И удивился еще больше: портрет на деньгах тоже не походил ни на один из выставленных. Экскурсовод заметил: это, конечно, собирательный образ… Действительно, до наших дней не дошло ни одного достоверного изображения гетмана. На сохранившихся он каждый раз выглядит по-другому. Всего, кажется, существует 16 вариантов. Диапазон образа велик – от чернокудрого красавца в сверкающей сталью кирасе до странного типа, напоминающего местечкового еврея… Куда там Дориану Грею! Разнообразие портретов как будто отражает многоликость самого гетмана-интригана. Пушкин давал в «Полтаве» исчерпывающую характеристику политических маневров Мазепы:
«Повсюду тайно сеют яд
Его подосланные слуги:
Там на Дону казачьи круги
Они с Булавиным мутят;
Там будят диких орд ватагу;
Там за порогами Днепра
Стращают буйную ватагу
Самодержавием Петра.
Мазепа всюду взор кидает
И письма шлет из края в край:
Угрозой хитрой подымает
Он на Москву Бахчисарай.
Король ему в Варшаве внемлет,
В стенах Очакова паша,
Во стане царь и Карл. Не дремлет
Его коварная душа».
Свои предательские планы Мазепа ловко маскировал. Любил говорить: «Я бы хотел, чтобы и рубашка моя не знала». Изгибы мазепинской политики, кажется, весьма наглядно передает его герб, выполненный в красно-белой польской цветовой гамме. В центре – некое подобие креста. Его конфигурацию, впрочем, трудно описать. По обе стороны этой фигуры – полумесяц и шестиконечная звезда.
…Впрочем, сколько бы портретов ни изображали Мазепу, самый достоверный – символический – тот, который был в ходу еще в старину. Мазепу нередко изображали в образе змея. Верно говорят: «Змея один раз в году меняет кожу, а предатель каждый день».
КНУТОМ ПО РОМАНТИЧЕСКОЙ ЗАДНИЦЕ
Взгляд у него был острый. Он был дерзок. С гонором. Находясь при польском дворе, старался заглушить в себе чувство второсортности. Однажды прямо в приемной короля после словесной перепалки этот «схизматик», только что принятый в состав шляхты, получил удар кулаком в лицо. «Ни один придворный за него не вступился; его не жаловали, так как он был слегка мошенник, а к тому же казак, недавно получивший нобилитацию… Из приемной Мазепа уходил едва не плача».
А тут еще проклятый пан Фальбовский! Когда старый магнат узнал, что во время его отъездов паж короля тут же направляется к его молодой жене, постерег любовника на дороге. Слуги спустили с Мазепы штаны и выдрали. Потом - в чем мать родила – привязали к необъезженной лошади и пустили в поле. Вслед пан Фальбовский крикнул: «Будь проклят ты, подскуфий (подлавочный, «под лавкой» - домашнее место собаки) сын! Убирайся, откуда пришел! Смерд украйний!»
Много лет спустя художник Луи Буланже придаст водевильной сцене романтический шарм. «На фоне старого замка могучие слуги в восточной одежде привязывают белокурого нагого юношу к крупу бешеного коня, а старый граф сверху любуется зрелищем казни»…
Со временем Мазепа вообще стал романтическим героем. В 1832 году была издана вольтеровская «История Карла XII». «Под пером Вольтера возник образ загадочной «страны казаков», которые еще более далекие московиты «старались по мере сил обратить в рабское состояние». Сопротивление – по стечению обстоятельств – возглавил «польский дворянин» Мазепа. После очередного любовного приключения, муж его пассии, «прознав про сие, велел привязать обнаженного любовника к лошади и прогнать на волю судьбы».
Судьба доставила Мазепу в родные края, где герой заслужил «всеобщее уважение» и стал «казацким князем»…
Бестселлер Вольтера (114 изданий на разных языках только в XVIII веке!) положил начало романтической легенде о Мазепе. Гетман предстает прежде всего одиноким героем, преодолевшем на пути к свободе невыносимые муки…
В век романтизма такой образ нравился чувствительным барышням и образованным обывателям, которые после вкусного ужина не прочь были помечтать о свободе. Свой вклад сюда внесли Юлиуш Словацкий, Виктор Гюго, Ференц Лист и многие другие. Популярность темы была обусловлена и очередным витком европейской русофобии, подогретой польскими восстаниями 1830-1831 и 1863-1864 годов.
К списку можно добавить также произведения Байрона «Мазепа» и Бертольда Брехта «Баллада про Мазепу».
Байрон писал:
Здесь и Мазепа. Древний дуб,
Как сам он – стар, суров и груб,
Дал кров ему; спокоен, смел,
Князь Украины не хотел
Лечь, хоть измучен был вдвойне,
Не позаботясь о коне…
В России мазепианская романтическая героика не прижилась. Образ старого интригана и изменника явно одолел и изящество молодого героя-любовника, и стать непреклонного борца за свободу. Даже любовь к Мотре-Марии в опере П.И. Чайковского («Мазепа»; 1883) его уже не способна спасти. Бессердечный любовник бросает свою возлюбленную и теряет остатки человеческого облика. Да и чему уж тут сочувствовать? Соблазнил старый греховодник бедную Мотрю, дочку Кочубея, свою крестницу. А ведь это кровосмешение, смертный грех!
Таково русское воспоминание о Мазепе. К этому «древнему дубу» как нельзя лучше подходят строки, написанные, впрочем, по другому поводу:
От большого дерева –
Маленькая тень.
Потому что дерево
Триста лет как пень.
ВОЛЬНОМУ ВОЛЯ
Кажется, жизнь Мазепы несла его – в разных направлениях – словно дикий конь. Что жил он по принципу «вольному воля». Что мчался по бескрайним степям куда хотел… Но нет. Степи не были бескрайними. Гетманщину со всех сторон окружали более сильные соседи. И с ними надо было считаться. Иван Степанович не был опрометчив. Он все рассчитывал заранее. И ошибся, кажется только один раз. Бес попутал в решающий момент.*
…Сначала он поскакал на восток. В 1663 году Мазепа участвовал в польском походе на Левобережную Украину с целью её отторжения от России. Тогда же король Ян Казимир отправил своего пажа вручить знаки власти правобережному гетману Павлу Тетере. Мазепа бросил королевскую службу и остался у казаков. Можно сказать, что это случилось из-за его скандального адюльтера с женой пана Фальбовского. А можно увидеть причину и более серьезную – что остался на Украине как «агент влияния».
Через три года Мазепа перекинулся на службу восставшего против поляков гетмана Петра Дорошенко. Возглавил его личную охрану и получил чин войскового писаря. Вместе с Дорошенко
Мазепа с 1669 года состоял под турецким протекторатом и радел на сей раз великой исламской державе, включавшей в свои владения украинские земли от Днестра и Каменца-Подольского до Чигирина.
Потом он поскакал на юг. В 1674 году по поручению Дорошенко наш романтический герой отправился в Турцию. На переговоры к султану по поводу принятия малороссами ислама. Он вел небольшой отряд охраны из татар и пятнадцати своих соотечественников, которые предназначались в дар перекопскому бею. В Крыму на этот «дипломатический корпус» напал известный запорожский атаман Иван Сирко. Запорожцы татар перерезали, а невольников освободили. По казачьему кодексу чести считалось наибольшим преступлением выдавать христиан в руки бусурман. Мазепу приговорили к казни. Впрочем, красноречие спасло его от смерти. Известно, что под влиянием его речи, которую история до нас не донесла, Сирко надолго задумался. Потом сказал своим запорожцам: «Не убивайте его… Возможно, когда-то он пригодится родине».** В итоге Мазепу выдали врагу Дорошенко – левобережному гетману Самойловичу, который отправил его в Москву.
Итак, его завернули на север. Хитрец моментально «заказал себе новый портрет» и стал служить русскому государю. Самойлович поднял его до чина генерального есаула. Поначалу вместе с Самойловичем Мазепа побуждал Москву воевать не против Османов, а против поляков. Но тогда это шло вразрез с политикой России. Москва стремилась закрепить за собою Левобережную Украину путем мирного соглашения с Речью Посполитой. Самойлович же пытался объединить оба украинских берега Днепра. Он порицал русско-польский Вечный мир 1686 года. Такая позиция гетмана не устраивала царевну Софью и «канцлера» князя В.В. Голицына. Мазепа тут же сориентировался. И, вопреки «украинской идее» Самойловича, поддержал их «пропольскую» политику.
В 1687 году поход на Крым закончился для русских провалом. Неудачу свалили на Самойловича. В извете старшины (казачьей верхушки) подпись генерального есаула Мазепы стояла четвертой. Так, благодаря В.В. Голицину и смене очередного покровителя, 25 июня 1687 года Мазепа в шатровой церкви на р. Коломаке дал гетманскую присягу. Он обещал «пред святым Евангелием господу Богу Всемогущему в Троице Святой Единому на том, что бытии… у их царского величества и их государских наследников в вечном подданстве верно и постоянно». После присяги ему были вручены булава, бунчук и царская хоругвь.
Выборы гетмана происходили в обозе русской армии. Все делалось по распоряжению князя Голицына. «Из пятидесятитысячного малороссийского войска тщательно отобрали «выборщиков»: 800 конных и 1200 пехоты. Они-то и провозгласили единодушно (благодаря предварительно проведенной работе) гетманом войскового есаула Мазепу. [43, с. 259].
8 августа 1689 году в Москве начался переворот, который привел к власти клан Нарышкиных и Петра I. 10 и 11 августа царевна Софья и Голицин устроили торжественный прием Мазепе и нескольким сотням казаков. Они надеялись использовать украинскую поддержку против Нарышкиных. Однако Мазепа отрекся от благодетелей и совершил пятый кульбит – на сей раз к ногам 17-летнего Петра.
Человек европейской культуры, несколько лет проведший в странах Западной Европы, придворный польского короля, знаток нескольких языков и владелец первоклассной библиотеки, артиллерийский специалист по образованию, Мазепа принадлижал к числу тех «новых людей», которых так ценил, находил и выдвигал Петр. Гетман органически вписался в царское окружение.
Скакал ли он на запад? Сам – нет. Посылал гонцов. В октябре 1708 года гетман совершил шестое предательство – теперь уже в отношении русского царя. Он в очередной раз предал родину, предложив шведской марионетке Лещинскому принять Украину как «наследие свое».
Складывается удивительное ощущение. Количество измен гетмана к этому времени словно сложилось в какое-то новое мистическое качество. И все, к чему прикасался предатель, шло прахом. Шведский Король Карл XII не знал поражений. Поверив, что списавшийся с ним Мазепа обеспечит ему масштабную поддержку в походе на Москву и повернув на Украину, Карл оказался обреченным. Вместо помощи – ненависть местного населения, и – смех да и только! – не более полутора тысяч всадников привел с собою гетман в шведский стан. Да и те могли в любой момент разбежаться. Мазепа вынужден был почти унижаться перед ними. Просил не уходить, обещал бочонки золота, водки и поживу в Москве.
Боевые качества этих союзников оставляли желать лучшего. Шведы предпочитали не использовать их в баталиях. Хотя нравы самих «каролинцев» были грубы, но запорожцы особенно поразили их. Напивались, начинали тащить со столов дорогую посуду, а однажды, когда кто-то сделал им замечание, тут же зарезали обидчика. Фельдмаршал Реншильд уговаривал запорожцев не пить до беспамятства хотя бы в присутствии короля.
Один из основоположников британской разведки, Даниэль Дефо, неприязненно относившийся к России, внимательно следил за происходящим и писал, что Мазепе было поручено дезорганизовать снабжение Русской армии набегами казаков, однако гетман не смог привлечь на свою сторону столько сил, чтобы выполнить это задание. Об этом можно прочесть в работе известного писателя «Достоверная история жизни и деяний Петра Алексеевича, нынешнего царя Московии, написанная британским офицером царской службы».***
К чему привел договор (точнее, сговор) Карла с Мазепой? Шведская армия измучилась и еще до Полтавской битвы потеряла треть своего состава. А как все сложилось лично для «непобедимого Карла»! Ранение на поле боя, бегство, жизнь на чужбине, необходимость брать в займы у Мазепы и ранняя смерть! В итоге все повернулось к успеху Петра.****
А ведь Мазепа не мог не знать, что через Архангельск русские войска получают новые, более легкие и скорострельные ружья. Что Петр сосредоточил превосходящие силы пехоты, конницы и артиллерии. Неужели миф о «непобедимости» Карла был сильнее рациональных соображений? Так или иначе, но гетман ошибся. Заботясь о судьбе своих сокровищ, положил их «не в тот банк».*****
И что же дальше? Увидев плачевное состояние Шведской армии, гетман попытался в седьмой раз совершить измену. Предлагал в обмен на прощение при условии гарантии европейских держав выдать Петру I голову Карла XII и снова вернуться под протекторат России».
Как писал очевидец событий, «Мазепе и его сообщникам была предложена общая амнистия. Когда он… хотел снова уйти из шведских рук, и удалился уже на семь миль, преследовавший его неприятель снова его задержал, вернул пленником и потом взял под строгий арест».
А под Полтавой загремели залпы. Петр применил новинку – выставил вперед редуты. Они «погасили» первый сокрушительный удар шведской пехоты, в которую обычно Карл вкладывал свои основные силы. Взять атакующие смогли только два редута, но, двинувшись вперед, попали под сильнейший огонь ружей и пушек. Нашим удалось добиться на поле сражения подавляющего преимущества в артиллерии. Это было современное ведение войны: максимум огня по противнику и минимум собственных потерь. Контратака царских войск окончательно надломила шведов. Редчайший случай: сильнейшая армия Европы в одночасье перестала существовать.
…И так, снова на юг! Полтавскую битву Мазепа провел в обозе шведской армии; это и помогло ему бежать вместе с семью сотнями казаков. Их пики были украшены узкими желто-синими флажками – национальные цвета Швеции пожаловал им Карл.
Изрядную часть своих несметных богатств Мазепа прихватил с собой.****** Проявили «смекалку» и бывшие при нем запорожцы. После бегства из под Полтавы продали туркам по сходной цене 400 захваченных в суматохе союзников-«каролинцев». [2, с. 198].
Верно говорят: неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце.
* В исследованиях историков В.Артамонова, К.Кочегарова и И.Курукина «конные скачки» Мазепы прослежены более чем наглядно.
** Мазепа был злопамятен. Часто вспоминал как трясся в ожидании запорожского ножа. Наверно, не случайно впоследствии гетман «настоятельно советовал Меньшикову уничтожить [запорожцев] – но сделать это руками русских солдат, так как ему неудобно уничтожать украинское казачество, а царским войскам это можно сделать под предлогом обеспечения безопасности южных границ и нерушимости мирных договоров с Турцией и Крымским ханом». [2.С.197].
*** В чем состоял смысл договора Мазепы со шведами? Он обязался установить на реках мосты-переправы и предоставить им Стародуб, Новгород-Северский, Батурин, Чернигов и другие города и крепости, куда начал свозить боеприпасы, артиллерию и продовольствие. От сала и галушек «королинцы» поначалу воротили нос, а потом приохотились. И горилку попивали изрядно.
Шведская армия должна была ждать сосредоточения Мазепой 50-тысячного украинского казацкого войска и привлечения к союзу донских казаков-булавинцев, а также Белгородской татарской орды. Мазепа обещал и помощь калмыков хана Аюки.
В походе на Москву Мазепа с войском должен был присоединиться к шведской армии, обязуясь полностью снабжать ее продовольствием, боеприпасами и фуражом из Гетманщины и Слободской Украины. Из Польши должны были прийти Станислав Лещинский с «коронным войском» и шведский генерал Крассау. Войска Лещинского должны были двигаться на Москву двумя путями: коренное польское войско – через Киев, а литовское – через Смоленск. В то же время 12-тысячный корпус шведского генерала Либекера должен был занять Новгородскую и Псковскую земли и овладеть Петербургом. К нашествию на Русь должны были присоединиться запорожские казаки, крымские татары и многотысячные турецкие легионы. В близости татар не сомневались: в лагере Карла XII явились от хана Давлет-Гирея миндаль, изюм и виноградное вино.
Жевал Мазепа присланную пастилу и вздыхал. Кроме денег, соболей, атласа, бархата, парчи и драгоценностей царь Петр регулярно посылал Мазепе изысканный провиант. Каждый раз примерно одно и то же: две бочки рейнского вина, 10 ведер орехового масла, 500 лимонов, бочку новгородского уксуса, белугу большую и двадцать малых, десять семг, и сто стерлядей…
Опять вздохнул гетман и выплюнул пастилу. Его самого глодала мысль: не продешевил ли он, не ошибся ли?
**** Может возникнуть мысль: не являлся ли гетман «суперагентом» русского царя?! Но нет, эта догадка напоминает все же измышления об Иуде, как «любимейшем из апостолов». Если бы Мазепа тайно служил Петру, то, во всяком случае, анафематствовать его было бы перебором. Впрочем, сам ход размышлений современных любителей исторических парадоксов именно таков. Уже пытаются доказать, что «специальное задание» Сталина выполнял генерал Власов. За всем этим видятся не столько оригинальничание авторов, сколько апология измены.
***** Бежав из Батурина к шведам, гетман захватил с собой 80 тысяч дукатов. Опять возвращаемся к тому же: сребролюбие помрачает разум. И еще: граница русского и нерусского оставила Мазепу среди «не наших». Это для западного человека свобода выражается в деньгах, а для русского – в независимости от денег.
****** За годы гетманства Мазепа стал богатейшим человеком не только Украины, но и всей России, владельцем 19654 дворов на украинских землях и 4117 дворов в южнорусских землях (всего порядка 100 000 душ).
…СПАСЕННОМУ – РАЙ
Российско-украинский историк XIX века Н.И. Костомаров писал: в нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни…»
Сказалось, конечно, и то, что в течение нескольких лет Мазепа обучался в школе иезуитов. Как мы помним, самих иезуитов уподобляли острому мечу, «рукоять которого в Римском Ватикане, а жало где угодно».
С.Ф. Платонов вслед за Костомаровым, обратил внимание на то, что измена гетмана отражала колебания самой «Малороссии» и ее старшины, которая «сочувствовала польскому строю жизни».
«На Украине при отсутствии служилых российских традиций доминировала другая модель поведения – казачья вольница, привыкшая служить по своей воле, а при неудачном развитии событий – тут же сменить вождя». [2, с. 196].
Н.И. Костомаров писал: «Самих значных не соединяло единство намерений и целей – каждый преследовал прежде всего личные выгоды, один под другим рыл яму и сам в нее попадал: каждый хотел другого столкнуть, потоптать и сам подвергался, в свою очередь, таким же неприятностям от своих товарищей».
С.М. Соловьев: «И старшина светская, и старшина духовная твердили московскому правительству, что измена господствует в Малороссии, что казаки шатаются, положиться на них ни в чем нельзя: при первом же появлении неприятеля, ляхов, передадутся к ним. С чем обычно приезжало посольство малороссийское в Москву, чем наполнены были грамоты и информации им привозимые? Обвинениями в измене…»*
Так что, когда в январе 1704 года Мазепа убеждал Петра в подобных вещах, он следовал уже сложившемуся стереотипу: «Наш народ глуп и непостоянен, он как раз прельстится: он не знает польского поведения, не рассудит о своем упадке и вечной утрате отчизны… Пусть великий государь не слишком дает веру малороссийскому народу, пусть изволит, не отлагая, прислать в Украину доброе войско из солдат храбрых и обученных, чтоб держать народ малороссийский в послушании и верном подданстве».**
При этом жителям Украины Мазепа внушал, что основной причиной их бедности являются постои русских войск и «ярмо московское».
Московские стрельцы, да наемники-«сердюки» были главной опорой гетмана. И все же благодарности к Москве он не испытывал.
«Русская власть потому и не устраивала, что принуждаема была по жалобам населения вмешиваться в процесс безудержного грабежа Малороссии и повального закрепощения ее населения. Это вмешательство раздражало казацкую старшину и служило источником ее постоянной готовности к открытой измене. Польша с ее шляхетским беспределом или даже Турция (Швеция, Австрия, крымский хан – список можно продолжать) в качестве далекого и бессильного сюзерена представлялись более предпочтительным вариантом, чем единокровная Россия». [43, с. 277].
Однако сильным могло стать государство, основанное не на вольнице (Польша вскоре загнулась), а такое, какое строил Петр. Рано или поздно контроль над украинскими землями, как и в других частях гигантской державы, должен был перейти в руки чиновников центрального правительства.
Старшина от этих изменений в принципе ничего не теряла. Наоборот, унификация социальных отношений открывала ей путь в состав единого господствующего класса государства – российского дворянства (что впоследствии и произошло).
Иное дело – гетман! Из «полудержавного властелина» он превращался в командующего казацким реестровым войском, кем по существу своей должности и являлся. Согласиться с такой перспективой для себя лично он никак не мог. Тут пути царя Петра и Мазепы круто разошлись. Здесь корень измены!
Да, Мазепа вовсе не был автором идеи независимости Украины, как это сейчас пытаются представить национал-радикальные украинские историки и власти, считает академик Национальной академии наук Петр Толочко. По словам историка, изменив Петру Первому, Мазепа добивался исключительно преференций для себя лично.
Идея вольницы потакала измене. Страшному греху. Что ж, вольному – воля, спасенному – рай.
* Соловьев С. История России с древнейших времен. Кн. VI, тт. 11-12, с. 246.
** Костомаров Н. Мазепа. С.144.
«МАЗЕПА ТРЕКЛЯТАЯ»
Кажется, и ныне Москва ослабела. Куда ей бороться с натовским «Карлом»! Но и Украина ведь по-прежнему не может быть самостоятельной. Как и Гетманщина, которая была зажата между Польшей, Россией, турками, крымчаками и австрийцами. Что делать? Надо искать новую фразеологию. Надо менять хозяина. И вот бывшая партийно-комсомольско-государственно-бюрократическая и иная номенклатурная «старшина» стала ратовать за «самостiйнiсть i незалежнiсть» разворовываемой «неньки-Украiни».
«Синдром Иуды» сработал. Стараниями этих перевертышей антигерои стали героями, предатели и убийцы – образцами для подражания.
Пресса сообщает: 20 марта 2009 года по случаю 370-летия со дня рождения И. Мазепы на родине гетмана в селе Мазепщины Белоцерковского района президент Украины В. Ющенко принял участие в молебне, который провел анафематствованный Церковью «Филарет», и возложил цветы к памятнику украинскому гетману. Чествуя гетмана-предателя, В. Ющенко сказал: «Иван Мазепа - не предатель, Иван Мазепа – защитник родной земли. Иван Мазепа восстал ради Украины и родной земли»… Пора окончательно развеять лживые мифы о якобы предательстве Ивана Мазепы». И еще добавил, что на протяжении столетий патриотический поступок Мазепы вдохновлял украинских патриотов на борьбу за независимость Украины».
Пропаганда глуха и беспамятна. Не хочет помнить, что украинский народ-современник Мазепы, за ним как раз не пошел. Сейчас стараются не вспоминать и того, что взамен отданной полякам Украины гетман рассчитывал получить в удел княжество, состоящее из Витебских и Полоцких земель.
При Мазепе, по утверждению Ющенко, «Украина оживала как страна европейской культуры и традиции… Это были особенные годы – годы возрождения из Руины, годы подъема национальной и государственной жизни Украины». Вот только ошибочка вышла: благополучно оживала Украина и в это время под рукой русского царя, а не как-то еще!.. Руина же, в свою очередь, была закономерным результатом антирусской политики гетманов Ивана Выговского, Юрия Хмельницкого, Петра Дорошенко.
«Во дни великого поста украинский президент, как заправский иллюзионист, извлекает из мрака конотопской ночи «победителя москалей» гетмана Выговского, превозносит «патриотизм» предателя Мазепы, делает вождем нации Бандеру, чествует как «героя Украины» нацистского диверсанта и карателя Шухевича…»*
«Своеобразной «канонизации» подвергается все, что связано с именем Мазепы. 23 января 2005 года на церемонии инаугурации президента Ющенко в качестве «священной реликвии» фигурировал золотой нательный крест гетмана. В бывшей гетманской столице Батурине планируется создать государственную резиденцию».**
Всего за пару десятилетий имя предателя многим «в Украине» перестало резать слух. Новый портрет Мазепы составили по принципу фоторобота – подобрали приличествующие национальному герою нос, глаза и усы. В середине 90-х это изображение поместили на лучшем рекламном носителе – деньгах. На самых ходовых купюрах в десять гривен. За какие-то подвиги новым украинским героям предназначена президентская награда – «Крест Ивана Мазепы».
Отступление.
«Наложенные кучей» награды.
Бывают сообщения, которые настолько выразительны сами по себе, что нет нужды их комментировать. Иной раз вручат высокую награду какому-нибудь заведомому подлецу – остается только руками развести. Глубокомысленно промолвить: «Политика!» Орден Почетного легиона предателю Дрейфусу – только одна из таких странных наград. А награждение высоким орденом дореволюционного жулика Рубинштейна? Совсем уж курьезным было вручение русофобу Бжезинскому ордена Ярослава Мудрого. Вручал Ющенко. Это тому самому бывшему Госсекретарю США, члену ложи «Бнай Брит», который заявил: «После разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось Русское Православие». Такие высказывания не смущают Ющенко. Он, как видно, считает, что существует плохое, русское и, напротив, хорошее, «украинское православие».
Привожу лишь небольшой список странных наград. Каждый легко может продолжить его сам.
Начнем с Менахема Бегина, которого другой известный сионист, Бен-Гурион, характеризовал так: «Бегин, несомненно, человек гитлеровского типа. Это расист, желающий уничтожить всех арабов во имя своей мечты об объединении Израиля***
Так вот в 1978 году этот самый «человек гитлеровского типа» получил Нобелевскую премию мира. Напомним: «22 июля 1948 года организация Иргун, руководимая… будущим израильским премьер-министром Менахемом Бегиным, взорвала отель «Царь Давид» в Иерусалиме. Погибло около 100 человек. Сомнительную славу эта организация обрела еще за два с половиной месяца до этого, 9 апреля 1948 года, когда она под командой того же Бегина перебила 154 мужчин, женщин и детей в арабской деревне Деир Ясин». [19, с. 405].
* * *
А вот – «Горби». 15 октября 1991 получил Нобелевскую премию мира. А 4 ноября 1991 против него было возбуждено уголовное дело по 64-й статье УК РФ – измена родине. Жаль, все заглохло.
* * *
В январе 1997 года по представлению Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата орден св. князя Даниила Московского был вручен академикам А.Л. Яншину, члену правления Международного Центра Рерихов и В.И. Бестужеву-Ладе. Первый призывает двигаться в Шамбалу, а второй заклинает «эру Водолея».****
* * *
В Кремле состоялось вручение государственных наград Российской Федерации. Среди награжденных были и видные представители традиционных религиозных конфессий России.
Удостоенный ордена Дружбы главный раввин России р. Берл Лазар отметил, что в «поисках национальной идеи в России были выдвинуты две основные концепции: возвращение к духовным корням и толерантность и уважение по отношению к соседям».
«Я рассматриваю врученный мне орден как признание необходимости укреплять эти основы нашего общества», - подчеркнул главный раввин России.*****
* * *
Еврейское слово (№ 26, 2004 год) сообщает: «В Берлине Президент Украины Виктор Ющенко был награжден премией «Квадрига-2006» в номинации «За развитие демократии». Награду вручил лауреат премии 2005 года, известный общественный деятель, принц Садретдин Ага IV».
Тут интересен сам награждающий. Наследственный глава ассасинов, исмаилитской секты убийц, специалист по проведению спец операций под гуманитарным прикрытием. Кроме того, Ага-Хан – основной эксперт по перемещениям масс населения в зонах боевых действий. Куратор афганских, пакистанских и прочих террористических и наркопроизводящих организаций.
* * *
Главный раввин России р. Берл Лазар в рамках осуществления федеральной общественной программы «Возвеличим Россию своими делами!» за большой личный вклад в укрепление российского государства, единение наций и возрождение духовной силы Отечества награжден общественным орденом Минина и Пожарского.
Михаил Жеребкин, директор Фонда содействия инициативам по укреплению государства, сказал: «Недавно, когда главы основных религиозных конфессий России были на встрече с президентом, они выдвинули идею 4 ноября сделать государственным праздничным днем – днем окончания смуты и единения нации. Именно в этот день благодаря Минину и Пожарскому в России окончилась смута. Наш фонд носит имя Минина и Пожарского. И мы решили вручить орден Минина и Пожарского главам основных религиозных конфессий России – тем, кто способствует единению наций и преодолению разобщенности из-за национальных и религиозных разногласий… Религиозные взгляды должны не мешать, а способствовать единению, преодолению разногласий. И это – главная задача духовных лидеров. Россия у нас одна, и все мы, каждый на своем месте, стараемся возвеличивать Россию. Мы считаем, что деятельность р. Лазара активно способствует решению этой задачи».
Главный раввин России ответил: «Я и прежде подчеркивал, что Россия находится в уникальной ситуации. Духовные ценности всегда были здесь фактором, объединяющим народы, придерживающихся разных вероисповеданий. Эти ценности передавались из поколения в поколения и служили основой единства многонациональной страны. К сожалению, во многих государствах сегодня наблюдаются раскол и противоречия между нациями, и особенно между людьми. Думаю, что для преодоления этой проблемы религия может сыграть крайне важную роль. Религия никогда не должна создавать трудности в общении между людьми. Все мы верим в единого Б-га, и эти ценности нас объединяют. Поэтому такие конгрессы и конференции очень полезны. Ведь благодаря им народ видит, что есть общая концепция, которая объединяет нас». [39-2, с. 262].
* * *
Вот еще любопытное сообщение.
Его Величество Елизавета II не побрезговала лично нацепить Олегу Гордиевскому, некогда сотруднику КГБ, завербованному английской разведкой, один из высших орденов Англии – Святого Михаила и Георгия. Ценнейший британский агент, и. о. нашего резидента в Лондоне, долгое время объяснял свое предательство непреодолимыми противоречиями с советской властью. Но и смена режима на исторической родине мало что изменила в его жизненных установках… А царствующей британской особе следует только посочувствовать. Недаром еще Юлий Цезарь поучал, что можно любить измену, но не изменников. Впрочем, в последнее время саму королеву открыто обвиняют в предательстве ее невестки Дианы, погибшей при невыясненных до конца обстоятельствах. Неужели и здесь – «синдром Иуды».?!
* * *
1 апреля 2009 года в интернете появилась такая информация:
«Виктор Ющенко, после учреждения знака отличия президента Украины – Креста Ивана Мазепы, учредил еще два отличия – орден Святополка Окаянного (трех степеней) для национально сознательных граждан и народный орден «Баба Параска» с бантом – для героев Майдана. В обосновании новых наград, составленным Институтом Памяти, указывается, что князь Святополк Владимирович стал жертвой имперской шовинистической историографии и православной пропаганды. На само деле, заняв в 1015 г. после смерти своего отца, великого князя Владимира киевский престол, он стал создавать первое самостоятельное украинское государство, независимое от варяжского Новгорода и других зарубежных центров. Для этого и начал войну против своих братьев, которые были им убиты. Несомненной заслугой князя Святополка, указывается в документе, является и то, что, благодаря его деятельности, основание Москвы было оттянуто, по крайней мере, на столетие».
* * *
Кто-то уже пошутил и относительно Креста Ивана Мазепы: предложил Виктору Ющенко посмертно наградить президентским орденом Иуду Искариота.
Если же говорить серьезно, то как не вспомнить про кучу олигархов и прочих личностей, удостоенных в прошлом и нынешнем десятилетии орденов Русской Православной Церкви. Вот еще небольшой списочек: «там и еврейский банкир-мошенник Смоленский (пожертвовавший из наворованного на постройку храма Христа Спасителя), и министр культуры Швыдкой, бравирующий своим безбожием, и мусульмане типа Шаймиева и Аушева (который пытается узаконить в своей республике многоженство), и бывшие члены Политбюро КПСС вроде Назарбаева, который душит в Казахстане русские организации…» [39].
Что это? Отдельные ошибки аппарата патриархии? Но таких награжденных слишком много.
Кстати, слово награда происходит от старо-славянского «наградити», то есть что-либо ценное, чем жалуют, кучей. Но русский язык с тех пор изменился. Словосочетание «наложить кучей», вызывает теперь другие ассоциации. В нашем случае – подходящие.
По всей Украине зазмеились улицы Мазепы. Одна из них ползет прямо от Киево-Печерской лавры.
Но возьмем-ка сборник «Пословицы и поговорки украинского народа» 1868 года издания. И увидим, что традиционное отношение к «патриоту» было иным. В разделе «Ругательства» на первом месте стоит такое: «Мазепа треклятая».
«Память о Мазепе, - писал Н.И. Костомаров, - не испарилась совершенно в народе, но осталась никак не в привлекательном виде. В народных песнях и преданиях – это какое-то злое и враждебное существо, это даже не человек, а какая-то лихая проклятая сила: «Проклята Мазепа»!»
* Рус. Вестник, №7, 2009.
** Эксцессы военного времени, стоившие многих жизней мирного населения в Батурине, преподносятся теперь как геноцид украинского народа проклятыми москалями. Батурин патетично называют «украинской Троей».
Что ответить? В свое время Феофан Прокопович замечательно сказал о трагедии братоубийственной войны и роли Мазепы: «[никто] не радуется крови братней, елико неповинне пролияся, но да вопиет она на виновника своего Каина, да обратится болезнь твоя на главу твою, безсовестный предатель!».
*** Цит по: Евреи о себе. Хрестоматия для взрослых. М., 2005.
**** Радонеж, № 3, 1997.
***** ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО № 48 2004. Подробности о секте хасидов см. в моей книге «Террорист номер 0».
ОРДЕН ИУДЫ
«11 июля 1709 года «из обозу от Полтавы» фельдмаршал А.Д. Меньшиков, выполняя поручение Петра I, отправил в Москву повеление: «По получении сего сделайте тотчас монету серебряну весом в десять фунтов, а на ней велите вырезать Иуду на осине повесившегося и внизу тридесят серебряников лежащих и при них мешок, а назади надпись против сего: «Треклят сын погибельный Иуда еже за сребролюбие давится». И к той монете сделав цепь в два фунта, пришлите к нам на нарочной почте немедленно».
Так и было исполнено. «Иудина Медаль» была создана мастером Матвеем Алексеевым на втором Московском Кадашевском монетном дворе.
Петр исходил из расчета, что один серебряник весит 136,3 грамма. Это практически равно 1 римской литре (136,44 грамма), бывшей в употреблении в Римской империи времен Спасителя.
Необычная награда предназначалась изменнику – гетману Ивану Степановичу Мазепе, который ранее, «за веру и верность» был награжден звездой и знаком Ордена Св. Андрея Первозванного (вторым после генерал-адмирала Ф.А. Головина и раньше самого Петра).
«6 ноября в Глухове в присутствии Петра I был провозглашен новый гетман: изменник Мазепа был проклят Церковью, с его чучела-«персоны» сорвали орденскую ленту и «оную персону бросили в палачевские руки, которую палач взял и, прицепя за веревку, тащил по улице и по площади и даже до виселицы и потом повесил». С. 201.*
Эта церемония удивительно походила на принятое в различных регионах «повешение Иуды»: «Так, повсеместно у западных славян в различных вариантах известно предпасхальное действо, называемое «наказание», «преследование» «сжигание» и «повешение Иуды», смысл которого сводился к изготовлению обрядового чучела с последующим его уничтожением… В различных вариантах «повешения Иуды» обращают на себя внимание следующие моменты: «Иуду» одевали в вещи, украденные у евреев, в еврейский головной убор, били, вешали на рыночной площади, на ворота или на дерево напротив дома еврея, забрасывали внутрь еврейского жилища, и еврей должен был окупиться, заплатить за куклу». [2-2. с. 168].
А что же бывший гетман? Страшно боялся он попасть в руки царя и преданного им украинского народа. Понимал, что денежные посулы Петра рано или поздно заставят турок выдать его. Так, терзаясь, 22 августа 1709 года, Мазепа принял яд. Похоронили его в монастыре св. Георгия (Юра) в Галаце. Через некоторое время янычары в поисках золота отрыли труп гетмана, обобрали с него одежды и швырнули в Дунай.
Так что вручить медаль бывшему гетману не успели. Дабы не отправлять «монету» в переплавку, царь наградил ею алчного на серебро своего шута князя Шаховского (тот сказал как-то, что Иуда слишком мало запросил за Спасителя). Новых упоминаний об оригинальном Ордене нет, кажется, со второй половины XVIII века.
В наши дни, когда новые иуды в чести, когда «мазепа треклятая» заполоняет людские души, старинная награда получает, кажется, вторую жизнь. В прессе сообщалось. Что в связи с 300-летним юбилеем Полтавского сражения «Академия русской символики «МАРС» представляет проект медали «300 лет предательству Мазепы».
Медаль выпущена ограниченным тиражом (130 экземпляров, из них 30 экземпляров с серебрением). Вместо «большой серебряной цепи, надевавшейся кругом шеи…» к медали прилагается кусок пеньковой веревки.
Кроме того, с 2010 года Русская община Полтавской области будет проводить церемонии вручения «антинаграды» для деятелей украинской политики, культуры и науки – бронзовый прототип «Ордена»…
Отлит аналогичный орден и по инициативе военно-патриотической организации «Россия Молодая». Ее руководитель Владимир Максимов тоже знает, кого следует наградить.
* Чин анафематствования, был отслужен не только в Глухове – митрополитом киевским, а также черниговским и переяславским архиереями, но и в Успенском соборе Московского Кремля. В присутствии высшего духовенства после проповеди Стефан Яворский трижды произносил: «Изменник Мазепа, за крестопреступление и за измену великому государю, буди анафема!».
АНАФЕМА
В России чин торжества Православия был введен в XIV веке. В него входил греческий синодик с прибавлением имен новых отечественных еретиков и изменников. Со временем в нем появились имена Гришки Отрепьева, Стеньки Разина, протопопа Аввакума, Емельки Пугачева, многих расколоучителей. Всех анафематствований было 20, а имён до четырех тысяч.
В 1801 году чин анафематствования был в очередной раз сокращён: в нём перечислялись теперь только сами ереси, без упоминания имён еретиков. Из имён государственных преступников оставлены только Отрепьев и Мазепа. Позднейшая синодальная редакция 1869 года содержала 12 общих анафематизмов; были опущены все имена и в 11-й анафематизм вставлена общая фраза о «дерзающих на бунт и измену» против «православных государей».
…Многочисленные и разнящиеся портреты Мазепы, я думаю скоро исчезнут в запасниках музеев. На виду оставят один – героический. «Собирательный образ» уже, по сути, создан. Посадка головы – гордая. Усы, конечно, хороши. Твердый, волевой подбородок. Высокое чело и мудрые глаза. Мешает только давняя анафема. Уж больно мрачные тени кладет она под глазами, уж больно угрюмую складку прорезает между бровями. Не помогает и ретушь лже-патриарха Филарета, который еще в 1990-е годы торжественно «снял» с Мазепы анафему.*
Что можно ответить рьяным защитникам гетмана, некоторые из которых договорились до того, что Мазепа – святой!?**
Первое. Он нарушил клятву помазаннику Божию, данную на святом кресте и Евангелии. «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… сломал веру и верность на крестном целовании обещанную и утвержденную». Нарушение крестной клятвы есть главным образом духовное и церковно-каноническое преступление. Жаль, что это не известно тем, кто сегодня в УПЦ МП поднимает вопрос о неправомочности анафемы Мазепе.***
Второе. Изменив православному государству и принеся присягу шведскому королю-лютеранину, Мазепа привел на украинские земли протестантов, которые оскверняли православные храмы и святыни. Историк Е.В. Тарле, автор фундаментальной истории Северной войны, на основании тщательно изученных им документов сообщает, что Мазепа даже помогал Карлу выбирать направления ударов по тем или иным украинским населенным пунктам.
Возвращаемся к тексту анафемы: «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… привержеся (врагу Божию и святых Его, проклятому еретику) королю шведскому Карлу второму надесять, впровадив его в малороссийскую землю иже Церкви Божия и места святая осквернил и разорил». В письме патриаршему местоблюстителю митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому от 31 октября 1708 года из лагеря на реке Десна император Петр сообщает: «Мазепа… вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился (понеже недалеко от Новгородка шведы в одной церкви лошадей поставили)». В именном указе о предании анафеме Мазепы пишется, что последний «повнейшему образу был сосуд потребен, а потом явился сосуд диавол», то есть вначале Мазепа был сосудом добра, а затем стал сосудом дьявола.
В «Показаниях о шведах священника Андрея Александровича 1708 г., декабря 1-го» содержится свидетельство об уничтожении шведами православных храмов в городе Недрыгайлове: шведы «под городом спешились, и шли в строю к городу с ружьем, и прежде стрельбы говорили они шведы недрыгайловским жителям, когда они от них ушли в замок, чтобы их пустили в тот замок, а сами б вышли, и обещали им, что ничего им чинить не будут. И они из города с ними говорили, что их в город не пустят, хотя смерть примут. И те слова они шведы выслушав, стали ворота рубить, потом по них в город залп дали, а по них шведов из города такоже стреляли и убили шведов 10 человек. И они шведы, подняв тела их, от замка отступили, и стали на подворках и церкви и дворы все сожгли».
Достаточно вспомнить еще иконы полтавского Крестовоздвиженского монастыря, на которых шведы вырезали шахматные доски, дабы коротать досуг.
«Украинцы воспринимали еретиков-шведов почти также, как и белорусы, считавшие их сатанинской силой: «где этот Люцифер со своим войском шел…, везде был голод и долгие годы неурожай на полях. Поэтому крестьяне после них освящали свои пашни, кропили их святой водой и совершали молебны». Так написано в Могилевской хронике.
Третье. Мазепа изменил православному государю и православному государству и попытался ниспровергнуть их, перейдя на сторону еретиков. «Темже яко сын погибели, - гласит текст анафемы, - за таковую свою измену отступничество от благочестивой державы, предательство же и поднесение рук разбойнических и брани на Христа Господня, своего благодетеля и государя, со всеми своими единомысленники, скопники и изменники да будет проклят».
Православная Церковь, не только Русская но и Греческая, и даже Западная (до ее отпадения) неоднократно предавала анафеме бунтовщиков и изменников. Например, великий святитель Вселенской Церкви Амвросий Медиоланский отлучил от Церкви узурпатора Евгения, выступившего против законного императора Феодосия Великого и попытавшегося захватить престол в Западной Римской империи.
Говорят Мазепа участвовал в строительстве и восстановлении храмов и монастырей. Но ведь в 1938 году правительство Гитлера выделило средства на капитальный ремонт 19 (!) православных храмов в Третьем рейхе, а в 1936-1938 годы построило для Русской Церкви новый берлинский кафедральный собор Воскресения Христова. С 1936 года правительство рейха осуществляло программу помощи Православной Церкви на территории Германии как государственно признанной конфессии: германское православное духовенство стало получать регулярное жалование; выделялись субсидии на различные нужды Германской епархии и ее приходов; духовенство и епархия получили льготы и т.п. В 1939 году в Бреслау (Силезия) на средства германского правительства был открыт Православный богословский институт… Трудно даже сказать, кто больше потрудился на этой ниве – Мазепа или Гитлер.
На счету гетмана 12 построенных и 20 отремонтированных церквей. Да, Мазепа строил. На государевы деньги. Был, так сказать, посредником, государственным чиновником. А если иногда возводил что-то и на свои, нажитые всеми правдами и неправдами? Что ж, на брошенные Иудой серебряники синедрион положил купить изрытую землю горшечника для погребения странников (Мф. 27: 2-7). По этому поводу свт. Иоанн Златоуст пишет: «Внимайте вы, которые убийствами думаете благоволить ближним, и принимаете на себя цену душ человеческих. Это милостыни иудейские, или, лучше сказать, сатанинские! Есть, подлинно есть и ныне такие, которые, ограбив многих, считают себя совершенно правыми, если бросят нищим десять или сто золотых. Об этом-то пророк говорит: и вот, еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа».
Трудно не согласиться: если Священный Синод или Собор Украинской Православной Церкви Московского Патриархата пойдет на то, чтобы снять анафему с Мазепы, то, следовательно, Русская Православная Церковь – погрешима. И наложенная ею анафема – вещь относительная. Коль скоро сама Церковь признает недействительность одной своей анафемы клятвопреступнику, то столь же недействительна и другая анафема, провозглашенная в 1997 году иному клятвопреступнику – Михаилу Антоновичу Денисенко (лже-патриарху Филарету).
Тогда снятие анафемы с Мазепы будет истолковано, как признание священноначалием того, что РПЦ – это политический инструмент в руках «московских поработителей украинского народа». На все попытки разъяснить, что случай с Мазепой и Филаретом несопоставимы, нам будут просто смеяться в лицо. Нам будут говорить: « С Мазепой триста лет назад вы точно так же горячились, как сегодня с Филаретом. Но ничего, пройдет лет …надцать, вы и с Филарета снимите анафему, точно так же, как сейчас сняли ее с Мазепы»****
Анафема, отлучение человека от Церкви, является проекцией высшего Суда. Накануне смерти вероломного предателя одолевали полчища вшей. Воистину, то было наказание Божие!
Личный лекарь Карла, Лей Бюстр, свидетельствовал: «королевского товарища едят полчища вшей и червей», «к нему страшно приближаться, он весь кишит черными насекомыми», он «подобен Ироду Великому, съедаемому червями заживо…». Мазепа выл и скребся, отряхивая вшей горстями, но они возникали вновь с такой непостижимой быстротой, будто организм старика сам порождал эту нечисть. Бывший гетман был буквально заеден вшами, отчего и умер, а Карл XII глубокомысленно изрек: «Достойная смерть великого человека! Вши заели и римского диктатора Суллу, они загрызли иудейского царя Ирода, а испанского короля Филиппа Второго вши не покинули даже в гробу…».
* Не так давно пресса сообщала, что Ющенко предлагал патриарху Алексию II сделать то же, что и г-н Денисенко.
** Вы не поверите, но накануне 300-летия празднования Полтавской победы «замироточил» портрет гетмана Мазепы!!! В семье умершего активиста УНР, который в свое время сбежал на Запад и поселился в Мюнхене, был портрет Мазепы, который спрятали в банковский сейф. Сообщается, что когда недавно сейф открыли, то увидели: полотно покрыто какими-то непонятными пятнами, потеками и странная субстанция имеет запах цветов!!!
Хозяин портрета комментирует: «Мы практически не сомневаемся, что нашелся настоящий портрет Мазепы, который использовали в религиозных целях. Возможно, на него молились в течение многих лет».
Для большего впечатления сообщается также, что на реликвию начали охоту сотрудники ФСБ!
*** Мирянин-клятвопреступник, добровольно нарушивший клятву, только в случае «достойного покаяния» (82-е правило святителя Василия Великого), подвергается десятилетнему (64-е правило) или одиннадцатилетнему (82-е правило) отлучению от святого причастия. Чтобы понять всю тяжесть преступления Мазепы, следует отметить, что епитимия кающемуся клятвопреступнику строже епитимии отрекшемуся от Христа и принесшему жертву идолам – таковому, согласно 4-му правилу Анкирского Собора, полагается шестилетнее отлучение от святого причастия. Если кто-то говорит, что нельзя отлучать от Церкви за клятвопреступление, то он должен, в таком случае, заявить, что нельзя отлучать от Церкви и за отречение от Христа.
**** В июньской Минее существует одна служба, сегодня основательно забытая, но о которой, похоже, пришло время вспомнить. Это «Служба благодарственная Богу в Троице Святой славимому, о великой Богом дарованной победе над шведским королем Карлом XII и воинством его, содеянной под Полтавою, в лето от воплощения Господня 1709-е, месяца июня, в 27-й день». В этой службе, ставшей частью богослужебного предания Русской, а значит, через нее, и Вселенской Православной Церкви, об Иване Мазепе говорится следующее.
«О крайняго неистовства и злобы! Обретеся ныне последующий зле предыдущему Иуде, обретеся вторый Иуда, раб и льстец: обретеся сын погибельный, диавол нравом, а не человек, треклятый отступник Мазепа, иже оставив Христа Господня, Господа и благодетеля своего, и прилепися к супостату, совещая воздати злая за благая, за благодеяние злодейство, за милость ненависть: Бог же воздаде второму якоже и первому Иуде, по делом их»…
«Не уподобился еси человеку купцу, ищущему добрыя бисеры, неблагодарный и лукавый рабе, но неистовому Иуде, ищущему пагубы, и взыскавшему предати многоценный бисер Христа, и благими всеми, ихже лишися, купи неизглаголанная злая. Сему уподобился еси юроде, сему подражал еси неблагодарнее, сему последовал еси лестче Мазепо. Темже и благих лишен, равная злая стяжал еси, и к нему пришел еси на место свое»…
Вспомним и стихиру по 50-м псалме: «Да почтутся якоже апостоли, не согласившиися со вторым Иудою Мазепою, но душы предавши за своего Владыку».
ГЕТМАН-ТО ГОЛЫЙ!
Трехсотлетний юбилей Полтавской виктории. «Страсти по Мазепе» шкворчат как никогда прежде (60).
Интересно, что одним из первых сообщений прессы о происходившем в Полтаве было таково:
«Киев 27 июня. Сегодня утром неизвестный гражданин попытался поджечь соломенное чучело гетмана Мазепы, сообщает украинское агентство УНИАН. Между сторонниками и противниками этой акции завязалась потасовка, которая была остановлена сотрудниками милиции. Инцидент произошел во время открытия арки Примирения на поле Полтавской битвы, неподалеку от сооруженной в честь победы Сампсониевской церкви.* Как сообщает УНИАН, на чучеле гетмана была надпись «Мазепа иуда».
На поле ратной славы устроили театрализованное сражение. Процитируем прессу: «Публика, замерев, ждала развязки. «Ура! Мы ломим, гнутся шведы…» Войска Петра (с десяток актеров) напирали, размахивая саблями. Шведы (примерно столько же) сопротивлялись, отбиваясь клинками. В этот день им повезло. Политкорректности ради и толерантности для Полтавская битва 300 лет спустя закончилась… ничьей. Противоборствующие стороны, помахав кулаками, просто разошлись по своим углам «ринга». Ни тебе перелома в кровопролитной Северной войне, ни позорного бегства Карла XII и примкнувшего к нему гетмана Мазепы, ни, естественно, «торжества русского оружия» и рождения Российской империи.
-Слава Украине! – раздался над полем русской славы клич одного из националистов.
-Героям – слава! – ответила ему пара сотен голосов.
-Мазепо победимо! – орал «матюгальник».
-Украиньска держава е! – дружно подхватывал хор.
-Москали – геть! – вякнул кто-то несанкционированно.
Ответа не последовало – перебор…»
«В день Полтавской Битвы, более двух тысяч казаков собрались в Полтаве, чтобы отметить 300-летие Победы в Полтавской Битве. Как сообщили порталу RUSSKIE.ORG организаторы мероприятия, Полтава увидела колонну, в которой сотня за сотней шли отряды Верного Казачества, Донского, Запорожского и Тверского Войск, Крымского Казачьего союза, казачьих организаций Крыма, Центральной и Юго-Восточной Украины. Шествие проходило в рамках IV Международного форума казачьей культуры, который было решено провести в Полтаве. Принимающей стороной с Украины выступило Верное Казачество.
Казаки прошли по историческому центру Полтавы и вышли в Корпусный Сад, к памятнику Победы. Здесь они встретились с представителями Православного Братства Александра Невского, Русской общины Полтавской области и организаций соотечественников. Возле памятника прошел торжественный митинг, который открыл Главный Атаман Верховного Казачества Алексей Селиванов.
Атаман подчеркнул, что память о совместной борьбе Русской армии, донских и запорожских казаков жива, несмотря на все попытки оболгать общую историю. От имени российской стороны, Алексей Кириченко зачитал официальное приветствие участникам форума, атаман Полтавского отделения Верного Казачества хорунжий Кучеров зачитал Обращение IV Международного форума казачьей культуры, в котором казаки призывают к установлению по-настоящему дружеских отношений Украины и России, и к прекращению героизации предателей – к демазепизации Украины.
После победного шествия по центру Полтавы, в сравнении с которым мазепинская «хода скорботы» выглядела бледно, реденько и малочисленно,** казаки заполнили поле Полтавской битвы, где приняли участие в возложении цветов к памятному Кресту.
После шествий представители казачьих делегаций молились на территории Крестовоздвиженского монастыря, где получили возможность приложиться к Образу Каплуновской Божией Матери – той самой Иконе, которой Император Петр благословлял войска накануне Победы.***
Помните, как Пушкин заканчивает свою «Полтаву»?
«Забыт Мазепа с давних пор;
Лишь в торжествующей святыне
Раз в год анафемой доныне,
Грозя, гремит о нем собор».
Забыт?
Нет, произошло нечто, напоминающее сюжет из гоголевской повести «Портрет». Лег спать Ющенко и – то ли заснул, то ли кажется ему – видит, как упал лунный отсвет на старую картину. Как заблестели глаза в золоченой раме. Как вперился в него острый, строгий и гордый взгляд. Как ожило изображение Мазепы, и как с грохотом упала на пол гетманская булава… Наутро «он опять подошел к портрету, с тем чтобы рассмотреть эти чудные глаза, и с ужасом заметил, что они точно глядят на него. Это уже не была копия с натуры, это была та страшная живость, которую бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы». Поневоле опустил глаза президент. А у ног его – чудо да и только! – и в самом деле лежит гетманская булава. Наконец-то нашлось оружие против клятых москалей!
Потом, говорят, и вообще сошел старый интриган с десятигривенной купюры, влез в украинскую жизнь. Только шлейф за ним, нехороший шлейф-остался. Гривна обесценилась, люди (если им нечего присвоить и продать) – обнищали. Но многие не унывают: Украина ведь «е»! Впрочем, самое удивительное в другом: лицо у Ющенко с той поры страшно изменилось. Словно у нежити стало.
* Доподлинно известно, что Полтавская победа произошла в день святого Сампсония Странноприимца, то есть 27 июня или 10 июля по новому стилю. Почему-то, однако в календаре славных дат утвердилось 8 июля. В этом – как будто лукавая попытка затушевать очевидное: небесную помощь, которая была оказана русскому оружию. Нынешнее празднование в Полтаве украинские власти и вовсе назначили на 27 июня по новому стилю. Как пишет очевидец событий, - словно в пику Русской Православной Церкви с ее незыблемым юлианским календарем.
** Соотношение сил было примерно таким же, как между верными России казаками и сторонниками Мазепы в 1709 году.
*** Забавная подробность. Вечером в первый день празднования на мемориальном поле Днепропетровский оперный должен был ставить «Бориса Годунова». Буквально за неделю до даты из Киева пришла «указiвка»: «Годунова» сменить на «Военный реквием» Бенджамина Бриттена. Какой, действительно, Годунов, когда и само 300-летие победы под Полтавой Виктор Ющенко отменил – все, что происходило 27 и 28 июня, называлось «Мероприятия по чествованию 300-летия событий, связанных с военно-политическим выступлением гетмана Украины Ивана Мазепы и заключением украинско-шведского союза».
P.S.
Здоровый жеребец, крепко получивший плеткой, примчался. Сквозь волнующуюся ковыльную степь воспоминаний. Через пыльные шляхи политики. Через туманные фантазии романтических писателей. Через грязные лужи пропагандистской лжи… Наконец кто-то схватил коня под уздцы. На крупе – привязанный детина. Исполосованная спина и… пониже спины. Дивитесь, люди, гетман-то голый!