|
Православный.Ру | |
|
НАЗАД (На предыдущую страницу) Молитва святого Василия Великого, 1-я
Владыко Господи Иисусе
Христе, Боже наш, Источниче жизни и безсмертия, всея твари видимыя и
невидимыя Создателю, безначальннго Отца соприсносущный Сыне и
собезначальный, премногия ради благости в последния дни в плоть
оболкийся, и распныйся, и погребыйся за ны благодарныя и злонравныя,
и Твоею Кровию обновивый растлевшее грехом естество наше; Сам
Безсмертный Царю, приими мое грешнаго покаяние, и приклони ухо Твое
мне, и услыши глаголы моя. Согреших бо, Господи, согреших на небо и
пред Тобою, и несмь достоин воззрети на высоту славы Твоея;
прогневах бо Твою благость, Твои заповеди преступив, и не послушав
Твоих повелений. Но Ты, Господи, незлобив сый, долготерпелив же и
многомилостив, не предал еси мя погибнути со беззаконьми моими,
моего всячески ожидая обращения. Ты бо рекл еси, Человеколюбче,
пророком Твоим: яко хотением не хощу смерти грешника, но еже
обратитися и живу быти ему. Не хощеши бо, Владыко, создания Твоею
руку погубити, ниже благоволиши о погибели человечестей, но хощеши
всем спастися, и в разум истины приити. Темже и аз, аще и недостоин
есмь небесе и земли, и сея привременныя жизни, всего себе повинув
греху, и сластем поработив, и Твой осквернив образ; но творение и
создание Твое быв, не отчаяваю своего спасения окаянный, на Твое же
безмерное благоутробие дерзая, прихожду. Прими убо и мене,
Человеколюбче Господи, якоже блудницу, яко разбойника, яко мытаря и
яко блуднаго, и возми мое тяжкое бремя грехов, грех вземляй мира, и
немощи человеческия исцеляяй, труждающияся и обремененныя к Себе
призываяй и упокоеваяй, непришедый призвати праведныя, но грешныя на
покаяние. И очисти мя от всякия скверны плоти и духа, и научи мя
совершати святыню во страсе Твоем: яко да чистым сведением совести
моея. Святынь Твоих часть приемля, соединюся Святому Телу Твоему и
Крови, и имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем и Святым
Твоим Духом. Ей, Господи Иисусе Христе, Боже мой, и да не в суд ми
будет причастие пречистых и животворящих Тайн Твоих, ниже да немощен
буду душею же и телом, от еже недостойнее тем причащатися; но даждь
ми, даже до конечного моего издыхания, неосужденно восприимати часть
Святынь Твоих, в Духа Святаго общение, в напутие живота вечнаго, и
во благоприятен ответ на Страшнем Судищи Твоем; яко да и аз со всеми
избранными Твоими общник буду нетленных Твоих благ, яже уготовал еси
любящим Тя, Господи, в нихже препрославлен еси во веки. Аминь. Соприсносущный – также вечный (присносущный – вечно существующий). Собезначальный – также не имеющий начала (вечный) и начальства (всевластный). В плоть облкийся – воплотившийся (облекшийся в плоть). (Далее следуют также причастные формы глаголов: распныйся – предавший Себя распятию, погребыйся – предавший Себя погребению). За ны – за нас. Глаголы моя – слова мои. Ты бо рекл еси… пророком Твоим – ибо Ты сказал через пророка Твоего. В разум истины приити – достичь познания истины. Темже и аз – поэтому и я. Аще и недостоин есмь – хотя я и недостоин. Сея привременныя жизни – этой кратковременной жизни. Сластем – чувственным наслаждениям. Благоутробие – милосердие. Яко блуднаго – то есть как блудного сына; Грех вземляй мира – берещий на Себя грехи мира (далее снова ряд причастий: исцеляй – исцеляющий, призываяй – призывающий, упокоеваяй – дающий покой). Совершати святыню – проявлять полную, совершенную святость, делаться вполне святым. Яко да чистым сведением совести моей – чтобы я с чистым свидетельством совести моей (сведение – свидетельство, буквально – со-ведение; само слово совесть состоит из тех же частей: со-весть, совместное с Богом знание, голос Бога в душе). От еже недостойне тем причащатися – от недостойного причащения их. До конечнаго моего издыхания – до последнего моего вздоха (буквально: последнего выдоха). Восприимати часть – причащаться. В напутие живота вечнаго – в напутствие в жизнь вечную. Общник – участник, тот, кто имеет общую часть. Нетленных – здесь: чистых, беспримесных, пребывающих в полном своем составе… Яже уготовал еси – которые Ты уготовал. В нихже – в которых.
+ Часть этой молитвы совпадает с тайной молитвой священника на Литургии святого Василия Великого, читаемой во время просительной ектении, перед молитвой Господней. В молитвах ко Причащению особенно часто напоминаются слова и эпизоды Священного Писания – прежде всего Евангелия, и это понятно: именно в Таинстве Причащения Бог наиболее явно входит в нашу жизнь, но постоянно должен быть открыт и другой путь для Его вхождения в нас: через слово Его, которое живо и действенно (Евр. 4, 12), которое должно постоянно действовать в нас и восприниматься как к нам лично обращенное, как нечто важнейшее для всей нашей жизни. Поэтому очень важно не «проскакивать» эпизоды Священного Писания в молитвах, а обновлять их в памяти, в сердце своем.
Ты бо рекл еси, Человеколюбче, пророком Твоим: Яко хотением не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему. –Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израелев? (Иез. 33, 11). Не хощеши бо, Владыко, создания Твоего руку погубити, ниже благоволиши о погибели человечестей, но хощеши всем спастися, и в разум истины приити. Здесь приведены слова Послания апостола Павла, где сказано, что Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (в Славянской библии: Иже всем человеком хощет спастися, и в разум истины приити) (Тим. 2, 4). Приме убо и мне, Человеколюбче Господи, якоже блудницу, яко разбойника, яко мытаря и яко блуднаго. Эта и последующие молитвы обращают нас к образу жены-грешницы, которая помазала ноги Иисуса миром (Лк. 7, 36-47), благоразумного разбойника, воззвавшего на кресте: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк. 23, 42), блудного сына (Лк. 15, 11-32); образ мытаря, скорее всего, собирательный: мы можем вспомнить при этом и апостола, евангелиста – мытаря Левия-Матфея, который, оставив все, пошел за Господом и удостоился принять Его в своем доме (Лк. 5, 27-32), и раскаявшегося начальника мытарей Закхея, который также удостоился посещения Христа (Лк. 19, 2-10) и смиренного мытаря Христовой притчи, который пошел в свой дом более оправданным, нежели фарисей (Лк. 18, 10-14), и, наконец, многочисленных мытарей и грешников, которые неоднократно делили трапезу с Христом и его учениками и следовали за Ним (Мф. 9, 11; 11, 19; Мк. 2, 15; Лк. 5, 30; 7, 34; 15, 1). Грех вземляй мира, и немощи
человеческия исцеляяй, труждающияся и обремененныя к Себе призываяй
и упокоеваяй, не пришедый призвати праведныя, но грешныя на
покаяние. Напомним места Евангелия, откуда взяты эти слова:
Вот Агней Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1,
29). Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я
успокою вас (Мф. 11, 28). Я пришел призвать не
праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13; Мк. 2, 17;
Лк. 5, 32). |