Святая Блаженная Ксения Петербургская Печать
Святые, блаженные и божии угодники СПб - Для паломников СПб
16.12.2010 11:41

СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ

 

(Память 24 января / 6 февраля)

 

МОЛИТВА

АКАФИСТ

Молитва о всякой семейной и бытовой нужде

 

Святая блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами от благочестивых и благородных родителей. Отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно. Достигнув совершеннолетия, Ксения Григорьевна сочеталась браком с певчим придворного хора полковником Андреем Федоровичем Петровым.

Началом подвига юродства Ксении послужила внезапная смерть мужа, умершего без христианского покаяния, что означает обречь душу на муки. Потрясенная этим страшным событием, 26-летняя вдова решила начать труднейший христианский подвиг юродства, чтобы принести в жертву Богу самое ценное, что есть у человека – разум, умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга.

Знаменитая на весь мир часовня Ксении блаженной.

Облачившись в костюм мужа, она стала всех уверять, что Андрей Федорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Федоровичем. Она сразу словно забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и поэтому казалась многим сумасшедшей, лишившейся рассудка.

Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые, и особенно после того, как Ксения раздала все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Родные Ксении даже подали прошение начальству умершего Андрея Федоровича, прося не позволять Ксении раздавать свое имущество в безумстве. Однако после разговора с Ксенией начальство убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распоряжаться своим имуществом, как ей угодно.

Очередь на поклонение в часовню.

Освободившись от всех земных попечений, Ксения в одном только мужнином костюме вышла на улицу на свое подвижническое странствие. Не имея какого-либо определенного места жительства, она целыми днями бродила по Петербургской стороне (ныне это Петроградский район Санкт-Петербурга), и в основном в районе прихода церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Странный костюм бедной женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее кротость и незлобие нередко давали злым людям и особенно уличным мальчишкам повод глумиться над ней. Блаженная безропотно терпела все эти поношения. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в сильном гневе. Издевательства мальчишек превысили всякое человеческое терпение: они ругались, бросали в нее камнями и грязью. С тех пор местные жители положили предел ее уличному преследованию.

Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья. Когда мужняя одежда окончательно износилась, она неизменно одевалась в красную кофту и зеленую юбку либо в зеленую кофту и красную юбку. Это были цвета военного обмундирования ее мужа. Милостыню она тоже не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейку с изображением всадника) и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и она сама.

Надгробие могилы Ксении блаженной.

Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.

А рабочие, строившие новую каменную церковь на Смоленском кладбище, вдруг стали замечать, что ночью кто-то приносит на леса строящейся церкви целые горы кирпича. Наконец решили разузнать, кто этот неутомимый работник. Каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что это известная «безумная» Ксения.

У часовни паломники поют акафист Ксении блаженной.

За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил Свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Она предрекла кончину Императрицы Елизаветы Петровны и Иоанна Антоновича. Купчихе Крапивниной предсказала кончину прикровенно: «Зелена крапива, но скоро увянет», а одной бедной девице – замужество.

Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, которых она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. Торговцы и извозчики старались ей чем-нибудь услужить. Особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения что-либо давала.

Она подвизалась в подвиге юродства около 45 лет и отошла ко Господу в самом начале Х1Х века в возрасте 72 лет. Погребена была святая угодница Божия на Смоленском кладбище Петербурга к югу от церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери, которую она помогала строить. Место ее погребения стало местом постоянного поклонения петербургских верующих.

У стены часовни с молитвой к скорой помощнице любимой Ксенюшке блаженной. Молитве все возрасты покорны.

В середине Х1Х века над могилой блаженной Ксении соорудили маленькую каменную часовню. В 1902 году освятили сменившую старую новую часовню – тоже каменную, но гораздо больших размеров. Внутри часовни установили мраморное надгробие с мраморным киотом за ним.

После революции большевики закрывали часовню, но никакими усилиями безбожников невозможно было заглушить в народе память о блаженной Ксении и веру в ее молитвенное предстательство перед престолом Божиим.

В 1987 году митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) Патриарх Московский и всея Руси, вновь освятил часовню после ее капитального ремонта.

Святая блаженная Ксения Петербургская была прославлена в лике святых Русской Православной Церковью в 1988 году.

 

Петербургские святые. Календарь 2008:

Сост. Соколовская Л.А. – СПб.: Диалог, 2007.

Обновлено 16.12.2010 12:12