Владимир Священномученик митрополит Киевский и Галицкий
 
 
 







Владимир Священномученик митрополит Киевский и Галицкий PDF Печать E-mail
Молитвы и о молитвах - Молитвы и акафисты новомученикам исповедникам ХХ в
24.11.2011 09:38

 

Священномученик Владимир
митрополит Киевский и Галицкий

 

1v

 

1848 – 1918

 

(Память 25 января / 7 февраля)

В день Собора Новомучеников и исповедников Российских

 

никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России" - эти слова митрополит Киевский и Галицкий Владимир произнес за полтора месяца до своей мученической кончины, последовавшей 25 января 1918 года.

Последние часы перед смертью и сама смерть были столь трагичны и так, казалось, не соответствовали его праведной и подвижнической жизни, что у многих современников родилась мысль о промыслительности этой судьбы. "Народ наш совершил грех, - сказал на Поместном Соборе по поводу мученической кончины митрополита Владимира протоиерей Иоанн Восторгов, также погибший в 1918 году, - а грех требует искупления и покаяния. Для искупления прегрешений народа и побуждения его к покаянию всегда требуется жертва. И в жертву всегда избирается лучшее, а не худшее. Вот где тайна мученичества старца-митрополита..."

В истории Русской Православной Церкви митрополит Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) был единственным иерархом, который занимал все три митрополичьи кафедры - Московскую, Петербургскую и Киевскую. Он родился 1 января 1848 года от благочестивых родителей в селе Малые Моршки Тамбовской губернии, где отец его был священником (впоследствии отец Никифор был также зверски убит). Василий окончил духовное училище, затем Тамбовскую Духовную Семинарию, а в 1874 году - Киевскую Духовную Академию, после чего был направлен преподавателем в родную Тамбовскую Семинарию. С 1882 по 1886 год отец Василий служил на приходе в городе Козлове Тамбовской губернии. Его отличали особая ревность в совершении богослужений и проповеди.

В 1886 году после смерти жены и единственного ребенка молодой священник поступил в Козловский монастырь, где принял постриг с именем Владимир. Однако не судил Господь Своему избраннику пребывать в тихой обители: в том же году он был посвящен в сан епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, а в 1891 году получил назначение в Самарскую епархию - в дни, когда губернию постигли неурожай и эпидемия холеры. В дни народного бедствия Владыка Владимир учредил особый епархиальный комитет приходской взаимопомощи, содействовал устройству столовых и чайных для дешевого и даже бесплатного питания голодающих. В проповедях и печатных воззваниях Владыка побуждал духовенство и все местное общество прийти на помощь несчастным. Он возглавлял общественные моления об избавлении от бедствия, совершал поминовение умерших от холеры на инфекционных кладбищах и безбоязненно бывал в местах, охваченных эпидемией.

В разных популярных изданиях Владыка старался распространять в народе здравые понятия о холерной эпидемии, медицинских и профилактических средствах борьбы с нею.

С 18 октября 1892 года в течение шести лет Преосвященный Владимир управлял Грузинским Экзархатом в сане архиепископа Карталинского и Кахетинского.

В эти годы он особо заботился о духовном просвещении разноплеменного православного населения кавказского края: открывались новые храмы, церковно-приходские школы.

Для ознакомления с нуждами грузинского духовенства и населения Преосвященный Владимир совершал частые продолжительные поездки по краю.

В 1898 году архиепископ Владимир стал митрополитом Московским и Коломенским, на этой кафедре он служил пятнадцать лет.

Главной задачей Владыка считал оживление пастырской деятельности.

Из Грузинского Экзархата митрополит пригласил протоиерея Иоанна (Восторгова) - известного миссионера, под влиянием проповеди которого в течение трех лет три несторианских епископа в Персии - Мар Илия, Мар Иоанн и Мар Мариан - присоединились к Православию. Владыка Владимир назначил его синодальным миссионером-проповедником, членом миссионерского и училищного советов при Святейшем Синоде, настоятелем московского храма Покрова-на-Рву, Василия Блаженного.

Также Владыка принял в Московскую епархию для служения бывшего ректора Воронежской Духовной Семинарии протоиерея Д.Ф. Певницкого и бывшего преподавателя той же Семинарии, известного религиозного писателя и издателя духовных книг протоиерея В.А. Маврицкого и других.

Широко известна деятельность московских пастырей-духовников отца Валентина Амфитеатрова, отца Алексия Мечева, иногда приезжали в Москву отец Иоанн Кронштадтский, оптинские старцы отцы Анатолий (Зерцалов), Варсонофий (Плиханков). Как священно-архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, митрополит Владимир поддерживал старцев - отцов Варнаву и Исидора; в Лавре издавались замечательные "Троицкие листки".

Владыка считал чрезвычайно важной христианизацию московской аристократии и интеллигенции. Одним из его помощников в этом деле был епископ (впоследствии митрополит) Трифон (Туркестанов), в речи на епископской хиротонии которого митрополит сказал: "Не оставляй вне пастырского воздействия и те наши сословия, к которым ты так близко стоишь по своему происхождению. Не упускай случая указывать им на возможность совмещения здравых научных познаний с искренней верой, современных открытий и усовершенствований с вечными началами духовной жизни".

Благодаря заботам митрополита Владимира в Москве появились аристократические салоны, ставшие для высшего сословия средоточием религиозной мысли. Князь Ф. Жевахов вспоминал: "С беседами выступал митрополит Владимир и пребывающие в Москве епископы. Читали свои рефераты и миряне, посещали означенные салоны все, кто хотел, начиная от членов Государственного совета и сенаторов и кончая гимназистами и семинаристами... После бесед происходил обмен мнений... Я видел, как почтенные генералы, сановники и вельможи робко подходили к лектору и задавали ему ряд таких вопросов, которые свидетельствовали как об их душевной драме, так и о той великой вере, какая была, казалось, способна на героические подвиги и жертвы, но с которой они не знали, что делать. Я видел и таких, которые уже не решались делиться своими недоумениями и сомнениями из опасения, чтобы их вопросы не показались слишком элементарными и не обнажили бы их полного неведения в области религии. Постоянные посетители этих салонов с особенным вниманием вслушивались в слова лектора, отмечали его слова в своей записной книжке в надежде осмыслить их и найти в них ответы на мучившие их вопросы".

Нередко Владыка Владимир посещал фабрики и после молитвы беседовал с рабочими на самые разные темы.

В 1902 году по инициативе московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича при энергичном содействии митрополита Владимира и обер-полицмейстера Трепова были открыты общеобразовательные чтения для фабрично-заводских рабочих города Москвы. В программу чтений входили лекции богословского содержания, беседы из курса русской истории и географии, чтения по русской народной словесности и литературе, эпизодические чтения по русскому искусству, занятия по церковному и светскому пению, оркестровой музыке.

В целях непрерывного преподавания народу православного христианского учения при непосредственном участии Владыки в Москве был устроен обширный так называемый епархиальный дом, которому впоследствии было присвоено имя митрополита Владимира. В храме его при ежедневном богослужении произносились проповеди, велись богословские чтения.

Известно, что Владыка Владимир был духовным руководителем великой княгини Елизаветы Федоровны, которой он помог в основании Марфо-Мариинской обители. 10 апреля 1910 года за Божественной литургией митрополит Московский Владимир возложил на сестер обители нагрудные кипарисовые кресты на белых лентах, а великую княгиню Елизавету Федоровну возвел в сан настоятельницы обители. В апреле 1912 года митрополит Владимир освятил Покровский храм Марфо-Мариинской обители.

Сам Владыка в силу врожденной скромности и даже некоторой застенчивости казался малодоступным и сухим; лицо его, всегда нахмуренное, носило отпечаток какой-то глубокой скорби. Не очень обаятельная внешность помогала ему творить дела милосердия незаметно для посторонних.

Митрополит Владимир энергично содействовал насаждению трезвости: сам вел беседы с больными людьми и издавал листки и брошюры о губительности пьянства.

Московская Духовная Академия в течение 14 лет находилась под управлением Высокопреосвященного митрополита Владимира. Он всегда содействовал подъему христианского просвещения.

Выражая признательность Высоко-преосвященнейшему Владыке и отдавая должное трудам архипастыря, профессора Академии ходатайствовали перед Советом Академии о возведении его в степень доктора богословия. Особенно заботился митрополит Владимир о семинаристах. В одной из бесед с ними Владыка отметил: "Вы скажете, что хлеб Церкви теперь стал черствым. Вероятно, иногда это бывает. Сухая корка не поддается молодым зубам. Но следует прежде всего думать не о том, что можно взять от народа, а что ему сами вы можете дать. Народ беден, жизнь его разъедается пороками пьянства и разврата. Он блуждает в дебрях сектантства и раскола. Когда в народную среду вы внесете истинный свет христианского знания, тогда улучшится материальное положение народа и он сумеет вас отблагодарить. Нужно помнить, что материальное благоденствие пастыря - не самое главное в его жизни. Служение пастыря само по себе безмерно высоко и имеет ценность в самом себе. Пастырь вносит свет в темную среду, пробуждает лучшие чувства, вносит в душу народа мир и спокойствие".

Характеризуя митрополита Владимира в эпоху его московской деятельности, один иерарх писал: "Кроткий и смиренный, ничего для себя лично никогда не искавший, правдолюбивый и честный. Владыка Владимир постепенно восходил на высоту иераршей лестницы и привлек сердца церковной и патриотической России в дни всеобщего шатания и измены (1904-1905), когда немногие оставались верными долгу и присяге, твердыми в защите Православной Церкви".

Литературные сочинения митрополита Владимира носят характер бесед, поучений; только немногие из них могут быть названы собственно богословскими трактатами: здесь и переводные труды, и апологетические статьи против пьянства, много публикаций для детей. Особое место занимают сборники проповедей, в которых он просто и искренне говорит о самых злободневных проблемах, волновавших его современников.

В 1912 году Высокопреосвященный Владимир назначается митрополитом Петербургским и Ладожским.

В 1915 году Владыка был переведен на Киевскую кафедру с сохранением первенствующего места в Синоде.

14 апреля 1917 года указом Временного правительства митрополит Владимир был освобожден от присутствия в Синоде.

Начавшаяся Октябрьская революция производила нестроения в церковной жизни на Украине. Епархиальный съезд духовенства и мирян в Киеве выдвинул требование о создании независимой от Синода украинской Церкви. Митрополит Владимир предостерегал, что дробление Церкви приведет к торжеству внутренних и внешних врагов, призывал пастырей и пасомых терпеливо относиться к своим обязанностям участия в церковном епархиальном управлении, избегая вражды и разделения. Архипастырь терпел в эти дни много тяжких обид и незаслуженных оскорблений.

Самочинное украинское управление во главе с архиепископом Алексием (Дородницыным) направило во все духовные консистории "украинских комиссаров". Прекратилось возношение за богослужением имени Всероссийского Патриарха Тихона; вместо него поминали "всеукраинскую церковную раду".

Митрополит Владимир в это время находился на Всероссийском Церковном Соборе в Москве, и новое церковное управление решило не допустить его возвращения в Киев. Однако православное население города на многолюдном собрании приходских советов постановило всеми силами препятствовать образованию автокефальной украинской Церкви.

По возвращении митрополита в Киев представители рады явились в его покои с грубым требованием об уходе Владыки с Киевской митрополии. Видя, что угрозы не помогают, члены церковной рады решили пойти другим путем: как-то поздно вечером в лаврскую квартиру митрополита явился священник Фоменко в сопровождении военного и с неожиданной ласковостью стал предлагать Владыке Владимиру патриаршество в украинской Церкви. Однако за это ночные посетители требовали выдать из средств митрополичьего дома сто тысяч рублей.

После заявления митрополита о том, что средства принадлежат всей епархии, которая и распоряжается ими, поведение пришедших стало настолько угрожающим, что митрополит был вынужден пригласить монастырскую братию, чтобы выпроводить непрошенных гостей. Однако они безобразничали в митрополичьих покоях еще часа полтора.

Устроившийся в Лавре архиепископ Алексий Дородницын стал настраивать монахов-украинцев против законного митрополита Владимира в надежде добиться его увольнения и самому управлять украинской церковью.

Обстановка в Лавре накалялась. Примерно 800 монахов, в основном из простых крестьян, становились враждебными канонической власти. Когда в монастырскую среду впервые проникли слухи о возможности покушения на жизнь митрополита, то не только младшая, но даже старшая братия не приняли никаких мер к охране своего архипастыря.

В результате интриг архиепископа Алексия находились монахи, которые притесняли Владыку даже в мелочах. Ему иногда отказывали даже в лошадях для выезда. Он чувствовал себя в митрополичьих покоях Лавры, как в осажденной крепости.

В январе 1918 года в Киев пришла гражданская война. Многие обители и храмы подвергались обстрелу. С 15 января в Лавру долетали ружейные пули и снаряды, а с 22 января монастырь подвергся жесточайшему обстрелу. На следующий день бойцы Красной Армии овладели Лаврой. Во время обстрелов митрополит Владимир молился в храме или у себя в покоях. Последнюю литургию Владыка совершил 21 января, в воскресенье, в великой лаврской церкви. 24 января митрополит в той же церкви служил акафист Успению Божией Матери. Это последнее служение митрополита Владимира в церкви накануне расстрела, по воспоминаниям сослужащих, было особенно проникновенным.

Вечером 25 января пятеро вооруженных людей, войдя в Лавру, спросили одного монаха, где живет митрополит.

В митрополичий дом позвонили. Владыка вышел к убийцам и спросил: "В чем дело?" Трое увели Владыку в комнату и там оставались с ним наедине некоторое время. У дверей поставили караул. Затем повели митрополита в верхние покои.

Через двадцать минут окруженный солдатами митрополит вышел в рясе с панагией и в белом клобуке.

У крыльца к Владыке подошел под благословение его старый келейник Филипп, но матрос оттолкнул его, крича: "Довольно кровопийцам кланяться, наклонялись, будет!" Владыка все-таки подошел к келейнику и благословил его, поцеловал и, пожав руку, сказал: "Прощай, Филипп!" Потом вынул из кармана платок и вытер слезы.

Филипп передавал, что митрополит был спокоен, словно шел служить литургию. Поравнявшись с лаврским собором, митрополит остановился и, перекрестившись, низко поклонился, как бы прощаясь с обителью; он тихо напевал Благообразный Иосиф...

У боковых ворот толпились монахи. Увидев процессию, они молча расступились.

От лаврских ворот к месту расстрела Владыку привезли на автомобиле. Остановились у пригорка между Лаврой и Никольским военным собором. Владыка спросил: "Вы здесь меня хотите расстрелять?" Один из убийц ответил: что же, церемониться с тобой, что ли?" Тогда митрополит Владимир спросил разрешения помолиться Богу, на что последовал ответ: "Только поскорей". Воздев руки к небу, Владыка молился вслух: Господи, прости мои согрешения вольныя и невольныя и приими дух мой с миром! Потом благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: "Господь вас да простит". Так по-христиански, с молитвой и величайшим мужеством митрополит Владимир принял мученическую смерть.

Из лаврской братии никто не последовал за Владыкой. Всю ночь тело пролежало на пригорке. Убитый лежал на спине, покрытый шубой; при нем не оказалось панагии, клобучного креста, чулок, сапог с галошами и золотых часов с цепочкой. Лишь на другой день его увидела проходившая мимо женщина и принесла ужасную весть в Лавру. Прибывшая на место убийства братия Лавры перенесла тело своего архипастыря, положила его во гроб и на следующий день похоронила его...

Уже вскоре на месте мученической кончины был водружен крест, обнесенный оградой, сюда стали приходить богомольцы.

На заседании Всероссийского Собора 15/28 февраля 1918 года прозвучали глубокие, полные религиозного дерзновения слова, вскрывающие смысл духовного подвига русских мучеников и подтверждающие несомненное убеждение Собора в их святости.

Первым произнес свое авторитетные свидетельство Святейший Патриарх Тихон: "Мы глубоко верим, что мученическая кончина Владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого, но и жертвой благой во очищение грехов великой Матушки-России".

"История показывает, что сила гонений всегда слабее духа исповедничества и мученичества, - сказал митрополит Новгородский Арсений. - Сонм мучеников освещает нам путь и показывает силу, перед которой не устоят никакие гонения. Убиенный святитель кровию оросил служение Русской Церкви и остался верен своему долгу. И на нем исполняются слова Тайнозрителя: Буди верен до смерти, и дам ти венец живота".

Мученическая кончина митрополита Владимира открыла новую страницу в истории русской святости. Ею начался длительный период гонений, во время которых многие тысячи верующих приняли мученический венец.

Честные мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, были обретены летом 1992 года и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Память священномученика Владимира празднуется 25 января старого стиля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.

 

Православие и современность. Электронная библиотека.

" (www.lib.eparhia-saratov.ru).

 

АКАФИСТ

 

Кондак 1

 


Избранный пастырю Христова стада и сосуде достойный Божия благодати, веры Православной поборниче, от безбожников даже до смерти пострадавый, песньми велегласно восхваляем тя, светозарный отче наш Владимире, ты же, дерзновение ко Господу имый, на стезю спасения настави нас, благочестною любовию поющих ти: Радуйся, Владимире, негасимый Православия светильниче.

 

 

Икос 1


Ангельскою любовию ко Господу горевый и измлада нрав твой долготерпелив и кроток показавый, миру Православному христианин всесовершен явился еси, исповедниче Христов Владимире. Днесь же Трисвятую песнь на Небесех со Ангельскими чинми воспеваяй, недостойных нас услыши на земли, со слезами умиления взывающих:

Радуйся, благочестивых родителей преславное рождение;

Радуйся, благое и богодуховенное тех воспитание.

Радуйся, от юности Христу служити возжелавый;

Радуйся, нелицемерную по Бозе ревность показавый.

Радуйся, благоутробия Христова подражателю;

Радуйся, Евангельскаго слова благовествователю.

Радуйся, блистание Божественнаго света;

Радуйся, сияние Небесныя благодати.

Радуйся, души верных просвещаяй;

Радуйся, сердца ищущих правды Божией озаряяй.

Радуйся, человече Небесный;

Радуйся, Ангеле земный.

Радуйся, Владимире, негасимый Православия светильниче.

 

 

Кондак 2

 
Видя и разумевая во всяцей скорби и напасти ко спасению душ наших наставление, не уны и не отчаяся, святый Владимире, егда лишился еси сына отрока и любезныя твоея супруги. Но терпеливно скорбь сию подъял еси и утешение в монашестве обрел еси, стопы своя к единому служению Христову направляяй. Сподоби же и нас во всех бедах Благоподателя святую волю разумети, не противлятися спасительному Промыслу Его, но присно славити за вся Творца и Бога: Аллилуиа.

 

 

Икос 2

 
Разум Всевышний приосени тя, пастырю всехвальный наш Владимире, егда избра тебе Господь во Епископа Святыя Церкве Православныя, во еже день и нощь пещися ти о агнцех Божиих, да ни един убо от них погибнет. Ты же, яко послушник трудолюбный, пастырское делание смиренномудренно творил еси. Тако и ныне, во обителех Небесных пребываяй, наставник неусыпный буди нам, на тя надеющимся и глаголющим из глубины сердечныя:

Радуйся, вся красная и сладкая мира сего презревый;

Радуйся, от тленных на нетленная очи духовныя обративый.

Радуйся, епископство яко великий дар Господень восприявый;

Радуйся, обильно в хиротонии благословение Небесное стяжавый.

Радуйся, надежный ко спасению путеводителю;

Радуйся, заблуждших неустанный вразумителю.

Радуйся, мудрых века сего мудрейший; радуйся,

Рабе Христов добрейший.

Радуйся, Иерарше славный, со святыми почиваяй;

Радуйся, молитв твоих покровом паству присно соблюдаяй.

Радуйся, неусыпаемый в бедах помощниче;

Радуйся, благий о нас печальниче.

Радуйся, Владимире, негасимый Православия светильниче.

 

 

Кондак 3


Силою Всевышняго незримо укрепляемь, истинное мужество явил еси, преблаженне пастырю Владимире, егда спасал еси от глада и от мора твоя страдающая чада. Зря окрест, яко мнози уморяхуся, и не смутися, но Крестом Животворящим и Честным вооружився, прехождаше посреде людей самарских, помощь подая, печали утоляя. Такоже и нам, духовным гладом истощаемым и недугом маловерия одержимым, помози предстательством твоим ко Господу, прославляемому присно: Аллилуиа.

 

 

Икос 3


Имеяй выну попечение о чадех Божиих, сия отечески к богоугодней жизни направлял еси, постом, молитвою и праведными делы предивный подвиг в подражание святым Христовым показавый. Твоя же пастырския добродетели хваляще, тя ублажаем, Боголюбче, сице:

Радуйся, благоутробия великаго сокровище;

Радуйся, Божественнаго Промышления о нас приятелище.

Радуйся, Святыя Церкве Православныя украшение;

Радуйся, о чадех твоих теплое моление.

Радуйся, о мире паствы твоея рачителю;

Радуйся, от всяких бед усердный наш хранителю.

Радуйся, покрове, на пути спасения нас осеняяй;

Радуйся, столпе огневидный, во тьме неведения нас просвещаяй.

Радуйся, яко корение смущений трудолюбно исторгал еси;

Радуйся, яко терние неверия глаголом попалял еси.

Радуйся, Архиерею Божий, Пастыреначальником Христом прославленный;

Радуйся, Иерарше Христов, дары Духа Святаго преисполненный.

Радуйся, Владимире, негасимый Православия светильниче.

 

 

Кондак 4


Бурю велию прещений вражиих отврати от нас молитвами твоими, всеусердный Господа служителю Владимире, и буди нам и ограждение необоримое, яко в животе твоем защититель безмездный был еси всем, Царю Небесному поющим: Аллилуиа.

 

 

Икос 4


Слыша и видя множество напастей мира сего, сам болезнь и тяготы терпя, николиже ближния и други забывал еси, отче милосердне наш Владимире, но отеческими попечении всем помогая, ни едино же прошение нуждающихся презрел еси. Научи и нас друг друга тяготы носити, воспевающия тя и прославляющия сице:

Радуйся, любовию Божественною горяй;

Радуйся, за други своя душу не щадяй.

Радуйся, яко многи скорби и труды подъял еси;

Радуйся, яко вся ради Возлюбльшаго тя претерпел еси.

Радуйся, вдовиц и сирых щедрейший питателю;

Радуйся, гонимых и обидимых предстателю.

Радуйся, скорбящих сострадателю;

Радуйся, просящим милости подателю.

Радуйся, чаше, елей милости Божия к нам содержащая;

Радуйся, горо, тучи гнева Господня от нас отводящая.

Радуйся, и по преставлении твоем с нами пребываеши;

Радуйся, яко в селениих Небесных почивая, нас не оставляеши.

Радуйся, Владимире, негасимый Православия светильниче.

 

 

Кондак 5


Боготечная звезда явился еси миру и светильник теплый людем Православным, всероссийский Архипастырю Владимире, иже пастыреначальник в триех стольных градех русских бывый, и наипаче же о обличении расколов порадевый, во еже нераздран хитон Христов нешвенный сохранити. Таковому о тебе произволению Господню радующеся, воспеваем Ему: Аллилуиа.

 

 

Икос 5


Видя тя в селениих Небесных, зело радуется святый равноапостольный Владимир, имже возсия нам свет Христовы Истины, зане и ты Божественною волею в богохранимем граде Киеве прославился еси, страдальчествуя за Христа во дни великих испытаний. Тако и мы, блаженне, ликовствуем о тебе:

Радуйся, крестителя Руси достойный соименниче;

Радуйся, того неленостный споспешниче.

Радуйся, в стране Российстей боголучно возсиявый;

Радуйся, паству всероссийскую духовно удобрявый.

Радуйся, богоугодно на земли поживый;

Радуйся, любовию Божественною страх смертный победивый.

Радуйся, священномучениче, за Христову веру пострадавый;

Радуйся, страдальче, дух твой в руце Господу предавый.

Радуйся, смерть вкусивый, тления не знаяй;

Радуйся, с Печерскими отцы во святых пещерах почиваяй.

Радуйся, обители преславней украшение;

Радуйся, монашествующих в ней утешение.

Радуйся, Владимире, негасимый Православия светильниче.

 

 

Кондак 6


Проповедниче усердный слова Божия, Владимире, многомудрыми вещании твоими лжеучения безбожных обличал еси, от прельщений душепагубных Христова чада сохраняя. Темже удостоился еси непрестанных славословий на земли, воспеваяй в Вышних Богу: Аллилуиа.

 

 

Икос 6


Возсиял еси в отечестве своем, исповедниче Христов Владимире, яко новое светило на небесней тверди, сиянием подвигов твоих тьму нечестия разгоняяй и мир Православный ублажати тя сице подвизаяй:

Радуйся, крепкая вайе древа Правоверия;

Радуйся, богоизбранный посрамителю неверия.

Радуйся, Евангельское слово, яко меч духовный, возлюбивый;

Радуйся, от стрел лукаваго щитом веры ся оградивый.

Радуйся, усты многомудрыми Божественныя истины вещаяй;

Радуйся, пред Богом заступление нам крепкое являяй.

Радуйся, свеще, молитвенным огнем за нас горящая;

Радуйся, драгое миро, в храме Божием благоухающее.

Радуйся, даров Небесных неоскудное вместилище;

Радуйся, Божественныя мудрости хранилище.

Радуйся, крепкое падающих возведение;

Радуйся, стоящих право утверждение.

Радуйся, Владимире, негасимый Православия светильниче.

 

 

Кондак 7


Хотяй прославити тя верою необоримою, даде узрети ти Владыка наш Господь, како безбожницы в обители Печерстей, яко во аде бесы, бесновашася, безстудие творяще и древния святыни оскверняюще. Но сих прещений вражиих не убоявся, богоизбранный отче наш Владимире, Заступнику Единому от всяких зол усердная моления вознесл еси, взывая неослабне Богу: Аллилуиа.

 

 

Икос 7


Новый образ милосердия явися нам, мучениче и Святителю Владимире, егда пред кончиною благословил еси мучители твоя. Таковому твоему незлобию дивящеся и в тебе неизреченну славу Человеколюбца зряще, славословим тя и восхваляем сице:

Радуйся, милосердия Небеснаго зерцало;

Радуйся, Христовы Церкве твердое забрало.

Радуйся, прерадостное наше утешение;

Радуйся, лукавым силам устрашение.

Радуйся, молитися за недруги учивый;

Радуйся, и сам мучители своя простивый.

Радуйся, яко тобою безумнии глумителие посрамляются;

Радуйся, яко тобою сила Божия является.

Радуйся, иже всечестно почитаемь на земли;

Радуйся, иже венцем нетленным украшен на Небеси.

Радуйся, яко с преподобными отцы во веки пребываеши;

Радуйся, яко отечество наше купно с теми защищавши.

Радуйся, Владимире, негасимый Православия светильниче.

 

 

Кондак 8


Страннолепен и великоименит, исповедниче Христов Владимире, яко радетель неусыпный о Господнем Доме был еси, молитвы и труды твоя на благоустроение храмов направляя. О чиннем же богослужении и доброгласнем пении ревнуя, награду велию у Господа снискал еси, в Небесных вертоградех Ангелы пет быти. Мы убо зряще ныне храмов разорение и лепоты церковныя оскудение, к тебе взываем: помози воздвигнути святыя храмы в душах наших и добродетельми их украшати, с тобою купно воспевающе Благоподателю и Жизнодавцу: Аллилуиа.

 

 

Икос 8


Всея земли Российския Архипастырю, иже из новомучеников первый пострада во время лютое гонений на Православных христиан, зовем тя, благодать стяжавшаго молитися за мир: не премолчи о нас, к священней твоей раце припадающих и во умилении поющих песнь тебе:

Радуйся, крест свой на рамена, яко Христос, подъявый;

Радуйся, стезю страданий за Него избравый.

Радуйся, мудрейший странниче, иский отечества Небеснаго;

Радуйся, угодниче Христов, презревый вся земная.

Радуйся, Дому Божию надежный стражу и хранителю;

Радуйся, иереев юных добрый попечителю.

Радуйся, кающихся с Богом примирителю;

Радуйся, Спасителя возлюбльших покровителю.

Радуйся, достойный Ангелов собеседниче;

Радуйся, Апостолом Христовым сопрестольниче.

Радуйся, благоприятную ко Господу молитву возсылаяй;

Радуйся, теплою молитвою твоею державу нашу согреваяй.

Радуйся, Владимире, негасимый Православия светильниче.

 

 

Кондак 9


Вси чини Ангельстии и Святителей лик удивишася, зряще тя, Владимире, новаго мученика, в пострадавшей и поруганней земли Российстей просиявшаго. Мы же ныне прославляюще подвиг твой, ко Господу и Спасу нашему взываем: Аллилуиа.

 

 

Икос 9


Ветия богомудрый Церкве Православныя и доблий воин Христов был еси, священномучениче препрославленный Владимире. Имеяй сердце мягко, аки воск, но волю тверду, аки адамант, не гнулся еси семо и овамо ниже пред властию людскою, ниже пред обстоянии мирскими, и сего ради поношения приял еси. Верность же Господу Единому хранивый выну, услыши ныне песнь победную сию:

Радуйся, воине Христов непобедимый;

Радуйся, в терпении твердейший адаманте невредимый.

Радуйся, яко неблагомыслящих наветы претерпел еси;

Радуйся, яко от яростивых поношения приял еси.

Радуйся, сердец смятенных умирителю;

Радуйся, от озлобления на нас враждующих хранителю.

Радуйся, духовных совершенств высоте;

Радуйся, смирения Христианскаго глубине.

Радуйся, российских мучеников удобрение;

Радуйся, Архиереев Православных похваление.

Радуйся, яко от неверия избавляеши;

Радуйся, яко от малодушия исцеляеши.

Радуйся, Владимире, негасимый Православия светильниче.

 

 

Кондак 10


Спасительнаго Промысла о нас сияние явися нам, егда страдальческую смерть приял еси, священнопроповедниче Владимире, ты бо искупительная жертва был еси во очищение людей Православных, отступлением от веры согрешивших. Мы же ныне сокрушенным сердцем со слезами о спасении страны Российския моляще, к Судии Благоутробному взываем: Аллилуиа.
 


Икос 10


Стено и ограждение державы нашея, Святителю Владимире, радетель неустанный о уставех Православных был еси. Сохрани и ныне нас от пагубныя ереси, огради от раздирания Церквей, упаси от соблазнения лжеученьми, да пребудем в лоне Церкве Истинныя. Твоего же ради заступления неустанно вопием ти сице:

Радуйся, Православия неблазненный ревнителю;

Радуйся, шатания Церквей искоренителю.

Радуйся, церковных Таинств благочестный совершителю;

Радуйся, в Небесный Иерусалим путеводителю.

Радуйся, мечу, раскол и ересь посецаяй;

Радуйся, небесный громе, гордых устрашаяй.

Радуйся, Евангельскаго света чудное блистание;

Радуйся, за правду поносимых упование.

Радуйся, Господню волю сотворивый;

Радуйся, Христовы заповеди сохранивый.

Радуйся, яко честную кровь за веру пролиял еси;

Радуйся, яко блаженство неотъятное стяжал еси.

Радуйся, Владимире, негасимый Православия светильниче.

 

 

Кондак 11


Пение похвальное, еже приносим ти, богоблагодатный пастырю Владимире, несть довольно восхвалити яко подобает тя, благочестное вместилище Святаго Духа, но всехвальных ради добродетелей твоих вопием ти: моли Господа о нас, студными грехми окалявшихся, да низпослет чудеса неизреченныя Своея милости на нас, с тобою вкупе днесь поющих Ему: Аллилуиа.

 

 

Икос 11


Светодательная свеща явился еси нам, исповедниче Христов и пастырю святый Владимире, разгоняяй нощь нечестия и освещали путь во тьме ходящих. Ныне убо умоляти не престай Христа Спаса и Владыку нашего, да не даст нам уклонитися стези, ко спасению нас грешных приводящия, но сподобит нас во Царствии Своем тя со Ангелы святыми воспевати:

Радуйся, несокрушенный щите, защищаяй благочестие;

Радуйся, мечу победный, посецаяй злочестие.

Радуйся, блуждающих в духовном мраце окормителю;

Радуйся, честнейший преподобия хранителю.

Радуйся, светильниче Господень, Церковь озаряяй;

Радуйся, молящихся ти души умиряяй.

Радуйся, яко недугующих исцеляеши;

Радуйся, яко окамененных сердцем оживляеши.

Радуйся, печальниче болящим и безпомощным;

Радуйся, заступниче убогим и обидимым.

Радуйся, яко помраченных просвещаеши;

Радуйся, яко просвещенных утверждаеши.

Радуйся, Владимире, негасимый Православия светильниче.

 

 

Кондак 12


Благодать дадеся ти от Бога, отче приснославимый Владимире, во еже быти нерушиму каменю Христовы Церкве. Твоему же образу желающе всем сердцем подражати, умоляем тя, блаженне, непрестанно: заступи, да не прельстят нас чудеса, силою лукаваго творимая, ниже лжепророцы соблазнят. Но в единомыслии и Правоверии вся Христианы сохрани, прославляющия Бога Истиннаго: Аллилуиа.

 

 

Икос 12


Поем праведное житие твое, восхваляем пречестное твое имя, почитаем за Христа страдания твоя, удивляемся духовней твоей крепости, радуемся славному обретению мощей твоих, новомучениче пресвятый Владимире, и любовию воспоминающе о подвизех твоих, восписуем ти хваления сия:

Радуйся, победоносною светлостию облеченный;

Радуйся, Святительскому лику сопричтенный.

Радуйся, поспешниче усердный ада Разрушителя;

Радуйся, последователю верный распятаго Учителя.

Радуйся, за веру и отечество живот свой положивый;

Радуйся, Архиерею добрый, Богу Человеколюбцу угодивый.

Радуйся, яко живот твой непорочен сохранивый;

Радуйся, яко до смерти верен Господу пребывый.

Радуйся, венцем победным паче звезд на небеси блистаяй;

Радуйся, тимпане сладкозвучный, славу Божию бряцаяй.

Радуйся, во отечестве Небеснем ныне пребываяй;

Радуйся, и о земнем отечестве твоем не забываяй.

Радуйся, Владимире, негасимый Православия светильниче.

 

 

Кондак 13


О страдальче многосветлый и Святителю Христов Владимире! Приими малое хваление сие, в простоте сердечней возносимое. Вонми гласу недостойному молящихся тебе и твоими скорыми ко Господу прошении умоли Его пробавити благоутробие Свое на ны, да сподобимся в блаженней радости воспевати Ему славу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

 

МОЛИТВА

О священномучениче и исповедниче Христов Владимире! Услыши слезныя молитвы чад твоих и воздыхания, сердцем сокрушенным и смиренным приносимыя. Се бо беззаконии омрачихомся и того ради бедами, яко тучами, обложихомся. Но ты, святе Владимире, понеси яко сильный немощи наша, не отлучайся от нас духом, да не разлучимся в конец от любве Божия. Призри милостивно на предстоящия и молящияся пред святою иконою твоею и вся прошения их во благое исполни. Веруем бо, яко твоих страданий ради за отечество и люди российския велие дерзновение ко Господу имаши. Егоже умоли, да укрепит ны в Православии и единомыслии и непоколебимом даже до смерти исповедании веры Христовы, страну нашу да спасет от междоусобныя брани, пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем же суд и правду, обидимым заступление, недугующим душ и телес исцеление. Мы же, грешнии, твоим предстательством укрепляеми, восхвалим Господа Иисуса Христа, Емуже слава подобает, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



ТРОПАРЬ


Тропарь, глас 2

 

     Веры православныя непорочный блюстителю, и заповедей Христовых усердный исполнителю, священномучениче Владимире, Христа всем сердцем возлюбив, паству твою добре упасл еси, незлобиво мученическую смерть приял еси. Сего ради в вечной славе пребывая, моли спастися душам нашим.



Ин тропарь, глас 2

 

     Веру Православную непорочно соблюд, подвигом добрым во святительстве подвизался еси, священномучениче отче Владимире, и убивающим тя рекл еси: Господь да простит вас. Сего ради уготовася ти венец правды от Христа, Бога нашего, Егоже, яко имеяй дерзновение, моли, оправдание даровати нам в День Судный.

 

Кондак, глас 4

 

     Образ Христова милосердия являя, покров и защищение пастве твоей был еси, святителю отче Владимире, в кротости страдания приемля, безбожных мучителей, благословляя, простил еси. Темже и нам испроси у Христа Бога дух мирен и велию милость.



Величание

     Величаем тя, священномучениче Владимире, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Обновлено 24.11.2011 09:45
 






Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс.Метрика