Преподобный Макарий Глухарев Алтайский
(18 / 31 мая – успение;
Собор Костромских св. 23 января / 5 февраля;
Собор Сибирских св. 10 / 23 июнь;
Собор Смоленских св. 24 июля / в воскресение перед 10 августа)
Архимандрит Макарий (в миру Михаил Яковлевич Глухарев) был первым миссионером Русской Православной Церкви в Горном Алтае (ныне республика Алтай).
Михаил Глухарев родился 8 ноября 1792 года в семье священника соборной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Вязьмы Смоленской губернии. Первоначальное очень хорошее образование Михаил получил от отца, окончившего полный курс духовной семинарии, что в те времена было редкостью. Отец Иаков настолько хорошо приготовил своего сына по латыни, что в семилетнем возрасте мальчик мог заниматься переводом с русского языка на латинский. При такой подготовке, его сразу определили в третий класс духовного училища при Предтеченском монастыре г. Вязьмы.
За отличные успехи Михаил Глухарев из Вяземского духовного училища был переведен в Смоленскую духовную семинарию, после успешного окончания которой в 1813 г. определен учителем в Смоленское духовное училище. Через год его как лучшего воспитанника семинарии направили в только что открывшуюся Санкт-Петербургскую духовную академию, ректором которой был святитель Филарет (Дроздов), впоследствии митрополит Московский, много и плодотворно потрудившийся во славу Церкви Божией (в 1994 году причислен к лику святых).
Михаил Глухарев после испытаний был принят сразу на второй курс академии. Его глубокие знания по богословию, истории, географии, владение латинским, немецким, французским, древнегреческим, и древнееврейским языками, резко отличали его среди сокурсников. Был он замечен и ректором академии архимандритом Филаретом (Дроздовым), который так полюбил талантливого воспитанника за его благочестие, высокую и добрую нравственность, что всю жизнь был духовным наставником и покровителем о. Макария. Преподобный Макарий также до конца своей жизни сохранил преданность своему учителю.
На 27 году жизни – 24 июня 1818 г. у Михаила Глухарева произошло событие, которое резко изменило всю его дальнейшую жизнь. Он был пострижен в монашество в домовой архиерейской церкви, получив имя Макария, 25 июня 1818 года он был рукоположен в иеродиаконы, а еще через три дня – 28 июня – в иеромонахи. В 1821 г. отец Макарий был возведен в сан игумена, затем архимандрита и получил в управление Костромской Богоявленский монастырь. Но уже в конце 1825 г. был уволен на покой в Киевскую Лавру с магистрским окладом. К этому времени здоровье отца архимандрита было так подорвано, что он не мог продолжать деятельность на своем прежнем поприще. В 1826 г. он переводится в Глинскую Богородицкую пустынь, что в Курской епархии. Это было желание самого архимандрита Макария, который, прослышав о духовных подвигах настоятеля пустыни игумена Филарета (Данилевского) пожелал стать его учеником.
«Неудивительно, – говорится в Глинском патерике, – учиться неопытному у опытного, неученому – у ученого, но удивительно, когда опытный и ученый человек идет под начало учиться у неученого и младшего себя саном. Это случилось с отцом Макарием. Он, блистательно окончивший Духовную академию, хорошо изучивший языки, магистр богословия, бывший ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря, профессор богословских наук, в сане архимандрита переходит в бедную глухую Глинскую пустынь, под руководство неученого, но опытного в духовной жизни отца Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. Какая великая редкость не только в настоящее, но и в религиозное время! Не имей отец Макарий ранее наставников на путь спасения, такой подвиг его не выходил бы из ряда обыкновенных. Но ученый архимандрит с молодости и до последнего времени постоянно был под руководством: сначала у своего благочестивого родного отца – священника, потом, в Санкт – Петербургской духовной академии у отца ректора архимандрита Филарета (Дроздова), впоследствии незабвенного митрополита Московского, которому «открывал свои помыслы и без воли его ничего не начинал».
В Екатеринославе, в должности инспектора духовной семинарии, отец Макарий имел старца Ливерия, «человека святой жизни, ученика знаменитого Паисия Величковского». В тишине этой «школы Христовой» о. Макарий, изнуряя тело свое воздержанием и постом, «глубже всматривался в тайники своей души, беспристрастно разузнавал свои недостатки, обозревал еще неумерщвленные гнездящиеся страсти и, «ничтоже сумняшеся», исповедовал их опытному настоятелю. Ему предал себя, дабы сокрушить прежде всего своеволие, – «эту медную стену, отлучающую душу от истинного просвещения», и навыкнуть Христову послушанию, которое он называл «врачебным кровопусканием, в котором душа очищается от черных, нечистых и гнилых кровей своеволия и глупости». С сокрушенным чувством собственного бессилия, с надеждой на милосердие Божие стал сходить он в «слезную юдоль смирения».
Кроме подвигов монашеских, отец Макарий в Глинской пустыни, преимущественно по праздникам, общепонятно и убедительно говорил в храме поучения, а в келии переводил Библию с еврейского языка на русский. Оптинский старец иеромонах Макарий (Иванов) писал святителю Игнатию (Брянчанинову, тогда еще архимандриту), что, находясь «в Глинской пустыни на уединении», архимандрит Макарий Глухарев переводил «Лествицу» на русский язык: намерение его было издать оную». Одновременно он сравнивал уже существующие переводы «Лествицы». Лучшим о. Макарий признал перевод старца Паисия. В Глинской пустыни архимандрит Макарий перевел на русский язык также беседы св. Григория Двоеслова и «Исповедь» блаженного Августина. По благословению митрополита Московского Филарета, архимандрит Макарий подал прошение в Св. Синод о желании быть миссионером на Алтае, обращать в православие живущие там тюркские народы. Как Синод, так и светские власти удовлетворили эту просьбу и 27 мая 1829 г. предписали о. Макарию ехать миссионером в Сибирь.
В Тобольске о. Макарий и два его помощника в миссионерской службе (воспитанники местной духовной семинарии Алексей Волков и Василий Попов) получили миссионерские паспорта. С общего согласия у них было образовано братство, один из пунктов которого гласил: «Желаем, да будет у нас все общее: деньги, пища, одеяние, книги и прочие вещи, и сия мера да будет для нас удобной в стремлении к единодушию». Для участия в миссионерской деятельности требования подвижникам были очень высокие: они должны были владеть глубокими знаниями основ христианского вероучения, свободно говорить на инородческом языке, быть знакомыми с медициной, педагогикой, разбираться в естественных и сельскохозяйственных науках. Для подготовки таких специалистов существовали соответствующие учебные заведения такие, как Санкт – Петербургская, Киевская, Казанская, духовные академии; Иркутская, Тобольская церковно – учительские семинарии и другие.
Архимандрит Макарий был назначен в Бийский округ, населенный язычниками телеутами. 3 августа 1830 г. Преосвященный Евгений отслужил Божественную Литургию в Тобольском Соборе перед отправлением миссионера к месту его трудов. Получив походную церковь, 990 рублей ассигнациями на проезд и содержание с двумя семинаристами о. Макарий отправился из Тобольска в Бийск, где остановился в доме Бийского священника о. Петра Синкина. До прибытия преподобного на Алтай приходскими священниками было крещено не более 300 язычников, поэтому, почти все жители Бийского и Кузнецкого округов были язычниками.
Вот как описывает основание Алтайской Духовной Миссии протоиерей Василий Вербицкий, один из самых замечательных продолжателей апостольского служения преподобного Макария на Алтае. Первый выезд о. Макария из Бийска был 4 сентября 1830 г. в улуз Улалу, во 100 верст. К юго-западу от Бийска, между гор Алтайских, куда он прибыл 6 числа, по приглашению одного крещеннаго инородца, улалинскаго жителя и крестил здесь живущаго у него инородца кочеваго татарина Елеску, 17 лет, который назвал во святом крещении Иоанном. Обращение сего первенца благодати Божией коей именем он запечатлен преисполнило Преосвященнейшаго Евгения живейшею радостию. Приветствуя о. Макария от всей души, Преосвященнейший молил Господа, да отверзнет и другим многим дверь своего милосердия словом и молитвою отца Архимандрита.
О. Архимандрит Макарий, по всем соображениям видел, что Улала есть самое удобное место для учреждения стана Миссии, и особенно потому, что по левую сторону сего селения не в дальнем расстоянии находится область Черневых татар, а по правую Алтайских калмыков; но не мог на зиму переселиться сюда, хоть и желал, потому что не было возможности иметь здесь квартиру. В то время здесь жили три русских пчеловода и семьи четыре крещенных инородцев из кочевых татар и некрещенных телеутов семейств до пятнадцати бывших тогда в кочевом состоянии.
По открытии зимы, отец Макарий предполагал отправиться с исправником в те селения, в которые татары будут собираться для отдачи ясака. И до половины этой первой зимы имел пристанище в Бийске. Остальную часть зимы провел он с Алексеем Волковым в Сайдыпском казачьем форпосте. Весною, в мае 1831 года о. Макарий переехал в Улалу, купив здесь избу у русского пчеловода Ащеулова. Но вскоре узнав, что улалинцы, опасаясь быть крещенными, хотят откочевать отсюда в Кузнецкий округ, удалился от них, переселясь в Майму (в восьми верстах), где представлялось более удобств, коих в Улале Миссия тогда не могла иметь.
Сначала дикие инородцы не хотели иметь сношений в отцом Макарием, и избегали христианства. Но потом пригляделись, и о. Макарий из Маймы начал знакомиться с улалинскими телеутами и приобретать честь Христовой Церкви из черновых татар и алтайских калмыков, поселяя их оседло в Майме и других деревнях. Между тем улалинцы более и более вдумывались, все действия о. Макария, исполненные любви, милосердия и сострадательности к бедным инородцам, убедили их в том, что он – человек вовсе не опасный, но достойный всякого уважения и любви, полного доверия и покорности, и большая часть их, будучи проникнуты многократно слышимым от него словом истины, приняли св. крещение (1834 г. ) и предались ему, как дети отцу. Тогда о. Макарий обратно переселился к ним в Улалу; впрочем по временам жил и в Майме. В это время он имел два снаряда походной церкви, один в Улале, а другой в Майме; и употребляя один св. антимис данный для церкви Всемилостивейшего Спаса, отправлял богослужения попеременно в обоих станах, до прибытия к нему сотрудников (в 1836 г.) и получения второго св. служителя для церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери (в 1840 г.). Вскоре крестились и остальные улалинцы (1835 и 1836 гг.), а потом возвратились и те, которые сначала убоявшись быть крещенными, откочевали отсюда и также приняли св. крещение. С того времени, имея главное местопребывание в Улале, о. Макарий посещал отсюда кочевых татар и калмыков и телеутов Кузнецкого округа в продолжении 13 лет и 8 месяцев. Всего преподобный окрестил около 700 взрослых и столько же детей.
Удивительно, как страдающий телесными недугами отец Макарий переносил длительные переходы и переправы через горные реки, как он переносил лишения страннической жизни, исполняя свой пастырский долг: оглашая, крестя, навещая духовных чад. В это время он начинает думать об обучении грамоте коренных народов. Ведь иначе они не могли вникнуть в смысл его проповедей, участвовать в богослужениях. Так была начата огромная исследовательская работа по созданию алтайской письменности и словаря (букваря) отдельных фраз и слов объемом в 3000 слов. Основой этой письменности был русский алфавит. Грамоте и письму алтайцы обучались в миссионерской школе в селе Улала при главном стане миссии.
Первый период миссионерской деятельности о. Макария был самым трудным, несмотря на это, были достигнуты и некоторые положительные результаты: обращено, хотя и небольшое количество язычников в православие, созданы первые поселения новокрещеных инородцев, открыты первые миссионерские школы. Отец Макарий понимал, что в первые годы жизни новокрещеные нуждаются во всесторонней помощи и не могут быть предоставлены самим себе. Эту идею он впервые и стал проводить в жизнь в миссии.
Он строил для новокрещеных дома, приобретал скот, земледельческие орудия труда, семена зерновых культур для посева, – словом все, что необходимо было для оседлого образа жизни. На эти нужды он расходовал свой магистерский оклад, кроме того преподобный первым из сибирских миссионеров стал применять Положение Государственного Совета от 17 июня 1836 г. «О льготах инородцам, принимающим святое крещение». Согласно ему вновь окрещенные освобождались от всяких податей и повинностей, включая ясак и рекрутчину, на три года после крещения. Он также добился того, что, начиная с 1836 г., миссия финансировалась учреждением по христианизации коренных народов. А сам продолжал знакомить своих пасомых с основами культурного земледелия, огородничества, агротехники, для чего выписывал из Санкт – Петербурга земледельческие журналы, семена овощей, лекарственных трав, книги об овцеводстве и земледельческой химии.
При Улалинском стане учреждена женская община, впоследствии преобразовавшаяся в женский монастырь.
Таким образом, за годы служения на Алтае – со дня основания Алтайской Духовной Миссии по 4 июля 1844 г. – были заложены основы деятельности миссии на пол столетия вперед.
В 1844 г. архимандрит Макарий был уволен из миссии и определен настоятелем Болховского Троицкого Оптина монастыря, куда и отбыл 4 июля. Скончался преподобный 18 мая (по ст. стилю) 1847 года в Болховском монастыре. Был похоронен в монастырском соборном храме по правую сторону алтаря. На месте его погребения были установлены два придела – Воскресения Христова и Воскресения Праведного Лазаря.
В 1983 году преподобный Макарий причислен к лику святых и его имя внесено в Собор Сибирских святых.
АКАФИСТ
Кондак 1
Избранный из всех родов Российстих на служение в горах Алтая и просвещение людей, живущих во тьме язычества и суеверия, отче Макарие! Прославльшего тя Господа мы величающе, тебе похвальная пения воспеваем. Служением своим языцы просветивший и свет Боговедения тем явивший, от скорбных обстояний и всяких вед избави нас, тебе зовущих:
Радуйся, преподобне Макарие, апостоле алтайский.
Икос 1
Ангелов Творец и всея твари Создатель направи стопы твоя, преподобне отче, к народу, седящему во тьме неведения и ищущему Солнца Правды. Ты же равноапостольного служения желая, мнози науцы с молитвою к Богу изучил еси, и талант данный ти Господем, в земли не сокрывая, разум свой на пользу матери-Церкви являя, первый среди ученик явился еси. Паче же иных в молитве и служении Господу преуспел еси, отче, тем же и мы с радостию зовем ти сицевая:
Радуйся, от юности Господа возлюбивый;
Радуйся, сладость молитв к Нему вкусивый.;
Радуйся, страны Алтайския первый священниче;
Радуйся, и ныне о ней ко Господу молитвенниче.
Радуйся, яко тобою свет веры языком явися;
Радуйся, яко тобою алтайский народ просветися.
Радуйся, вся блага мира сего ни во что же вменивый;
Радуйся, свещниче, с вершины горы чада своя осветивый.
Радуйся, преподобне Макарие, апостоле алтайский.
Кондак 2
Видя усердие твое, преподобне отче Макарие, учителие твои, среди оных святитель Филарет Московский, на путь тесный тя наставляя и иноческому житию поучая, радовашеся, зря любовь твою ко Отцу, Иже на небесех, ему же вси со умилением зовем: Аллилуиа.
Икос 2
Разумом ко Господу устремляяся, все житейское попечение отложил еси, преподобне отче, став на горний путь иноческого жития, Господу молился еси и Тому единому служил еси. Сего ради прими от нас похвалы сия:
Радуйся, благочестивых родителей чадо прелюбезное;
Радуйся, от них получивый для веры вся полезная.
Радуйся, от отца любовь ко служению и проповеди унаследовавый;
Радуйся, от матере дар кротости и смирения приявый.
Радуйся, успешным обучением родителей возвеселивый;
Радуйся, любовь свою ко Господу и родителем многажды проявивый.
Радуйся, святителя Филарета друже и учениче;
Радуйся, в усердной молитве возросший светильниче.
Радуйся, преподобне Макарие, апостоле алтайский.
Кондак 3
Силою Вышняго укрепляемый, преподобне отче, вся искушения мира претерпевая, лишения и скорби кротостию и смирением побеждая, людем светским истинную веру показал еси, непрестанно вопия к Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имея мысль благу равноапостольным служением Господу угодити, стопы своя направил еси в земли Сибирския. Видя языцы, истиннаго Господа не знавшия, проповедал еси им Царя Славы, наречие местное изучил еси и родным для просвещаемых стал еси. Тем же мы, видя таковая, вопием ти:
Радуйся, отче, трудности на пути не убоявыйся;
Радуйся, с любовию за апостольское служение взявыйся.
Радуйся, горняя селения с проповедию обходивый;
Радуйся, чад своих искренне полюбивый.
Радуйся, Святое Писание народу алтайскому даровавый;
Радуйся, от Господа дар неусыпной молитвы приявый.
Радуйся, яко жизни оседлой языцы научил еси;
Радуйся, яко о спасении детских душ молился еси.
Радуйся, преподобне Макарие, апостоле алтайский.
Кондак 4
Бури искушений и скорбей побеждая, языцы наставлял еси во истинней вере, преподобне отче, неустанно проповедая, народы Алтлйстии научал еси. Жителем же местным собою образ благочестия являя и ко спасению тех наставляя, воистину преподобными подвиги украсился еси, отче Макарие, Господу непрестанно вопия: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше, преподобне Макарие, ближнии и дальнии о проповеди и житии твоем, притекаша к тебе, яко ко источнику чистому и исцеления деющему, крещения желающе и ищущие пути спасительного. Ты же, отче, приходящих братским целованием лобызая и истинней вере поучая, многих ко спасению привел еси. Мы же видевшее благоразумие твое, вопием ти:
Радуйся, благодатию свыше облеченный;
Радуйся, муже высокопросвещенный.
Радуйся, даром прозорливости одаренный;
Радуйся, к служению Божию Духом призванный.
Радуйся, алтайскому народу на его языце евангелие давый;
Радуйся, многия духовныя письмена написавый.
Радуйся, смирением и кротостию зло победивый;
Радуйся, многих из языков к вере истинней обративый.
Радуйся, преподобне Макарие, апостоле алтайский.
Кондак 5
Боготечная звезда явился еси, отче, на горах Алтая. Незабвенным архимандритом от сослужащих прозван был еси. Всего себе отдал народу просвещаемому, Господу непрестанно вопия: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше тя верныя чада церкви Христовой, яко светило безоблачно сияюща многими дарованьми божественными, возрадовахуся зело. Словеса спасительная языком вещая, истинно Господу угодил еси. Отрока Михаила, провиденнаго тобою иереем, грамоте обучив, из тьмы неведения к познанию Света Истины привел еси. И сей явися к жизни вечней первый во иерейстем сане из алтайских племен. Мы же, отче Макарие, вопием ти сице:
Радуйся, духовно отрока возлюбивый и вторым отцем ему бывый;
Радуйся, в вере его утвердивый и просвещати соплеменных благословивый.
Радуйся, яко отрок сей, став иереем Божиим, прославися;
Радуйся, яко чрез него мнозие в вере утвердишася.
Радуйся, отче, виноград духовный насадивый;
Радуйся, преподобие свое миру всему явивый.
Радуйся, мнози сироты отеческим теплом согревый;
Радуйся, нагих одеждею нетления одеявый.
Радуйся, преподобне Макарие, апостоле алтайский.
Кондак 6
Проповедника богодухновеннаго и неусыпнаго молитвенника видим тя, отче Макарие, мнозие ко предстательством твоим спасаются и из тьмы язычества обращаются, непрестанно бо молишися о нас ко Господу, воспевая ему: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия свет Христов в душе отрока Иоанна, тобою просвещеннаго, отче Макарие. Грозный родитель сего, идольстии жертвы принося, возпыла на тя, отче, гневом, и погубити тебе желая, со мнозими сродники притекаху к месту, идеже ты обретался еси, со страшною силою накинуся и убити уже хоте. Конь того же того споткнуся, язычник оземь ударися и еле жив остася. Ты же, отче, любовь свою являя, болящему всю нощь служа, Господа Милосерднаго о прощении несмысленнаго молил еси. Мы же, видя таковую твою любовь ко врагом своим, восхваляем тя:
Радуйся, первое чадо Господу в земли Алтайстем явивый;
Радуйся, яко лютаго поносителя с кротостию приявый;
Радуйся, Господу моливыйся простити того греси.
Радуйся, яко праведным гневом возгорелся еси на хуливших Господа Славы;
Радуйся, смирением своим покоривый жестоцыя нравы.
Радуйся, поносителю своему при одре служивый;
Радуйся, яко молитвами твоими язычник, клявшийся идолам в любве, христианином содеяся.
Радуйся, преподобне Макарие, апостоле алтайский.
Кондак 7
Хотяше служителие идольстии изгнати тя, отче Макарие, от Алтайския страны, мнозие скорби тебе учиниша: угрозы тебе посылаху и препятствия деяху. Ты же со смирением их поучал еси и о прощении и просвещении тех Господа непрестанно молил еси, вопия ему: Аллилуиа.
Икос 7
Новою и лучезарною лампадою веры Христовой на Алтае, пред Господем возсиял еси, преподобне. Мнозие же люди свет твой, отче Макарие, видя, яко ты Господу единому служиши со благоговением и любовию. Неций же от язык, Борисом нареченный, крещения не желая и гласу твоему не внимая, во тьме язычества косне. Ты же к словам поучений молитву приложил еси, и чудо явися: сей от идол прииде к вере Истинней. Видевше же силу молитвы твоея, воспеваем ти похвалы сия:
Радуйся, по евангельскому глаголу едину овцу взыскавый;
Радуйся, ко ослепленному душею словеса правды вещавый.
Радуйся, яко того самаго язва страшная и жар зельный объяста;
Радуйся, яко сей от язык к покаянию притече и Христовых Тайн причастник явися.
Радуйся, яко Божественною литургиею той с радостию насладися;
Радуйся, яко молитвами твоими от огневицы сей просвещенный оставлен бысть.
Радуйся, яко многая лета и благоденствие ходатайством твоим тому даровашася;
Радуйся, яко тобою свет Христов в стране полунощней воссия.
Радуйся, преподобне Макарие, апостоле алтайский.
Кондак 8
Странное и преславное чудо видится всем, отче Макарие, яко земля Алтайская во язычестем суеверии погибающая, явися твоими трудами ко свету Истины. Чада же ея, неведающая некогда Господа, ныне вопиют ему: Аллилуиа.
Икос 8
Все житие твое, равноапостольне отче Макарие, явися образом служения Предвечному Богу и людем края Алтайскаго и всея страны Российския; ты бо трудности и тяготы пути превозмогая, чрез холмы и реци шел еси к ко взыскующим спасительного слова, молитвою и беседою тех утешая и на путь спасительный наставляя, ловцем человеков, подобно апостолом Христовым, соделался еси. Мы же приносим ти похвалы сия:
Радуйся, мнози души из руки велиара исхитивый;
Радуйся, молитвою вся козни того победивый.
Радуйся, лучезарный светильниче веры и благочестия;
Радуйся, неутомимый искоренителю невежества и нечестия;
Радуйся, к чтению священнаго Писания нас возбуждаяй;
Радуйся, жити по Евангелию Христову нас научаяй;
Радуйся, внутрения язвы духовныя наша исцеляяй;
Радуйся, преподобне Макарие, апостоле алтайский.
Кондак 9
Всяк притекающий к тебе, богоносне отче Макарие, словом лювве и наставлением в вере бысть встречен, ты же, отче, много воздыхаше о народе, младенчествовавшем во Христе, непрестанно поя Господеви:
Аллилуиа.
Икос 9
Витийство человеческое не довлеет к достойному прославлению твоих трудов, преподобне Макарие, обаче приими тебе приносимыя пения наша. Скорби во и подвизи твоя, приснопамятне, ублажающе, с верою и лювовию вопием ти сице:
Радуйся, мнози языцы ко Христу приведший;
Радуйся, чада духовныя во множестве обретший.
Радуйся, новых чад Божиих ревностный учителю;
Радуйся, сирых и убогих присный попечителю.
Радуйся, наказателю, Святую Троицу хулящих;
Радуйся, скорое воздвижение болящих;
Радуйся, милость Богородицы к нам приклоняюший;
Радуйся, у престола Господа Вседержителя чад своих присно поминающий.
Радуйся, преподобне Макарие, Апостоле алтайский.
Кондак 10
Спасти хотя мнози словесныя овцы от волков, губящих я, непрестанно проповедовал истину новопросвещенным чадом твоим духовных, как в земли Алтайстей, так и во граде Болхове, идеже промышлением Божиим продолжил еси служение твое, среди народа русскаго, азы веры христианской забышаго и паки в суеверия языческия впавшаго, сострадание и любовь к тем являя и спасения тем желая, мнози труды полагал еси, отче Макарие, дабы вся страна Российская воспевала Господеви: Аллилуиа.
Икос 10
Стена нерушимая — вера твоя, отче Макарие, и служение твое Господеви — миро пред Ним благовонное, мнози собра люди со слезами, егда ты, преподобне, отъезжал еси от предел Алтайских. Стенание и плач стояше над горами, егда паства, тобою ко Господу приведенная, провождаше тя, отче, в дальний путь. Мы же, видя таковую любовь к тебе, воспеваем сицевыя похвалы:
Радуйся, непрестанно труды своя во славу Божию полагавый;
Радуйся, языком свет истинный показавый.
Радуйся, соплеменников твоих в вере утвердивый;
Радуйся, яко сердец твоего ненависть николиже коснуся;
Радуйся, яко уста твоя осуждения отвергостеся.
Радуйся, всем, любящим Господа тихую радость на сердце полагаяй
Радуйся, дружбу и любовь меж христианами укрепляяй;
Радуйся, о благостоянии святых Божиих Церквей Христа умоляй.
Радуйся, преподобне Макарие, апостоле алтайский.
Кондак 11
Пению ангельскому уподобляшеся, преподобне Макарие, служение тобою Господеви возносимое. По молитве твоей мнози чудеса содеяшася. Языцы благодатию Святаго Духа, на тебе почивающей движимые, прихождаху ко общению со Христом и вопияху Тому: Аллилуиа.
Икос 11
«Свет Христов просвещает всех» — возгласил еси, отче преподобне, егда душа твоя от тела разлучашеся, сим показа всея жизни твоея венец. Тело бо твое по велению архиерея трижды окрест престола обнесено бысть и в землю сокрыто, душа же твоя в селениих горних вселися, славою Божиею осияваема. Мы же видеша таковую твою мирную кончину о Господе вопием сице:
Радуйся, в Божественных чертозех водворивыйся;
Радуйся, яко блаженнаго успения сподобивыйся.
Радуйся, в вечнем блаженстве упокоивыйся;
Радуйся, Бога лицезрением наслаждающийся.
Радуйся, с апостолы Христовы присно торжествующий;
Радуйся, с преподобными величаемый.
Радуйся, вечною радостию преисполненный;
Радуйся, яко Господа ради в земли Алтайстей прославился еси.
Радуйся, преподобне Макарие, апостоле алтайский.
Икос 12
Поюще служение твое, ублажаем тя, преподобне отче Макарие! Буди нам молитвенниче и защитниче от стрел лукаваго, укрепляя и наставляя нас к проповеданию Слова Божия среди язык и безбожник. Прими похвалы тебе, отче приносимыя, и услыши ны, во умилении вопиющих ти сицевая:
Радуйся, служений благоговейных любителю.
Радуйся, скорый молящихся услышателю;
Радуйся, блага житейския преславно нам подаваяй;
Радуйся, путь, ведущий к Богу, многим освещаяй;
Радуйся, проповедником веры истинной помощниче;
Радуйся, пришедших ко Христу от злых преследований защитниче.
Радуйся, яко ангели о твоих подвизех радуются;
Радуйся, яко мнози человецы по твоему примеру и предстательству спасаются.
Радуйся, преподобне Макарие, Апостоле алтайский.
Кондак 13
О пречудный проповедниче и преславный угодниче Божий, земли Алтайския молитвенниче, преподобне отче наш, Макарие! Приими от нас малое моление, тебе ныне приносимое, яко Господеви ты угодил еси на земли, с Ним же и превыбываеши на Небесех. Сице молим тя: непрестанно молися, да и мы сподобимся в селениих горних воспевати Ему:
Аллилуиа!
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
МОЛИТВА
О предивный угодниче Христов, преподобне отче Макарие! Благодать Всевышняго направи тя, святче Божий, во страну горнюю, во язычестве погибающую. Непрестанно труды своя полагал еси, дабы исхитити из руки врага рода человеческаго души язычников неразумных. Словом своим наставлял еси я, врачуя души и телеса младенствующих во Христе. Молися и о нас ныне, тьмою безбожия окруженных и нападения от язык приемлющих. Утверди наша словеса на проповедание Евангелия, укрепи наша стопы на хождение путем правды и несение той людем заблуждшим.
Ей, угодниче Божий! Молися о всех нас всех, ко святей иконе твоей припадающих. Помози нам устояти от искушений века сего. Испроси у Дароподателя Бога каждому по потребе его. Пастырем, несущим свет, — неустанность во трудех, ко службе великое усердие и пред Святыми Тайнами Благоговение. Верным, молящимся тебе, — крепость в вере, неленость в молитве и почитание святынь Божиих. Новопросвещенным — в вере научение, к молитве великое тяготение, ко службе во храме неленостное хождение. Всем же нам, молящимся тебе, — телеснаго здравия, наипаче же душевнаго спасения. Да и мы с тобою сподобимся во Царствии Небеснем воспевати песнь в Троице славимому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
ТРОПАРЬ
Тропарь, глас 4
Христовою любовию подвизаем, благовестити веру истинную пришел еси народом Алтайским, преподобне, отче наш Макарие, словом и житием тех наставляя, привел еси многих ко спасению, / егоже сподоби и нас молитвами твоими.
Кондак, глас 3
Языческаго зловерия избегше, проповедию твоею Творца светов познахом. Ему же в Троице покланяющеся, / молим тя, равноапостольне Макарие, сохраняй чада твоя в истинней вере Христовой предстательством твоим пред Богом.
Фото иконы: http://vera-istina.ucoz.ru/photo/prepodobnyj_makarij_altajskij/2-0-61