Макарий cвятитель - чудотворец, митрополит Московский и всея Руси
 
 
 







Макарий cвятитель - чудотворец, митрополит Московский и всея Руси PDF Печать E-mail
Молитвы и о молитвах - Молитвы и акафисты святым
04.12.2012 15:24

 

Святитель Макарий, митрополит Московский

и всея Руси, чудотворец

 

2m1

 

(30 декабря / 12 января)

 

 

 

   Всероссийский митрополит Макарий родился ок. 1482 г. в Москве в семье благочестивых родителей. Известно, что отца его звали Леонтий и что мать его приняла впоследствии монашеский постриг с именем Евфросиния. При крещении он был наречен во имя Михаила, Архистратига Небесных Сил. Его дальним родственником, братом прадеда, был преподобный Иосиф Волоцкий (+ 1515; пам. 9 сент.). Из поминального Синодика Успенского собора узнаем, что в роду святителя Макария было и еще немало лиц монашеского и духовного звания: «инокиня Наталия, инок Акакий..., инок Иоасаф, игумен Вассиан, архимандрит Кассиан, священноиерей Игнатий..., инок Селиван..., инок Макарий». Отец Михаила, очевидно, вскоре после рождения сына скончался, мать же, возложив упование в воспитании своего сына на Промысл Божий, постриглась в одном из монастырей. Тогда и будущий святитель решает оставить мирную жизнь и посвятить себя служению Богу. Для этого он поступает послушником в монастырь преподобного Пафнутия Боровского (+1477; пам. 1 мая).

  Обитель эта была известна строгой аскетической жизнью своих иноков. При постриге будущий святитель был назван в честь знаменитого православного аскета-пустынника преподобного Макария Египетского (+ 391; пам. 19 янв.). В обители он неленостно проходил школу монашеских подвигов бдения, смирения, молитвы и послушания, вникал в книжную премудрость, постигал писание святых икон. Соборный храм Боровской обители был расписан знаменитым иконописцем Дионисием, были в нем и иконы преподобного Андрея Рублева (XV в.; пам. 4 июля). У великих мастеров древности учился художественному мастерству инок Макарий, будущий митрополит.

  Сохранилось свидетельство о трудах и подвигах инока Макария в те годы: «много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив». Промыслу Божию было угодно воздвигнуть сей сосуд смирения и послушания на более высокую степень церковного послушания: 15 февраля 1523 г., в заговенье на Великий пост, инок Макарий был поставлен митрополитом Даниилом (1522-1539; ( 1547) в архимандрита Лужецкого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы, основанного преподобным Ферапонтом Можайским (+ 1426; пам. 27 мая).

 Будучи настоятелем обители, он заводит монастырский Синодик, устанавливая поминовение всей преждепочившей братии, устраивает в монастырском соборе придел в честь своего Небесного покровителя преподобного Макария Египетского. Но пребывание архимандрита Макария в Можайске оказалось недолгим: через три года он был призван к архипастырскому служению.

  4 марта 1526 г. архимандрит Макарий посвящается в архиепископы Великого Новгорода и Пскова, на самую древнюю кафедру Московской Митрополии. Хиротония святителя была в день памяти преподобного Герасима «иже на Иордане», в Успенском соборе Московского Кремля, а 29 июля того же года, в день памяти святого мученика Каллиника, он прибывает на кафедру, которая вдовствовала без епископа, по словам летописца, 17 лет и 7 недель.

  На новом высоком поприще владыка Макарий заботится о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. Он неоднократно посылает туда священников для проповеди Евангелия, повелевая разорять языческие требища, искоренять языческие обряды и все кропить святой водой. Святительская грамота с этими, по выражению архиепископа Филарета (Гумилевского; ( 1866 ), есть поистине «памятник апостольских трудов Макария для распространения света Христова между оставшимися язычниками».

  В 1528 г., на второй год своего архиерейского служения, святитель Макарий, исполняя постановление Московского Собора 1503 г., предпринимает решение о введении общежительного устава во всех новгородских монастырях. Собрав настоятелей, он «нача их учити, яко от Живоначальныя Троицы, от вышняя Премудрости научением, еже им устрояти общее житие». С этого времени игумены, восприняв добрый совет боголюбивого архиепископа, стали вводить в своих монастырях общежительный устав, начали ставить каменные или деревянные церкви и вводить общие трапезы. По замечанию летописца, в обителях сразу возросло число иноков.

  Большую заботу проявил святитель о создании и украшении храмов в своей епархии и, прежде всего, в Великом Новгороде. Он благоустраивает кафедральный Софийский собор, над входом в которого по его благословению были написаны образы Пресвятой Троицы и святой Софии, Премудрости Божией, «на поклонение всем православным христианам». Владычные мастера устанавливают в соборе амвон, изготавливают новые царские врата с богато украшенной завесой. Всего при святителе Макарии только в Новгороде строятся, перестраиваются и вновь украшаются после пожаров около сорока храмов, для которых пишутся книги, изготавливается церковная утварь и сосуды во владычной мастерской.

   Получив еще в Пафнутиево-Боровском монастыре навык иконно - писания, святитель, как о том сообщается в летописи под 1529 г., «поновляет» великую святыню Новгородской земли — икону Богоматери «Знамение», которая сильно обветшала к тому времени. После окончания работы он сам с крестным ходом проводил икону в Спасский храм на Торговой стороне, где она постоянно находилась для поклонения благочестивым новгородцам.

  Являясь пастырем чад церковных, святитель Макарий много сил и забот отдавал служению ближним, равно относясь к богатым и бедным, малым и великим. О сам хоронит сгоревших в тюрьме во время пожара, собирает по епархии деньги для выкупа соотечественников из татарского плена, посылает великому князю Василию III часть свечи, чудесным образом возгоревшейся у мощей преподобного Варлаама Хутынского. Во время приключившихся в Великом Новгороде народных бедствий, мора и засухи, деятельный архипастырь созывает клир, произносит проповеди, совершает молебны с особым чином омовения святых мощей и затем велит кропить все в окрестностях этой водой. Вскоре мор и эпидемия прекращаются. Своей многотрудной деятельностью архиепископ Макарий снискал великую любовь у пасомых чад.

   В 1542 г. по повелению святителя Макария на владычнем дворе строится храм святителя Николая, которого архиепископ особо чтил, как покровителя путешествующих. Он сам неоднократно совершал длительные поездки как по всей епархии, так и за ее пределы: например, в 1539 г. ездил в Москву, где возглавлял избрание и поставление нового Всероссийского митрополита — святителя Иоасафа (1539-1542; ( 1555; пам. 27 июля), избранного из настоятелей Троице-Сергиева монастыря.

  По благословению святителя в Новгороде пишутся жития и службы русским святым. Созданные жития явились назидательным чтением для благочестивых новгородцев.

  В период архипастырства святителя по его благословению в Великом Новгороде составляется новый летописный свод. Племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей Топорков, работает над исправлением текста Синайского Патерика, который затем был включен святителем в Великие Четьи Минеи; позднее инок Досифей написал Волоколамский Патерик и составил Хронограф. Софийский священник Агафон составляет в 1540 г. новую Пасхалию на всю восьмую тысячу лет. И множество иных «плодов добрых» (Мф. 7, 17) принесла многотрудная деятельность подвижника-архипастыря.

   В 1542 г. в Русской Церкви встал вопрос об избрании на Московскую кафедру нового митрополита. Промыслом Божиим выбор пал на Новгородского владыку. «По благодати Святаго Духа избранием святительскым и изволением великаго князя Ивана Васильевича всея Русии наречен на митрополию Макарий, архиепископом Великаго Новаграда и Пскова; марта 16, в четверток 4 недели святаго поста, възведен на двор митрополичь, а поставлен на высокый престол первосвятительства великиа Росиа на митрополию того же месяца марта 19, в неделю 4 святаго поста»,— читаем мы в Никоновской летописи. Ко времени избрания святителя Макария на престол Московских чудотворцев Петра, Алексия и Ионы ему было около 60 лет.

  В XVI в. Россия была единственной православной страной, над которой не тяготело иноземное иго. И вот в 1547 г. в Москве, оплоте православия, впервые в истории состоялось царское венчание Московского государя, которое совершил святитель Макарий. Событие это имело особое значение, так как оно было совершено в Москве, а не в Константинополе, и совершилось митрополитом, а не патриархом. Теперь православные всего мира с надеждой и упованием взирали на единственного в мире православного царя.

  В 1552 г. митрополит Макарий благословил царя идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. В нем был устроен придел в честь Входа Господня в Иерусалим. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры. Сюда, на Красную площадь, в воспоминание евангельского события святитель совершал торжественное шествие на осляти в праздник вербного воскресения. После казанской победы в Русской Церкви была создана новая обширная епархия, в которой началась миссионерская деятельность с поставленном туда первого Казанского святителя — архиепископа Гурия (+ 1563; пам. 5 дек.).

  В 1547 и 1549 гг. святитель созывает в Москве Соборы, которые по праву остались в истории Русской Церкви с именем Макарьевских. На них решался вопрос прославления русских святых. До этого прославление святых осуществлялось на Руси по благословению и властью местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Митрополит Макарий же, которого современники называли мучениколюбцем, созывая Соборы, подъял на себя великий труд установления общецерковного прославления и почитания святых угодников Божиих. Макарьевские соборы 1547 г. явили целую эпоху в истории Русской Церкви, «эпоху новых чудотворцев». Так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе.

   На Макарьевских Соборах были канонизованы первый автокефальный митрополит Иона, Новгородские иерархи Иоанн, Иона, Евфимий, Никита, Нифонт; благоверные князья Александр Невский, Всеволод Псковский, Михаил Тверской; столпы монашества - преподобные Пафнутий Боровский, Макарий Калязинский, Александр Свирский, Никон Радонежский, Савва Сторожевскии и др. Хронология этих имен охватывает чуть ли не весь период христианства на Руси к тому времени, их литургическое прославление показывает многообразие их спасительных подвигов. К их молитвенному предстательству с усердием о6ращались русские люди.

  Прославление подвижников требовало написания им новых служб с литургическими указаниями типиконного характера о порядке их совершения, а также создания вновь или редактирования ранее написанных их житий. Всем этим занимается первосвятитель Макарий славы ради Божией и Его святых угодников, которых «Господь Бог прославил многими чудесы и различными знаменми». Историк Е.Е. Голубинский пишет, что в 20-летнее правление митрополита Макария «было написано житий святых почти на одну треть больше, чем во все предшествующее время от нашествия монголов, а если считать новые редакции прежних житий, то почти в два раза больше».

   В начале 1551 г. в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. После Собора в различные пределы русской митрополии были посланы наказные грамота, которые затем были положены в основу соборных постановлений при их составлении и редактировании. Собор получил в истории именование Стоглавого, т. е. его материалы изложены в ста главах.

  Известно, что святитель Макарий прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений. На Соборе 1553 г. была осуждена ересь Матфея Башкина и Феодосия Косого, учивших, что Христос не является Богом, они не почитали икон и отвергали церковные Таинства.

   Святитель Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. Еще в Новгороде он продолжил труды архиепископа Геннадия (+ 1505; пам. 4 дек.). И если архиепископ Геннадий собрал воедино библейские книги, то владыка Макарий поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в 1529 г. Это начинание получило в истории именование Великие Макарьевские Четьи Минеи. Их первая редакция была вложена в новгородский Софийский собор в 1541 г., вторая в 50-х годах дана вкладом в кремлевский Успенский собор, а третью позднее получил первый русский царь. В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, гомилетическое, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви.

  Митрополит Макарий руководит работой не только редакторов-переписчиков, но и авторов духовных сочинений. Так, он повелевает протопопу из кремлевского храма Спаса на Бору Ермолаю написать книгу о Пресвятой Троице и житие епископа Василия Рязанскою. По инициативе святителя был создан первый систематический труд по русской истории — «Книга степенная царского родословия», непосредственно над составлением которой трудился царский духовник — протопоп Благовещенского собора Андрей (в монашестве Афанасий), будущий митрополит, преемник и продолжатель трудов святителя Макария.

  Святитель Макарий стал покровителем печатного дела на Руси, при нем в Русском государстве впервые начинается печатание книг клириком церкви святителя Николы Гостунского в Кремле диаконом Иваном Федоровым. В послесловии Апостола 1564 г., вышедшей уже после кончины святителя, и в двух изданиях Часослова 1565 г. говорится, что они также напечатаны «благословением преосвященного Макария, митрополита всея Руси». Эти книги в то время не только читались в храмах, по ним еще и учились грамоте.

  Святитель Макарий, столько сил отдавший прославлению русских святых, по милости Божией удостоился в своей повседневной деятельности постоянного общения с благочестивыми мужами, которые позднее были канонизированы Русской Церковью. По его благословению была основана обитель преподобным Адрианом Пошехонским ( +1550; пам. 5 марта), которого митрополит сам рукоположил и дал ему грамоту на возведение церкви Успения Богоматери.

   3 февраля 1555 г. святитель Макарий поставляет на новую Казанскую кафедру святителя Гурия (+1563; 4 окт.), другого же своего современника, преподобного Макария Римлянина, Новгородского (ХVI в; пам. 19 янв.), еще раньше посвящает в игумены основанного им монастыря.

 Основой добродетельной жизни митрополита Макария был повседневный труд подвижничества, поста и молитвы. О высоте его духовной жизни свидетельствуют и случаи прозорливости. Он предсказал взятие русскими войсками Казани в 1552 г. и Полоцка в 1563 г.

   В середине сентября 1563 г., на память мученика Никиты (+372; пам. 5 сент.), святитель совершал крестный ход, во время которого сильно простудился и заболел. Вечером он «нача сказывати старцом своим, что изнемогает зелне, тело его студено со болезнью одержимо суть». Он повелел сообщить о своей немощи в место своего пострижения, в Пафнутиево-Боровский монастырь, и попросить игумена прислать ему старца духовного. К святителю был прислан старец Елисей, который, несомненно, знаменовал собой заболевшему иерарху самого препо-добного Пафнутия, имевшего обычаи духовно утешать перед кончиной болящих, исповедуя их и подготавливая к отходу в иной мир.

   4 ноября святитель в последний раз молился в Успенском соборе и во время молебна сам прикладывался к иконам и мощам великих чудотворцев Петра, Ионы и других преосвященных митрополитов, погребенных в соборе, при этом слезы сердечные из очей его текли, и много времени молитвенно воздыхал старец владыка перед образом Пречистой Богородицы Владимирской, так что все предстоящие дивились чудному его молению. Затем святитель у всех смиренно испросил прощения.

  3 декабря к Митрополиту Макарию пришел царь просить благословения. Святитель поведал ему о намерении удалиться в место своего пострижения — Пафнутиево-Боровский монастырь, но царь уговорил его остаться на кафедре. Перед самой кончиной митрополит выразил желание царю об удалении в обитель, даже написал ему об этом в письме, но по воле царя вынужден был вновь от этого отказаться. Наступил праздник Рождества Христова, но жизнь святителя уже гасла. Он не мог больше сам читать Евангелие, что делал всю жизнь, и теперь Священное Писание читали по его просьбе близкие ему духовные лица.

   И вот 31 декабря 1563 г., когда колокол ударил к заутрени, «преосвященный же дивный святитель и пастырь Русския митрополия Всея Русии предаде душу свою в руце Живаго Бога, Егоже возлюби из младых ногтей и взем ярем Его последова невозвратным помыслом». Когда перед выносом тела из митрополичьих покоев открыли его лицо, то оно было «яко свет сияя, за его чистое, и непорочное, и духовное, и милостивое житие и за прочая добродетели, не яко мертвецу, но яко спяща видети». Все дивились этому чудному видению, вознося славу Богу, прославившему Своего угодника. « Блаженны, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14, 3).

   Отпевали святителя 5 архиереев в присутствии царя и множества народа. После этого была прочитана первосвятительская прощальная грамота, которую перед концом своей жизни написал митрополит, прося у всех молитв, прощения и даруя всем свое последнее архипастырское благословение.

  Так кончил свою дивную жизнь великий устроитель Русской Церкви — Московский митрополит Макарий, почитание которого началось сразу же после его кончины. Вскоре на гробнице появилась и первая икона святителя. Известно, что, возвратившись из Литовского похода 1564 г., царь прикладывался в Успенском соборе к образам святителей Петра, Ионы и Макария, «любезно их целоваше».

   Последние дни жизни, кончина и погребение святителя были описаны в особой повести, которая дошла до нас в 7-ми списках, причем ранние — в составе Хронографа. Сохранилось также и его рукописное житие.

   «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши. И со избранным избран будеши (Пс. 17, 26-27)»,- говорит псалмопевец и пророк Давид. Постоянно общаясь со святыми подвижниками, Митрополит Макарий явил пример веры и высоты архипастырского служения. Он заботился о духовном просвещении своей паствы. Прославив столько русских святых, он и сам ныне предстоит престолу Живоначальной Троицы.

 

 

 

АКАФИСТ

 

 

Кондак 1

 

Избранный и чудный архиерею Церкве Российския, града Москвы первопрестольниче, блаженне святителю Макарие! Восхваляем тя ныне мы, недостойнии, но, яко имея дерзновение у Святыя Троицы, предстательством твоим Небесным помогай нам, сущим в бедах и скорбех, радостно взывающим ти: Радуйся, блаженне Макарие, похвало церкве Христовы и предивный чудотворче.

 

 

Икос 1

 

Ангела земнаго и человека Небеснаго прославляем тя, яко ревнителя Православия: от земных бо к Небесным обителем возшел еси. И ныне, предстоя Престолу Святыя Троицы вкупе с лики чудотворцев Российских, не престай моляся о воспевающих тя:

Радуйся, корене благаго ветве многоплодная;

Радуйся, благочестивых родителей плоде богодарованный.

Радуйся, от юности возлюбивый Бога всем сердцем твоим;

Радуйся, яко Ему Единому работати возжелел еси.

Радуйся, яко измлада мудрости прилежал еси;

Радуйся, поста и молитвы ревностный блюстителю.

Радуйся, блаженне Макарие, похвало Церкве Христовы и предивный чудотворче.

 

 

Кондак 2

 

Видя тщету мирскаго жития, блаженне святителю Макарие, во ограду обители преподобнаго Пафнутия Боровскаго удалился еси, идеже имя египетскаго пустынника, монашествующих наставника, Макария Великаго, приял еси и, яко звезда небосветлая возрастая на тверди церковней, весь живот свой от младых ногтей Богу предал еси, сердцем и усты непрестанно поя Ему: Аллилуиа.

 

 

Икос 2

 

Разум твой богодухновенный, научением книжным в Пафнутиево-Боровстем монастыре просвещаемый, богомыслию предал еси, блаженне Макарие, молитвою и пощением во служение Богу себе уготовляя. Восхваляюще же ныне твоя благая тщания, взываем ти сице:

Радуйся, яко, отложив вся мирския сласти, Христов ярем носити изволил еси;

Радуйся, юность твою, яко жертву непорочну, отвержением мира Богу принесый.

Радуйся, в постех и подвизех твоих добродетельми украсивыйся;

Радуйся, ангельски во плоти поживый.

Радуйся, монашескаго послушания светлый облаче;

Радуйся, иноков обители Боровския украшение.

Радуйся, блаженне Макарие, похвало Церкве Христовы и предивный чудотворче.

 

 

Кондак 3

 

Силою Вышняго, уготовлявшаго тя во спасение многих, досточудне святителю, ведом был еси от силы в силу во святем житии твоем, день и нощь поучался еси в Законе Господни, присно взывая Богу: Аллилуиа.

 

 

Икос 3

 

Имея чистое житие и душу непорочну, в монашеския ризы облеклся еси, еще млад сый, и, подвигом добрым труждаяся, искус жестокаго жития прошед и саном архимандрита обители Лужецкия от первосвятителя Даниила почтен быв, ревностно подвизался еси о спасении Богом данного тебе стада словеснаго, с нимже и мы днесь радостно взываем:

Радуйся, красото смиренномудрия и воздержания;

Радуйся, образе кротости и послушания.

Радуйся, соборов иноческих похваление;

Радуйся, преподобных и праведных сонаследниче.

Радуйся, премудрый монахов наставниче;

Радуйся, добрый о них попечителю.

Радуйся, блаженне Макарие, похвало Церкве Христовы и предивный чудотворче.

 

 

Кондак 4

 

Бури страстей избежав, архипастырски трудился еси, святителю отче Макарие; достойный служитель святыя Софии, Премудрости Божия, явился еси и сокровища премудрости ревностно собирати потщался еси, ко просвещению народов российских, научая разумно пети Богу: Аллилуиа.

 

 

Икос 4

 

Слышавше ближнии и дальнии людие, дивляхуся о трудех твоих неустанных, имиже трудился еси на кафедре богоспасаемых градов Великаго Новаграда и Пскова, и радовахуся, яко приял еси жезл архипастыря от митрополита Российскаго Даниила. Мы же, овцы пажити твоея, светом твоего богораэумия озаряеми, вопием ти:

Радуйся, на престоле святительстем достойно возседый;

Радуйся, архиерею и премудрый учителю.

Радуйся, в подвизе учительства неустанный ревнителю;

Радуйся, винограда Христова усердный делателю.

Радуйся, яко твоим благословением некрещеная лопь светом Евангелия просвещена бысть;

Радуйся, благочиния монастырскаго мудрый устроителю.

Радуйся, блаженне Макарие, похвало Церкве Христовы и предивный чудотворче.

 

 

Кондак 5

 

Боготечному солнцу уподобился еси, блаженне Макарие, егда волею Пастыреначальника Христа на свещнице Церкве Российския собором архиереев поставлен был еси, да светиши светло отечествию твоему. Мы же Небесному Царю, Триединому Богу, дивно прославльшему тя, поем: Аллилуиа.

 

 

Икос 5

 

Видевше тя православнии людие, яко светило безоблачно сияюща многими дарованьми, радовахуся. Ты же, добрый пастырю Христов, мучениколюбец сый, соборне уставил еси празднования творити святым новым чудотворцем земли нашея, ихже Господь Бог прослави, якоже Своя угодники, многими различными чудесы и знаменьми. Мы же, чудящеся о таковей неизреченней благости Божией, Церкви нашей Российстей дарованней, умильно взываем ти сице:

Радуйся, святителю, други Божия достолепно прославивый;

Радуйся, деяния подвижников российских писанию предавый.

Радуйся, труды и подвиги мужей святых в песнех славословивый;

Радуйся, образы новых чудотворцев благоговейно писавый и лобызавый.

Радуйся, научивый паству достойно покланятися святым новым чудотворцем;

Радуйся, яко купно с сими святыми ныне и от нас славословие приемлеши.

Радуйся, блаженне Макарие, похвало Церкве Христовы и предивный чудотворче.

 

 

Кондак 6

 

Проповедник веры Православныя и ревнитель благочестия словом и житием был еси, достославне святителю, блаженне Макарие, потщался еси труды неленостными нравы и обычаи людей российских исправити, научая непрестанно воспевати Богу: Аллилуиа.

 

 

Икос 6

 

Возсиял еси, яко звезда лучезарная, в Церкви Российстей светом Христова учения и ревностию твоею о славе Божией, иерарше блаженне, и созвал еси великий собор, Стоглав нарицаемый, ко исправлению и утверждению в добродетелех верных чад, внимающих учению Христову и похваляющих тя сице:

Радуйся, благочиния церковнаго строгий блюстителю;

Радуйся, яко тобою вера Христова утвердися.

Радуйся, чтения и пения Божественнаго искусный учителю;

Радуйся, соблазнов и нестроений мудрый искоренителю.

Радуйся, яко страх Божий, начало премудрости, в сердцах пасомых насаждал еси;

Радуйся, яко праведныя жизни образ верным подавал еси.

Радуйся, блаженне Макарие, похвале Церкве Христовы и предивный чудотворче.

 

 

Кондак 7

 

Хотяй враг спасения рода человческаго нарушити мир Церкве нашея, воздвиже еретическое мудрование в людех о Божестве, и о Церкви, и о православных догматех веры христианския. Мы же, трепетни суще о таковем злочестии, прославляем святителя Макария, православных догматов защитителя, взывающе Богу: Аллилуиа.

 

 

Икос 7

 

Новаго тя Петра Александрийскаго и Николая Мирликийскаго зрим, святителю Макарие: овии отсекоша Ариа безумнаго, раздравшаго, яко ризу Церковь Христову, ты же еретическая лжемудрования соборне осудил еси, прелесть их посрамив да не сеют злобы своея в роде человечестем, и тако утвержден бысть истинный Закон Христов. Мы же, чада Церкве Православныя, благодарно прославляем тя, блаженне Макарие:

Радуйся, Православия великий ревнителю;

Радуйся, стада Христова от волков хищных верный оградителю.

Радуйся, жезлом догматов лжемудрствование посрамивый;

Радуйся, небрегущия о святыни от Церкве Божия отлучивый.

Радуйся, презрители законоположений церковных низложивый;

Радуйся, громе, поражаяй злочестивых.

Радуйся, блаженне Макарие, похвало Церкве Христовы и предивный чудотворче.

 

 

Кондак 8

 

Странника и пришельца в мире сем себе помышляя, святителю отче наш Макарие, в подвизех и постех присно пребывая, кроток же, смирен и милостив был еси, отроком в незлобии подражая всегда, совершен умом быв, поя Всемилостивому Богу: Аллилуиа.

 

 

Икос 8

 

Весь ум твой, святителю, вперил еси к Богу, пастырски врученное тебе от Христа стадо упасл еси: лица бо сильных не стыдяся, наставлял еси их на путь спасения, его ради чтуще святую память твою, любовию ти вопием:

Радуйся, великий благочестия столпе;

Радуйся, святопомазанная главо, честный наш учителю.

Радуйся, Христа Господа всею душею и сердцем возлюбивый;

Радуйся, христианскаго благочестия истинный ревнителю.

Радуйся, неутомимый проповедниче Евангелия Христова;

Радуйся, каменю драгий, всю землю Российскую украшаяй.

Радуйся, блаженне Макарие, похвало Церкве Христовы и предивный чудотворче.

 

 

Кондак 9

 

Всего себе вперив в премудрость книжную, составил еси многими труды и подвиги Великия Четия Минеи во славу Божию, в похвалу святых и в научение всему роду православному. Мы же, дивящеся дарованней ти от Бога премудрости, прославляем тя, зовуще Богу: Аллилуиа.

 

 

Икос 9

 

Витии любомудрии прославляют деяния славных мира сего, ты же, пчеле уподоблялся, воедино собирал еси жития иже в постех просиявших и за Христа кровь свою пролиявших. Мы же, писании твоими просвещаеми, поем и благодарим тя за толикие труды твоя и преусердно приносим ти сицевая:

Радуйся, книжную премудрость, яко бисер, собравый;

Радуйся, сокровища премудрости чадом Божиим явивый.

Радуйся, имиже люди российския просветивый;

Радуйся, деяния святых писанию предавый.

Радуйся, начало книгопечатанию положивый;

Радуйся, духовный пастырю словесных овец.

Радуйся, блаженне Макарие, похвало Церкве Христовы и предивный чудотворче.

 

 

Кондак 10

 

Спасти хотя душу твою, святителю, покоя духовнаго возжелел еси, хотя оставити первосвятительский престол и паству российскую, но, умолен быв от собора святителей и самодержцем державным, показал еси нам пример послушания Церкви Христове, да поем Богу: Аллилуиа.

 

 

Икос 10

 

Стена и крепкое ограждение земли Российстей был еси, святителю, многими добродетельми украсивыйся, постнически пожив, течение скончав, ко отшествию от земнаго бытия приблизился еси и предал еси душу свою в руце Бога Жива. Собор же народа многа, стекшеся ко одру твоему и видевше лик твой, яко свет сияющий, чистаго и непорочнаго жития твоего ради, прославиша Бога, даровавшаго таковаго светильника, вопиюще:

Радуйся, святителю, пред кончиною твоею явления Богоматере сподобивыйся;

Радуйся, мирно и радостно час кончины твоея сретивый.

Радуйся, яко пресветлое житие твое на земли прешел еси;

Радуйся, святителю, и по смерти твоей нас не оставляяй.

Радуйся, яко и по преставлении твоем с нами пребываеши;

Радуйся, гражданине Иерусалима Небеснаго.

Радуйся, блаженне Макарие, похвало Церкве Христовы и предивный чудотворче.

 

 

Кондак 11

 

Пение наше молебное презри, богомудре и блаженне отче, любовию подвизаеми, к честному образу твоему притекаем и, прославляюще Триединаго Бога, молимтися: молися выну у Престола Господа Славы избавитися нам от мятежей и треволнений, да благодарне зовем Богу: Аллилуиа.

 

 

Икос 11

 

Светодательная свеща явился еси стране нашей, Макарие чудный, и по смерти своей. Темже сиянием учений и трудов твоих озаряеми, почитаем святую память твою, просвети убо очи наша душевная, да благодарно взываем ти:

Радуйся, бедствия, грядущая на землю Российскую, предзревый;

Радуйся, о всех людех российских усердный молитвенниче.

Радуйся, вместо временных вечная блага нам подаваяй;

Радуйся, бисере честный, сиянием Небесныя славы сердца наша увеселяяй.

Радуйся, светильниче многосветлый, светом истиннаго богопознания нас озаряяй;

Радуйся, святителей Московских достойный преемниче.

Радуйся, блаженне Макарие, похвало Церкве Христовы и предивный чудотворче.

 

 

Кондак 12

 

Благодать Господню и благовременную помощь испроси нам, святителю Макарие, во дни нестроений и буди нам в скорбех утешитель и в бедах заступник. Молим тя, иерарше блаженне, пролей за нас теплую молитву ко Господу, да сохранит Церковь Российскую невреждену от ересей и расколов и спасет вопиющих Ему: Аллилуиа.

 

 

Икос 12

 

Поюще преславное житие твое и богомудрая деяния, святителю отче Макарие, блаженству тезоименитый, восхваляем Подателя всех благих, Бога, даровавшаго в последняя времена стране нашей великаго чудотворца. Озари, иерарше чудный, нас светоизлиянием твоея благодати, увеселяя сердца наша пети ти со умилением:

Радуйся, Православия поборниче нелицемерный;

Радуйся, архиереев доброто, священников и иноков похвало.

Радуйся, звездо, сияющая во тьме сущим;

Радуйся, первопастырю и учителю христоименитых людей земли нашея.

Радуйся, иконописче благоговеен, дела рук своих посвящаяй Богу;

Радуйся, от Царя Небеснаго венец славы приемый.

Радуйся, блаженне Макарие, похвало Церкве Христовы и предивный чудотворче.

 

 

Кондак 13

 

О чудотворче преславный и боголюбезный пастырю, первопрестольниче изрядный, великое украшение церковное, всем архиереем и иереем неленостный учителю, всея российския паствы истинное управление, святителю Макарие чудный! Милостивно прием сие малое моление наше, в похвалу тебе приносимое, умоли Господа Бога даровати мир душам нашим, Церкви и стране, да взываем присно: Аллилуиа.

 

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

 

 

 

МОЛИТВА

 

О великий святителю, Церкве Российския первопрестольниче, града Москвы пастырю и учителю, отче наш Макарие блаженне, добре подвиг жития твоего совершивый и дерзновение у Господа стяжавый! К тебе во умилении сердец наших припадаем и усердно молим: буди о нас теплый предстатель у Престола Вседержителева и умоли Всеблагаго Бога: да не презрит нас, во многая и лютыя грехи впадших, но дарует нам вся благая и потребная, яже ко спасению. Вемы бо, яко немощни есмы, но молим тя усердно, святителю Божий, предстательством твоим сохрани невредимо всероссийскую паству, юже во святительстве твоем добре упасл еси. Архиереем и пресвитером у Господа испроси мудростъ, во еже право правити слово Божественныя истины, жертвенную любовь и ревностъ о спасении, да не погибнет ни един от паствы их; иночествующих в подвизех укрепи, в мире живущим истинный и потребньй им, иже во Христе Иисусе образ жительствования покажи; веру нашу укрепи, любви нелицемерней друг ко другу научи, в надежде на милосердие Божие утверди. Еще же молим тя, святителю, испроси нам у Всемилостиваго Бога духа разума и премудрости, да украсимся истинным боговедением спасительных писаний святых отец и мудростию их творений. Ей, святителю Божий, о мире всего мира Господа умоли, страну нашу твоим предстательством в мире и безмятежии соблюди; вся люди отечества нашего в добрем расположении друг ко другу сохрани и чужды междоусобных нестроений покажи; вся грады и веси добре сохрани, святую веру в людех непорочну соблюди. Буди всем нам скорый помощник в нуждах наших, да тобою окормляеми, мирно и благочестно поживем в жизни сей, да сподобимся и вечных благ восприятия на Небеси, славяще и превозносяще Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное о нас предстательство во веки веков. Аминь.

 

 

 

ТРОПАРЬ

 

 

Тропарь, глас 4

 

Яко великим пастырем единонравна, и учителем вселенныя единомысленна, Божии Премудрости служителя изрядна, иже блаженству тезоимениту днесь вернии вси воспоим: Христа Бога моли, святителю Макарие, умирити мир и спасти души наша.

 

 

Кондак, глас 3

 

Богомудрым учением и книжным списанием потщался еси, святителю Макарие, люди Российския просветити, и святых земли нашея прославити. Сего ради чуден пронаречеся, преемниче первопрестольников Российских. Моли сохранитися нам в вере и благочестии невредимо.

 

 

 

КАНОН

(Святителю Макарию митрополиту Московскому)

 

 

Тропарь, глас 4-й


Яко великим пастырем единонравна и учителем вселенныя единомысленна, Божия Премудрости служителя изрядна, иже блаженству тезоимениту, днесь, вернии, вси воспоим: Христа Бога моли, святителю Макарие, умирити мир и спасти души наша.

 

 

КАНОН, глас 4-й

 

 

Песнь 1

 

Ирмос: Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав Израиль, крестообразныма Моисевыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть.


Припев: Святителю отче наш Макарие, моли Бога о нас.


Великий Царю, Содетелю всех, очисти благоутробием душу мою и отжени страстей омрачения, да возвеличу, Спасе, угодника Твоего, святителя Макария.


Святителю отче наш Макарие, моли Бога о нас.


Правды Божия взыскуя, измлада Христу последуя, обители преподобнаго Пафнутия достигл еси, святе Макарие, идеже многая лета во уставе пребыв, житие жестокое и благое вкусил еси.
Слава: Лествицею добродетелей на Небеса возшел еси, тем и Христос тя, святителю, еще на земли суща, в меру возраста приведе и обители Можайския наставника постави.

И ныне: Ниво духовная, якоже из бразды клас, изнесла еси всю тварь Питающаго всячески, Приснодево.

 

 

Песнь 3

 

Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище, и утверждение.


Святителю отче наш Макарие, моли Бога о нас.


Единым помыслом к Богу устремився, во обителех преподобных Пафнутия и Ферапонта пребыл еси во всяцем воздержании, отонудуже ко святительству Богом призван быв, Макарие досточудне.


Святителю отче наш Макарие, моли Бога о нас.


Святыя Церкве Новаграда пастырь и учитель был еси, храмы украшая и духовною добротою люди исполняя, пределы Новаграда светом Христовы веры просвещая, блаженне отче Макарие.
Слава: Писания отеческая возлюбил еси, блаженне святителю, и Церковь Премудрости Божия священными лепотами преукрасил еси, возвеличив ю учением богогласным.

И ныне: Мертвости и тли избавися род человечь, естеством бо Жизнодавца безсеменно родила еси, Дево Всенепорочная, во спасение восхваляющих Тя верно.

 

Господи, помилуй (трижды).

 


Седален, глас 1-й


Наставника иночествующих, Пафнутия преподобнаго, блажит град Боровск, славит Можайск Ферапонта блаженнаго, Новград восхваляет Александра Свирскаго со Ионою святителем, славословит славнейший град Москва первопрестольника Иону со иными чудотворцы, ты же от всех сих вкупе славословие приемлеши, Макарие чудне.

Слава, и ныне: Патриарх Иаков ясно провидев, Спасе, величия строения Твоего, вопияше духом ко Иуде, глаголя тайно: от леторасли возшел еси, сыне мой, возвещая Тя от Девы Бога.

 

 

Песнь 4

 

Ирмос: Любве ради, Щедре, Твоего образа на Кресте Твоем стал еси, и растаяшася языцы; Ты бо еси, Человеколюбче, крепость моя и хваление.


Святителю отче наш Макарие, моли Бога о нас.


Троицу, Отца, Сына и Святаго Духа, апостольски проповедати повелел еси, непросвещенную лопь и иныя северныя языки ко Христу привел еси, низвергая бесовская требища, и нас просвети, святителю, светом истиннаго познания.


Святителю отче наш Макарие, моли Бога о нас.


Имя твое, великия добродетели ради, всюду проповедано бысть, яко из самыя Святыя Земли, идеже Господь наш плотию распят бысть, священныя дары прияти сподобился еси, нам же моли, отче Макарие, Небеснаго Иерусалима достигнути.

Слава: Архипастырски трудився, Божиим Промыслом преемник и наследник Московских святителей быти сподобился еси, идеже чудными добродетельми украсился еси.

И ныне: Адам свободися, и Ева ликует, и вопиют духом к Тебе, Богородице: Тобою избавихомся первородныя клятвы, явльшуся Христу.

 

 

Песнь 5

 

Ирмос: Ты, Господи, мой Свет, в мир пришел еси, Свет Святый, обращая из мрачна неведения верою воспевающия Тя.


Святителю отче наш Макарие, моли Бога о нас.


Московскаго престола украшение дивное был еси, святителю, темже и людие вси чудна нарекоша тя, с нимиже и мы ныне празднующе память твою, согласно тя величаем.


Святителю отче наш Макарие, моли Бога о нас.


Иже доброте церковней поревновав, великия и дивныя соборы созвал еси, имиже новым чудотворцем земли Российския празднование утвердися, и тако Церковь Русская просия подвиги чад своих, якоже перлы драгоценными.

Слава: Всея земли Русския благочестие постигл еси, отче Макарие, мучениколюбче преизрядне, яко пчела, отовсюду духовное сокровище собрав, и яко жертву благоприятную на свещнице церковней возжегл еси.

И ныне: Руно орошенное, Дево, пламень грехов моих угаси, Купино Неопалимая, страстей моих терние попали, подающи ми на воде упокоения жити, и геенскаго мя огня свободи.

 

 

Песнь 6

 

Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися ради милости от ребр Твоих истекшею Кровию.


Святителю отче наш Макарие, моли Бога о нас.


Сим же образом, яко святии дивно прославлени быша, сице ревностно потщался еси, святителю, собеседник благочестивых мужей быти, овых убо обители строити благословивый, овым потребная подавая, ины же Христа проповедати посылая, блаженнаго же Василиа Московскаго своима рукама погребсти сподобивыйся, с нимиже моли спастися душам нашим.


Святителю отче наш Макарие, моли Бога о нас.


Всем образ веры и воздержания явился еси, о стаде Христове попечение неленостное имея, Московскаго первопрестольнаго града и всея Российския земли утверждение, Макарие боголюбиве, моли спастися душам нашим.

Слава: Троицкия обители настоятеля высоким саном почтил еси, поставив ю превыше всех, темже любовь к Сергию Преподобному показал и грядущая святыя обители предначертавая. Мы же, святителю, дивящеся твоей премудрости, взываем: моли спастися душам нашим.

И ныне: Лествице Небесная и Голубице неземная, вси роди верных согласно Тя ублажают, яко Богоневестную Матерь Христа Бога нашего.

 

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:

 


Кондак, глас 3-й


Богомудрым учением и книжным списанием, потщался еси, святителю Макарие, люди российския просветити и святых земли нашея прославити. Сего ради чуден пронаречеся, преемниче первопрестольников российских, моли сохранитися нам в вере и благочестии невредимо.

 


Икос


Павлову словеси поревновав, святителю Макарие, песньми почтил еси российских пастырей, учителей и наставников, приснобдящих пред Престолом Небеснаго Царя о нашем отечестве, с нимиже радуяся ныне, моли Христа Бога сохранитися нам в вере и благочестии невредимо.

 

 

Песнь 7

 

Ирмос: В пещи авраамстии отроцы персидстей, любовию благочестия паче, нежели пламенем, опаляеми взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.


Святителю отче наш Макарие, моли Бога о нас.


Вредная и пагубная еретических шатаний соборне осудил еси, святителю Христов, всех же православных в вере в Троицу Единосущную укрепил еси, пред святыми иконами воспевающих: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.


Святителю отче наш Макарие, моли Бога о нас.


Изнесе тя, святителю, земли Русская поборника веры и благочестия, ревнителя отеческих преданий и утверждений, да научиши нас взывати: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.
Слава: Смирен, кроток и милостив был еси, святителю, отроча кровом обретаяся и совершен быв разумом. Мы же, дивящеся твоим добродетелем и подвигом, взываем: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

И ныне: Яко едину преестественно паче человека благодать во Твою утробу приемшую, без нетления нетленно рождшую Христа Бога нашего, присно Тя славим.

 

 

Песнь 8

 

Ирмос: Руце распростер, Даниил львов зияния в рове затче; огненную же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, благочестия рачители, отроцы, взывающе: благословите, вся дела Господня, Господа.


Святителю отче наш Макарие, моли Бога о нас.


Пение сие наше скудное и похваление недостойное приими, чудне Макарие, да не вотще взываем к Престолу Всевышняго: благословите, вся дела Господня, Господа.


Святителю отче наш Макарие, моли Бога о нас.


Великая деяния твоя о прославлении святых и просвещении народа русскаго подвизают, досточудне Макарие, нас немолчно пети Богу: благословите, вся дела Господня, Господа.

Слава: Похвалу великую Богу воздал еси, всеблаженне, о просвещении невернаго града Казани, емуже святителя Гурия поставил еси, темже русстии людие о таковей Божией милости радостию возопиша: благословите, вся дела Господня, Господа.
И ныне: Чудному благовещению удивися Пречистая Дева, неискусомужному Рождеству Ея возрадовахуся пастырие, собори верных дивятся успению Ея славному, вопиюще: благословите, вся дела Господня, Господа.

 

 

Песнь 9

 

Ирмос: Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества. Тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем.


Святителю отче наш Макарие, моли Бога о нас.


Макария Великаго имя носил еси, его житию последуя в посте и подвизех, воздержании и кротости, тем тя, святителю, величаем (дважды).
Слава: Ризами погребальными одеяну и на смертнем одре ти лежащу, собор народа множества, видевше тя не яко мертва, но спяща, лик же твой, яко светом, сияющ, удивишася и славу воздаша всесильному Богу, прославляющему угодники Своя.
И ныне: Юже иногда Иаков виде, чудную лествицу, от земли простерту к небесней высоте, исповедаем Тя, Пречистая Богородице: Тобою бо земная и Небесная общницы явишася.

 

 

Фотография иконы: http://vidania.ru/saints/zitie_makariya_mitropolita_moskovskogo.html

Обновлено 08.12.2012 12:18
 






Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс.Метрика