Иоанн Грозный - Божий угодник
 
 
 







Иоанн Грозный - Божий угодник PDF Печать E-mail
Молитвы и о молитвах - Молитвы и Акафисты Божиим угодникам
04.03.2018 22:10

 

Божий угодник Иоанн Грозный

 

 

ioann_groznyi-bojiy_ugodnik

 

 

(25/7 сентября; 18/31 марта)

 

Родился Иван Грозный (Иван IV Васильевич) 25 августа 1530 года в подмосковном селе Коломенское в семье великого князя Василия III Рюриковича и литовской княгини Елены Глинской. Он был старшим сыном у родителей, поэтому стал первым престолонаследником отца, которого должен был сменить по достижению совершеннолетия. Но номинальным царем всея Руси ему пришлось стать в 3-летнем возрасте, так как Василий III серьезно заболел и скоропостижно скончался. Через 5 лет у будущего царя умерла и мать, в результате чего в 8 лет он остался полным сиротой.

 

Детство юного монарха прошло в обстановке дворцовых переворотов, серьезной борьбы за власть, интриг и насилия, что сформировало у Ивана Грозного жесткий характер. Тогда, считая престолонаследника ничего непонимающим ребенком, попечители не обращали на него никакого внимания, беспощадно убивали его друзей и держали будущего царя в бедности, вплоть до лишения еды и одежды.

 

Будущий царь много времени посвящал самообразованию, читал много книг, что сделало его самым начитанным правителем тех времен.

 

В 1545 году, когда Иван Грозный достиг совершеннолетия, он стал полноправным царем. Его первым политическим решением стало желание венчаться на царство, что дало ему право единовластия и наследия традиций православной веры. При этом этот царский титул стал полезным и для внешней политики страны, так как позволил занять другую позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой и претендовать России на первое место среди европейских государств.

 

За время своего правления св. Царь Иоанн Грозный возвёл более 40 каменных церквей небывалой по тем временам красоты, основал свыше 60 монастырей, было прославлено 39 русских святых (ранее чтили 22), в их числе был прославлен в 1547 г. св. благоверный князь Александр Невский, было построено 155 крепостей и 300 новых городов, население России выросло с 2,5 млн. до 4,5 млн. человек.

 

За время правления Царя Ивана IV Васильевича Грозного государственная территория России увеличилась почти в два раза, к России были присоединены Казанское, Астраханское и Сибирские царства, а также Нагайя и часть северного Кавказа. Русская держава по своим размерам стала больше всей остальной Европы, по всем рубежам России был установлен крепкий мир с огромным потенциалом для России. Была предпринята попытка создать первый российский флот. Проведены судебная и административная реформы, равным которым тогда не было во всем мире. Организована сеть образовательных учреждений. Были изданы Степенная книга; Лицевой Летописный Свод; Судебник; Стоглав; Четьи-Минеи; Домострой; были созваны Церковные Соборы в 1547, 1549, 1551, 1553, 1562 годах. На них были положены основы Церковного и Державного строительства Святой Руси как Третьего Рима и Второго Иерусалима.

 

Малоизвестный факт – Царь Иван Васильевич прославлен на Православном Соборе в 1621 году по ходатайству народа и патриарха Филарета Романова. Однако впоследствии силами зла было сделано все, что бы скрыть этот факт и более того – очернить святого Государя в глазах народа. Это был очередной выпад в сторону Богом благословленной формы правления – Православной Монархии. Спасителя России – Царя, расширившего границы страны и укрепившего её внутренне положение, выставили в виде «безумного тирана». По сей день благоверного Царя Ивана Грозного не причислили к лику святых в РПЦ МП. Что же нам известно из фактов почитания Царя Иоанна (в схиме Ионы) как святого на Руси?

До нас дошло несколько иконографических изображений Ивана Грозного, свидетельствующих о его былом прославлении. Это – фреска Царя Иоанна в Грановитой палате Московского Кремля (ХIХ в. по образцу XVI в.), «Моление Царя Иоанна Грозного с сыновьями Феодором и Димитрием перед иконой Владимирской Божией Матери» (XVI в.), фреска «Царь Иоанн» в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря (XIX в. по образцу XVII в).

Уместно указать, что существуют подлинные «Святцы Коряжемского монастыря», в которых сказано: «Июня 10 – обретение святого телеси великомученика Царя Иоанна».

 

Несмотря на то, что Московская Патриархия не признает Грозного Царя святым, немалая часть православного народа продолжает его почитать, а это один из ряда признаков его святости. Нельзя не заметить тот факт, что и сам Господь продолжает прославлять Своего угодника. Одним из явных признаков святости являются его мощи, которые находятся в Архангельском Соборе Московского Кремля, и который век подряд привлекают православных паломников.

 

К сожалению, у многих наших сограждан имя Царя Иоана Грозного ассоциируется с негативом. Свою крамольную роль в навязывании данного стереотипа сыграли известные богоборцы: историк Карамзин и художник Репин. Очевидный факт – источники, на которые ссылался Карамзин были откровенно антирусскими и антиправославными (как, например, воспоминания польского посла и папского легата, явных врагов России и Царя Иоанна). Аналогичная ситуация и с картиной известного художника  И. Репина: реальных фактов сыноубийства не было, напротив – исследования останков в начале 1960-х показали, что все близкие родственники Царя Иоанна были отравлены. Не случайно, что Карамзин, как и многие другие российские либералы на исходе 18-го века состоял в масонстве. В своем предисловии к истории России этот крамольный историк написал: «…И ВЫМЫСЛЫ НРАВЯТСЯ. НО ДЛЯ ПОЛНОГО УДОВОЛЬСТВИЯ ДОЛЖНО ОБМАНЫВАТЬ СЕБЯ И ДУМАТЬ, ЧТО ОНИ ИСТИНА». Как же мы, православные, можем верить столь явной лжи? Впрочем, для объективности, обратимся к мнению духовных лиц о личности Царя Ивана Васильевича и его святости:

 

 

***

 

Иоанн Грозный и жиды

1. Исполнение завета Владимира Мономаха

Борьба против жидовства началась на Руси еще при Владимире Мономахе.  Как известно он был призван на великое княжение Киевским Вечем, собравшимся в храме Святой Софии 18 апреля 1113 года. И уже тогда, как  пишет историк В.Н. Татищев: «Киевляне же… просили его всенародно о управе на жидов, что отняли все промыслы христианом, а при Святополке имели великую свободу и власть, чрез что многие купцы, и ремесленники разорились: они же многих прельстили в их закон и поселились домами междо христиан…, что прежде не бывало, за что хотели всех побить и домы их разграбить. Владимир же отвечал им: понеже их всюду в разных княжениях много, то мне непристойно без совета князей, паче же и противно правости, что они допущены прежними князи, ныне на убийство и ограбление их позволить… Когда же князья съехались на совет у Выдобыча по долгом рассуждении установили Закон таков: Ныне из всея Русския земли всех жидов со всем их имением выслать и спредь не впусчать; а если тайно войдут, вольно их грабить и убивать. С сего времени, — пишет Василий Татищев, — жидов в Руси нет, и когда который приедет, народ грабит и убивает».

 

О том, как Иоанн Грозный, исполняя завет Владимира Мономаха и всех опричных русских князей, не впускал жидов на Русь, пишет историк С.М.Соловьёв: «В 1550 году приезжал в Москву посол Станислав Едровский, через которого король (Сигизмунд-Август) велел сказать Иоанну: «Докучают нам подданные наши, жиды, купцы государства нашего, что прежде изначала при предках твоих вольно было всем купцам нашим, христианам и жидам, в Москву и по всей земле твоей с товарами ходить и торговать; а теперь ты жидам не позволяешь с товарами в государство твоё въезжать».

           

Иоанн отвечал: «Мы к тебе не раз писали о лихих делах от жидов, как они наших людей от христианства отводили, отравные зелья (яды) к нам привозили и пакости многие нашим людям делали; так тебе бы, брату нашему, не годилось и писать об них много, слыша их такие злые дела».

 

Современник Иоанна Грозного Мартин Лютер в 1543 году написал трактат «О евреях и их лжи», в котором писал, что евреи одержимы страстью к присвоению чужой собственности любыми путями и средствами. Их занятия ростовщичеством, движущей силой которого являются нажива и стяжательство, противоречат нормам христианской морали и этики. «Знай, христианин, — предупреждал Лютер свою паству, — у тебя после дьявола есть ещё враг – это жид!».

 

Ещё при жизни Сигизмунда Старого жиды брестские были выгнаны из Москвы, и товары их были сожжены за то, что они привозили продавать «мумею».

           

Еврейская энциклопедия в статье, посвящённой Иоанну Грозному, сообщает: «Иоанн Васильевич Грозный (IV) – Царь и великий князь всея Руси. При нём в Московском государстве укреплялось предубеждение против евреев. Последним был запрещён въезд в страну, и когда брестские еврейские купцы всё же прибыли туда для продажи мумей, их товары были сожжены, по поводу чего посол польского короля Сигизмунда-Августа жаловался Московскому правительству»

           

За какую же «мумею» изгнал жидов Иоанн Грозный? – Это было упоминаемое в Библии орудие чёрной магии, именуемое «терафим».  Василий Розанов в книге «Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови» пишет следующее: «Что такое терафим? – Закалывали человека, родившегося первым (первенца), отрывали голову его и солили её в соли и масле. Затем писали на золотой пластинке название какой-нибудь нечисти и клали эту пластинку под язык головы. Полагали голову к стане и возжигали перед нею лампады, и простирались перед нею, и говорила с ними эта голова… (Потому-то похитила их (терафимов) Рахиль, чтобы они не оповестили Лавана, что Иаков бежал. См.: Быт.31,19)».(60) Через этого идола устанавливалась прямая связь с дьяволом: призывались бесы, которые предрекали «будущее», вводили во искушение, «портили» людей.

 

2. Утверждение опричнины

 

Последовавшую за взятием Казани Ливонскую войну Царь Иоанн Грозный вел как милосердный Христианский Государь. Право­славные жители занимаемых областей и городов пользовались полной неприкосновенностью, литовцев брали в плен, а наемных немецких рыцарей и солдат Царь щедро одаривал и отпускал домой, как это было сделано при взятии Полоцка в 1563 году. За одним исключением. «А которые были в городе жидове (сообщает псковский летописец) Князь Великий велел их с семьями в речную воду вметати и утопили их» (Карамзин, История Государства Рос­сийского, т. 9, с. 69).

 

Надо понять, какую реакцию вызвало это державное деяние Грозного Царя в «просвещенной» Европе, в которой жиды представляли к тому времени огромную тайную силу, основывавшуюся на власти денег и ритуальных убийствах.

 

В 1550 году Царь Иоанн Грозный писал к польскому королю Сигизмунду «о лихих де­лах от жидов, как они наших людей от Христианства отводили, отравные зелья к нам привозили и напасти многие нашим людям делали»… (Соловьев, История России, т. 6, с. 159).

 

В приграничных исконно русских местечках и городах с коренным православным населе­нием, не имевшим защиты от Православного Государя, жиды находили легкую добычу для своих скверных кровавых жертвоприношений. Отсюда, из многочисленных жидовских тайных узилищ и темниц, неслись к многосострадательному сердцу Русского Царя мольбы и стенания тысяч и тысяч невинных христианских страдальцев.

 

Нанеся военный удар по главе детоненасытного змея, Царь Иоанн Грозный вызвал на себя извержение бешенной сатанинской злобы. Масонская историография делит царствование Иоанна Грозного на два периода. Первый — до Ливонской войны, когда Царь был добрым и ничего не предпринимал без совета умных вельмож, и второй — «ужасный», когда, вместо того, чтобы по совету Адашева и «Избранной Рады», идти войной на крымского хана, поддерживаемого могущественными турка­ми, с которыми не могла справиться вся Евро­па, Царь начал выводить измену в собственном государстве и возвращать державе Русской ее исконные земли и города.

 

Именно с этого времени «обнаружились» в благочестивейшем Православном Государе все мыслимые и немыслимые пороки, получившие достойное отражение в литографированных гравюрах, во множестве распространявшихся в европейских странах — Русский Царь, сидящий на троне с головою рычащего пса вместо человеческого лица. (Точная характеристика, даваемая жидовским талмудом всякому доброму христианину!)

 

Выяснилось, что противодействие Ливонской войне со стороны ближайших советников Царя и боярской думы было вызвано вовсе не державными интересами. Думный дьяк Алексей Адашев оказался уличенным в сожительстве с польской жидовкой, кощунственно называвшей себя Марией Магдалыней и проживавшей в Москве с пятью взрослыми жидами, которых она выдавала за сыновей. Был заподозрен в сношениях с антирусскими силами и изменил Царю ближайший друг и советник его князь Андрей Курбский.

 

Чем ревностнее и тверже сжимала царская рука древко державного копия, острие которого прободало кровоядную пасть жидовского дракона в Ливонии, тем явственнее нарастал антидержавный мятеж в приказных верхах, боярской знати и среди некоторой части духовенства. Война с обсевшими русские рубежи жидами потребовала такого духовного напряжения, которое подорвало все наиболее расслабленные, уязвимые и гнилые жилы Московского Государства. На другой год после полоцкого погрома Царь разделил державу на Земщину и Опричнину.

 

Много знатных и родовитых мужей было на Московской Руси, много заслуженных воевод и бесстрашных воинов, которые могли похвалиться блестящими победами на полях ратных сражений, сильных во Израили, как писал князь Курбский в своих письмах к Царю, но опереться в тайной коварной войне с жидами Царь Иоанн Грозный мог лишь на избранных. Всего триста мужей ратных ревностно как псы лакавших на виду у царя воду державного благочестия вы­бором от всей земли Русской составили духовно военное опричное братство — опору и оружие государево в борьбе с жидами. Очевидно, что в опричном окружении Царя не только не могло быть места случайным людям и всякого рода проходимцам, но и более того, те триста опричников, которые были наделены от Царя правом ревнования и знаками или эмблемами принадлежащей им привилегии (имели собачьи головы и «помялы»), являлись известнейшими во всей Московской Руси мужами, пользовавшимися непререкаемым нравственным авторитетом.

 

Царь Иоанн Грозный дал тремстам своим опричникам полномочия казнить царских лиходеев и сопостат по праву ревнования помимо царского суда, непоколебимым упорством и божественной ревностью по благочестии препобедив и угасив дерзость и злобу жидовскую, тайными интригами, подкупом и колдовским наваждением действовавшую в Русском Стане. Оградил Землю Русскую от кровавых проделок лютых жидов.

 

Усилиями масонских историков и писателей последующих поколений опричные деяния благочестивого Царя были оболганы и извращены, и божественная ревность благословенного братства опричников стала представляться произволом кучки разнузданных насильников и убийц, действовавших в личных корыстных интересах, но не таковой являлась «Государева Светлость Опричнина» в сознании современников. Опричные деяния Грозного Царя совершались в полном согласии с волей и устремления­ми русского народа, одобрившего и благословившего в лице своих представителей из Московских низов и соборного Духовенства Русской Церкви самое учреждение Опричнины. Впоследствии, духовное единство Земщины и Опричнины подтвердил созванный Царем собор Всея Земли (от всех сословий, в том числе ремесленников и купечества), который высказался за безусловное продолжение кровопролитной Ливонской войны в ясном сознании ее цели и значения.

 

3. Жидовские преступления

 

В 1174 г. от жидов был умучен св. князь Андрей Боголюбский.  В Сонме Белорусских Святых, умученный 20 апреля 1690 года от жидов младенец Гавриил Белостокский, причислен к лику святых умученный от жидов 28 марта 1096 года Киевский монах Евстратий Постник. Римско-католическая церковь причислила к лику святых многих христиан, умученных от рук извергов человеческого рода. Среди них: в 1133 году – святой Ричард, мощи его пребывают в церкви Святого Игнатия в Париже;в 1146 году – святой Вильгельм в Нордвике, Англия; в 1228 году – святой Вернер в Бахерате; в 1255 году – святой Гуго в Линкольне, Англия; в 1303 году – святой Конрад в Тюрингии; в 1475 году – святой Симон в Триденте; в 1550 году – святой Войташек в Конде, Чехия.

 

«Эта подлая орда всюду вносит с собою юезпорядок и разрушения» — считал Государь Пётр I. Некий Эдлак через «окно в Европу» подал Петру I проект о переселении в Россию тысячи евреев для обогащения казны. Царь в клочья разорвал проект со словами: «Народ мой и без того довольно плутоват, а дозволь я переселиться жидам – они окончательно его раззорят».

 

В 1727 г. Екатерина I издала закон: «Жидов, которые обретаются на Украйне и в других Российских городах, всех выслать вон из России за рубеж немедленно и впредь в Россию не впускать». В 1740 г. императрица Елизавета Петровна издала такой закон: «Как то уже по неоднократным предков наших указам по всей нашей Империи жидам жить запрещено. Но ныне нам известно учинилось, что оные жиды ещё в нашей империи под разными видами жительство своё продолжают… Всемилостивейше повелеваем: из всей нашей Империи как-то великоросских так и малоросских городов, сёл и деревень всех мужеска и женска пола жидов какого бы кто звания и достоинства ни были, со всем их имением немедленно выслать за границу и впредь оных ни под каким видом в нашу Империю ни для чего не впускать».

 

На решении Сената о дозволении переселения евреев в Россию Елизавета Петровна начертала 16 декабря 1743 года: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли».  Антиох Дмитриевич Кантемир говорил, что «по мудрости Государей Российских Великая Россия доселе есть единственное государство Европейское, от страшной жидовской язвы избавленное».

 

В.Н. Татищев в 1795 году писал: «Изгнаны они, иуды, из России за великие и злые душепагубства, убиения ядом лучших людей, людей русских, распространение отравленных зелий и тяжких смертельных заразительных болезней всяческими хитроковарными способами, за разложение, кои они в государственное тело вносят. А поскольку не совести, ни чести, ни правды у жидов и в помине нет, то впускать их обратно в Россию – деяние много хуже государственной измены. Маю (думаю) я, что государство или республика, где жидов зело много, быстро к упадку или гибели придут. Особливо опасны они – природные ростовщики, кровососы, тайные убийцы и всегдашние заговорщики для Великой России».

Статья с сайта: РУССКИЙ МОНАРХИСТ

http://www.ruskmir.ru/2015/04/ioann-groznyj-i-zhidy/

 

 

***

 

 

Старец Николай Гурьянов очень любил Великого во Святых Царя Иоанна, чаще называл его Милостивым, а не Грозным, и открыто исповедовал его святость… И пастырским словом, и делом… В кельи старца были его иконы. Пред ними возжигали лампаду и молились. Когда я принесла Батюшке образ Государя (переданный ему в дар от настоятеля Никольского московского Храма в Старом Ваганькове священника Виктора Шишкина) из правого глаза Царя истекла слеза благоуханного мира… Батюшка молвил: «Царь меня слышит и жалеет нас. Он – Милостивый». Так святые благословляют и укрепляют друг друга. И мы тому свидетели. Батюшка благословлял этим образом приходивших к нему за советом людей. Осенял им, раздавал тропарики Царю Иоанну и копии с этой иконы, и просил молиться ему за Россию: «Он поможет!».

Митрополит Иоанн Снычев писал о Царе Иоане: «…И СВЕТ ВО ТЬМЕ СВЕТИТ, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). Это евангельское изречение, пожалуй, точнее всего передает суть многовекового спора, который ведется вокруг событий царствования Иоанна Грозного. С «легкой» руки Карамзина стало считаться признаком хорошего тона обильно мазать эту эпоху черной краской. Даже самые консервативные историки-монархисты считали своим долгом отдать дань русофобской риторике, говоря о «дикости», «свирепости», «невежестве», «терроре» как о само собой разумеющихся чертах эпохи. И все же правда рвалась наружу. Свет безпристрастности время от времени вспыхивал на страницах исследований среди тьмы предвзятости, разрушая устоявшиеся антирусские и антиправославные стереотипы…  Опричная «братия» носила монашеские скуфейки и черные подрясники. Жизнь в слободе, как в монастыре, регулировалась общежительным уставом, написанным лично Царем. Иоанн сам звонил к заутрене, в церкви пел на клиросе, а после обедни, во время братской трапезы, по древней иноческой традиции читал для назидания жития святых и святоотеческие поучения о посте, молитве и воздержании».

Господь учил, что древо познается по плодам. Видя благие плоды Царя Иоанна, и напротив, ненависть богоборцев к нему, все становится вполне логично и понятно. Православный русский народ почитает Иоанна IV, несмотря на всю клевету о нем. Пишутся иконы благоверного Царя Иоанна, снимаются о нем документальные фильмы, выходят статьи и книги. Правда о Грозном Царе пробивается через слои лжи, и мы верим – восторжествует.

 

В 19-м веке с целью опорочивания святого Государя было специально создано очень деятельное еврейское лобби из художников, писателей, артистов. Нет сомнения, что и сегодняшние клеветники на святого Царя, обманщики народа, получат заслуженное еще здесь, в этом мире, а тем более на справедливом и безпристрастном Божьем Суде, как в свое время получили все предыдущие, причем очень наглядно. Так у художника еврея Ильи Репина, после написания лживой картины «Иван Грозный убивает своего сына», стала сохнуть писавшая ее правая рука. Другой перспективный художник Шварц, также негативно изобразивший «раскаявшегося после убийства сына» Грозного Царя, вдруг скоропостижно умирает в 30-летнем возрасте. А артисты, хульно игравшие его, вскоре умирали. Господь еще раз предупреждает всех: «Не трогайте помазанных Мною!».

 

Иван IV Грозный был одним из самых образованных людей своего времени, обладал богословской эрудицией, феноменальной памятью. Он автор многочисленных посланий, музыки и текста к службе праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Царь активно способствовал организации книгопечатания и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади. Он любил читать, был обладателем крупнейшей библиотеки в Европе, был хорошим оратором.

 

18/31 марта 1584 царь умер. Иоанн IV погребён в алтаре Архангельского собора Московского кремля, усыпальнице Московских Великих князей.

 

14 октября 2016 в городе Орле был торжественно открыт первый в России памятник Иоанну Грозному

 

 

АКАФИСТ

 

(Божьему угоднику – царю-мученику Иоанну Грозному,  за веру православную со сродниками убиенному и оклеветанному)

 

Кондак 1

 

Избранный от рождения благодатный Помазанниче Божий; царей Византийских державный наследниче; Московского царства, якоже Третьего Рима, нерушимый столпе; Православной веры огненный ревнителю; богопротивных ересей и измены грозный искоренителю; велие труды и скорби, яко Голгофский Крест, на рамена смиренно подъял еси и за вся в непрестанной молитве Христа благодарил еси. Тебе, предивному угоднику Божию и Святой Руси Самодержцу, похвальное воспеваем пение:

Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

 

 

Икос 1

 

Ангелов Творец дарова тя земли Российской, яко Давида, сильного в бранех, и Соломона, премудростию украшенного, да возвеличиши славу Царей Православных и вся уделы Святой Руси во единую Державу собереши, под крепкую руку Самодержавного Царя. Тем же дивящеся, вопием ти:


Радуйся, Венценосцев благочестивых чадо богодарованное;
Радуйся, молитвами святых у Господа испрошенный.
Радуйся, громом небесным в час рождества твоего благословенный;
Радуйся, трусом велиим землю Русскую измлада потрясший.
Радуйся, святыми Даниилом Переяславским и Кассианом Босым от купели восприятый;
Радуйся, преподобным Сергием Радонежским у раки его в духе усыновленный.
Радуйся, народа русского единодушное ликование;
Радуйся, Святой Руси державное обновление и духовное очищение.
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

 

 

Кондак 2

 

Видяще сердцеведец Господь велию к тебе, младенцу сущу, людей русских любовь и упование на тя, призва во обители небесныя отца твоего, Великого Князя Василия. Да облечется во образ ангельский и купно со святыми воспоет: Аллилуиа.

 

 

Икос 2

 

Разум имея мужеский, матерь твоя, Великая Княгиня Елена, кормило государства Российского приемши, многия труды подняла еси. Но в цвете лет, попущением Божиим, лютою злобою бесовской и человеческой убиенна бысть. Мы же ти, наследнику сиротствующу, умиленно вопием:


Радуйся, сиротством от младенства, яко злато в горниле, искушенный и очищенный;
Радуйся, в скорби великой слезы младенческие пред Богом проливавый.
Радуйся, десницею Христовой, яко отчею, любовно водимый;
Радуйся, Покровом Богородицы, яко матерним, тепле покрываемый.
Радуйся, в молитве и псалмопении утешение обретший;
Радуйся, в Законе Божием и подвизех святых усердно поучавыйся.
Радуйся, от гордыни боярской в сиротстве много скорбей претерпевый;
Радуйся, обидящим тя всяческая, яко агнец кроток, простивый.
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

 

 

Кондак 3

 

Сила Вышняго осени тя, Избранниче Божий, егда святитель, митрополит Московский Макарий со преосвященным собором, пред всеми людьми российскими, помаза тя священным миром в знамение печати дара Духа Святаго. Да приемши крест, венец и бармы Мономаховы, наречешися боговенчанным Помазанником Божиим на земли, якоже Христос на небеси, естеством подобен во всем человекам, властию же подобен Богу, сему пречудному таинству дивящеся, воспеваем Творцу всех: Аллилуиа.

 

 

Икос 3

 

Имея тщание о благоустроении Державы Российской и укреплении рода Царей Православных, возжелал еси благаго супружества. Сего ради не искаша себе невесту в царствах иных, яко воспитанный в сиротстве, не чаял еси сойтися нравом с иноземкою. По рассуждении же, избра супругу в царстве своем, благочестивую Анастасию Романовну, лозу плодовитую рода преславного. И, яко голубицу небесную, на руце свои с любовию приял еси ея. О сем радуяся, велегласно поем ти:


Радуйся, первый Всея Руси Самодержец и Помазанниче Божий;
Радуйся, солнце Православия, надежда всего нового Израиля.
Радуйся, Третьего Рима непоколебимый столпе и утверждение;
Радуйся, от святого корене Владимирова славная отрасле и регалий Мономаховых достойный носителю.
Радуйся, святителя Макария чадо возлюбленное, на великие деяния им вдохновленный;
Радуйся, благочестивым супружеством истинный образ любви людем твоим показавый.
Радуйся, веры охранителю, собор Стоглавый созвавый, да Церковь Русскую деяньми укрепит;
Радуйся, о людех твоих чадолюбивый радетелю, законы новыя им даровавый.
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

 

 

Кондак 4

 

Бурею гнева Божия воздвигошася на гордую Казань христолюбивое воинство русского Царя. Яко последний оплот безбожного царства Батыева сия бысть и многие напасти земле Российской и людем православным сотворша. О том ведуще и болезнуя сердцем, рекл еси, о преславный Царю:

«Приспело время нашему подвигу потщимся единодушно пострадать за благочестие, за святые церкви, за единокровную нашу братию, терпящих долгий плен». Сему внимая, возопиша людие московские: Аллилуиа.

 

 

Икос 4

 

Слышаша воины православные огненные глаголы любимого Царя, возгорешася духом ратным, не щадя живота, сразитися с погаными и умрети за други своя под знамением Честнаго и Животворящего Креста. И падоша во прах, яко стены Иерихонские, твердыня града Казани, силою Божией и духом русским сокрушенная. Победе сей радуяся и Бога благодаряще, воспеваем ти:


Радуйся, безстрашный воителю, святых князей Александра Невского и Димитрия Донского достойный споборниче;
Радуйся, благословение на брань у Пресвятой Богородицы и угодников Божиих в молитве испросивый.
Радуйся, святой хоругвью Спасовой, на Куликовом поле освященной, воинство твое осенивый;
Радуйся, аки пардус, ярости исполнився бранной, с мечем своим дух воинов поднимавый.
Радуйся, за победу сию Грозным для врагов нареченный, яко не мочно Царю без грозы быти;
Радуйся, в знамение милости к побежденным святой Крест над Казанью воздвигнувый.
Радуйся, всю славу победную милостивому Богу и храброму воинству предавый;
Радуйся, воинов убиенных оплакавший и об упокоении их усердно моливыйся.
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

 

 

Кондак 5

 

Боготечною звездой явися в мире сем велия слава твоя, о Грозный Царю, в сердцах людей разделение сотворша. Иные бо, сию зряще и светом ея направляеми, яко Вифлеемские пастухи, во след тебе ко спасению идоша. Друзии же, Ироду с богопротивным сонмищем уподобившеся, лютою злобой распаляеми, воздвигоша на тя брань и погибель избра. Мы же с верными слуги твоими в радости поем: Аллилуиа.

 

 

Икос 5

 

Видеша бояре московские пречудное возвышение царского рода Иоаннова, высящася, яко кедр ливанский. О сем завистью темной недуговав, разделишася такожде на агнцы и козлища. Тии же, лестью покрываемии, начаша супротив клятвы на верность Государю тайно крамолу, якоже секиру при древе, ковати, да царский род Иоаннов посечет. Обаче слуги вернии, труды и подвизи твоя прославляюще, воспеваху:


Радуйся, державный отец народа, рождением сына первенца царевича Димитрия царицею обрадованный;
Радуйся, Астраханское ханство покоривый и Волгу русскою рекою соделавый.
Радуйся, на землю Ливонскую, от Руси отторженную, крепкую руку простерший;
Радуйся, славу короля Польского в землях Белой Руси с оружием посрамивый.
Радуйся, тяжким недугом сокрушенный и на одре смертном за все Господа благодаривый;
Радуйся, неверность избранников ближних милостью царской покрывый.
Радуйся, от одра смерти воставый и благодарно на богомолье изшедый;
Радуйся, младенца-первенца по злоумышлению лишивыйся и скорбью омраченный.
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

 

 

Кондак 6

 

Проповедником истины Христовой пришед в землю Ливонскую, исконную вотчину отцев твоих, Грозный Царю Иоанне. Поревновав бо с оружием стати за веру Православную и людей русских, иже от гордыни латинской и лютерской много зла претерпели еси. Яко несть более той любви, паче умрети за веру истинную и други своя. Да воспевают единодушно вси: Аллилуиа.

 

 

Икос 6

 

Воссияла еси паче солнца любовь твоя, благоверный Царю, с благочестивою супругой царицею Анастасией. Яко грозного орла с кроткой голубицею, светом добродетели щедро украшенной. Сия же, на труды и подвизи тя вдохновляя, драгоценною жемчужиной в руце твоей бысть. И умыслиша злочестивые иуды возлюбленную голубицу твою смертью извести и сокровище царского сердца похитить. О сем, душею с тобою болезнуя, глаголем сице:


Радуйся, венценосный страдальче, душею своей с возлюбленной царицею во гробе спогребыйся;
Радуйся, в скорбной нощи Гефсиманской реки слез пред Богом наедине проливавый.
Радуйся, малых чад твоих, царевичей Иоанна и Феодора, яко птенцев-сирот, с любовью крылами покрывый;
Радуйся, твердым стоянием на камени веры единое утешение обретший.
Радуйся, советников лукавых Сильвестра и Адашева от очей своих удаливый;
Радуйся, изменников бояр, милосердие твое презревших, суду Божию и казни предавый.
Радуйся, яко Христос, вся им простивый и за души казненных неустанно моливыйся;
Радуйся, изменою наперсника своего князя Курбского, яко стрелою, в сердце уязвленный.
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

 

 

Кондак 7

 

Хотяще крамолу в Державе Российской извести, рассудишася ти, Грозный Царю, стольный град Москву оставить, не хотя бо многих изменных дел терпети. Понеже крамольники бояре окрест всюду, яко паучину, зло сплетаху, в сети лукавствия тя уловляя. Сего ради изыдох с верными слугами твоими из дворца, вземше святые иконы, казну и домочадцы, в Александровскую слободу и тамо престол царский утверди. Таковей мудрости твоей дивяшеся, воспеваем Богу: Аллилуиа.

 

 

Икос 7

 

Новаго тя Ангела Грознаго узрели еси людие московские, яко милостивый зрак свой на ярое око перемени. И возопиша гласом велим: «Како бо могут овцы без пастыря?» Ты же, чадолюбивый Царю, увериша их, яко гнева царева на людех твоих несть, всему же виной злоба боярская. И положиша вси, от мала до велика, купно со святители церковные, соборне ударить Государю челом и плакатися: да сослужит народ верно Царю ради спасения Дома Пресвятыя Богородицы. Сему радующеся, вопием ти сице:


Радуйся, богомудрый Домостроителю, Царство твое на Опричнину и Земщину раздельший;
Радуйся, дружину опричную по образу ангельского воинства последних времен из слуг верных создавый.
Радуйся, новый дворец царский в Александровской слободе, яко Небесный град Иерусалим, воздвигнувый;
Радуйся, на строгом уставе иноческом дух опричный утвердивый.
Радуйся, яко смиренный игумен с царевичами и братией в благочестии усердно подвизавыйся;
Радуйся, грозным мечем опричным удельный дух боярский сокрушивый.
Радуйся, яко Господин жатвы, плевелы крамольные с земли Русской собравый и огнем попаливый;
Радуйся, чрез разделение Державу твою на твердом основании укрепивый.
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

 

 

Кондак 8

 

Странное чудо видяще державы европейския, духом антихристовым, яко проказою, зараженные: обаче Грозный Царь Московский в державе своей заразу сию, от богопротивного племени жидовского исходящую, не попустил еси. И стояху горой за чистоту святой веры Православной во спасение душ человеческих. Да ведают людие русские единаго истиннаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, воспевая Ему: Аллилуиа.

 

 

Икос 8

 

Весь бе в вышних и нижних никакоже отступи, Помазанниче Божий, скипетром царским, яко копием, богомерзкую ересь жидовстующих, подобно аспиду змиину, поражая. Понеже ядом лукавствия своего многих русских людей уязвиша и души их погубиша. Сего ради воздвиглся еси грозно с воинством опричным на изменники и еретики, мечем прокаженныя телеси посекающе. Сия уразумев, поем ти:


Радуйся, грозный духа антихристова гонителю;
Радуйся, преславного Тита верный преемниче.
Радуйся, проклятое жидовское племя из пределов Руси Святой изгнавый;
Радуйся, людем русским, страха ради смертного, всякое с жидами общение возбранивый.
Радуйся, мятежные вотчины Новгород и Псков от еретической проказы очистивый;
Радуйся, неложным пред казнью покаянием души еретиков от погибели спасший.
Радуйся, всемирным сонмищем жидовским навеки с родом своим проклятый;
Радуйся, истинный воине Христов, клятву сию, яко высшую от Бога награду, понесший.
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

 

 

Кондак 9

 

Всякое естество человеческое поклонишася гордыне превознесенной, папою римским именующейся. Токмо ты, Грозный Царю Всея Руси, главы своея не преклониша, союзом с врагами Православной веры гнушахуся. Сия дерзости не потерпеша и яростью палимый, восташа Первый Рим, грехом растленный, со всею силой адовою, супротив Третьего Рима, в истине Христовой стоящего. Яко да не воспевают сердцем Богу: Аллилуиа.

 

 

Икос 9

 

Ветии многовещаннии от темнаго запада отверзоша на тя, свете востока святый Царю Православный, лукавая уста своя. И извергошася отонуду, якоже из кладязя бездны, клеветы тьмочисленные и нелепые, ядовитым гадам: змиям, жабам и скорпиям во злобе своей подобные. И растекошася по всему лицу земли, сердца человеков ложью уязвляя. Мы же, святость твою ведуще, глаголем ти сице:


Радуйся, кровью святителя Филиппа, от еретиков коварно убиенного, без вины помазанный;
Радуйся, преподобного Корнилия, мирно почившего, сыновне земли предавый.
Радуйся, кроткого царевича Иоанна, врагов злодейством погубленного, слезами отеческими омывый;
Радуйся, образе воздержания, в многоженстве ради дарования наследника оклеветанный.
Радуйся, справедливый судие, малой кровью изменников и еретиков Державу от погибели спасший;
Радуйся, благородный воителю, милосердия ради к плененным в жестокости обвиненный.
Радуйся, нестяжания учителю, яко алчный сребролюбец молвою ославленный;
Радуйся, истинный Государю христианский, кровавым тираном от врагов нареченный.
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

 

 

Кондак 10

 

Спасти хотя мир, новому тя Ною уподоби Спаситель Христос, богомудре Царю Иоанне. Да созиждеши на камени веры, яко новый Ковчег спасения, Дом Пресвятыя Богородицы Святую Русь Православную. Добродетельми щедро украшенный и честным Омофором Ея покрываемый. И живот вечный обретоша тамо, воспоют спасаемии: Аллилуиа.

 

 

Икос 10

 

Стеною всем к тебе притекающим был еси, Помазанниче Божий, отверзоша врата царства твоего, яко милостивый Домовладыка, да внидут вси, иже купно с тобою Христу Царю чают послужити. Людие простые и знатные, народы малые и великие. Да мирное и богобоязненное житие поживут под скипетром Государя Самодержавного. О сем дивяся, вопием ти похвальная:


Радуйся, новаго Ковчега спасения искусный кормчий;
Радуйся, народов, Богом ти данных, пастырю добрый.
Радуйся, бранной гордыне римской и польской под Псковом предел положивый;
Радуйся, земли Ливонские утративый, чести же своей не посрамивый.
Радуйся, Едигера хана с люди его под крепкую руку вземший;
Радуйся, дерзость хана Крымского мышцею высокой усмиривый.
Радуйся, великое Сибирское царство богатырством Ермака со дружиною приобретший;
Радуйся, посольство Ермаково с честью принявый и геройство их щедро вознаградивый.
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

 

 

Кондак 11

 

Пение всякое побеждается, воспети тщащееся преславное твое житие, о, великий Царю Иоанне. Равночисленные бо песка хвалы, аще приносим ти, ничтоже совершаем достойно, яже сотворил еси Отечества твоего ради. Образом же смирения бывше, славы мира сего не приял еси, единому Богу честь и благодарение воздавая: Аллилуиа.

 

 

Икос 11

 

Светоподательную свещу, сущим во тьме явльшуюся, зрим тя, Венценосче святый, на престоле царском, яко на свещнице, Богом возженную. Да светит всем в Доме Пресвятыя Богородицы, Русь Святую молитвами светлыми и деяньми благими премудро устрояюще. Сердца людей русских зарею просвещающе, похвалами же почитаемая сими:


Радуйся, Державы Российской богомудрый устроителю и охранителю;
Радуйся, сонмом храмов и монастырей, яко звездами, ея светло украсивый.
Радуйся, пределы царства твоего двукраты расширивый;
Радуйся, многих градов и крепостей прозорливый основателю.
Радуйся, преизобильною торговлей царство твое обогативый;
Радуйся, просвещения духовного неутомимый сеятелю.
Радуйся, звезды незаходимой, святаго царевича-мученика Димитрия Углицкого, родителю;
Радуйся, служение царское деяньми своими прославивый.
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

 

 

Кондак 12

 

Благодать дати восхотев людем твоим, благочестивый Царю, подвиглся еси на высоту добродетельного жития, подвигам святых мужей древности подражая. Непрестанною молитвой и трудом на троне подвизался еси. Веру сохранил, течение совершил, царское служение с честию исполнил. Сего ради увенча тя Господь образом ангельским, честною схимой, и святым венцем, яко пресветлою звездой. Отныне, в Небесех сияющи и со ангелы ликовствуя, воспеваеши присно: Аллилуиа.

 

 

Икос 12

 

Поюще мученическую кончину твою, Венценосче святый, хвалим тя вси, яко одушевленный храм Духа Божия. И чтим святую память твою купно со всеми святыми, в земле Российской просиявшими. Да отеческим предстательством твоим за нас сподобимся неизреченной милости Его, единым сердцем и благодарными усты воспевая ти:


Радуйся, молитвенниче предивный, телесем на земли, душею на Небеси пребывавый;
Радуйся, подвижниче изрядный, поклонов земных тысящу денно и нощно полагавый.
Радуйся, святых угодников Божиих благоговейный собеседниче и почитателю;
Радуйся, словесем обличения из уст Христа ради юродивых смиренно внимавый.
Радуйся, песнопеньми дивными Господа, Богородицу и святых воспевый;
Радуйся, скорби Отечества твоего в сердце чистом слагавый и кровью сердца их омывавый.
Радуйся, злокозненное ядом отравление многие лета, яко крестные муки, терпевый;
Радуйся, за деяния свои токмо пред единым Богом, а не пред людьми ответ держащий.
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

 

 

Кондак 13

 

О, предивный угодниче Божий, великий Первовенчанный Царю Иоанне. Приими сие покаянное моление нас, заблудших чад твоих, в похвалу тебе слезно возносимое. И предстоя ныне Престолу всех Царя, вознеси Ему всемощную твою молитву о спасении Державы Российской, грехов ради наших погибающей. Да дарует нам милосердный Господь всенародное покаяние и грехов оставление. И да воскреснет Русь Святая Православная под скипетром грядущего Царя, яко тридневен Христос от гроба, светом воскресения своего падший мир просвещающе. О сем в радости пасхальной воспоем единодушно Богу: Аллилуиа.

 

(Сей кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак.)

 

 

МОЛИТВА

 

О, святый благоверный Царю Иоанне, милостивый к чадам, Грозный для врагов Избранниче Божий. Всего себе и вся добродетельное житие свое, яко жертву благоуханную, Богу принесл еси, ничесоже от земной славы желая, но токмо Христу Царю во благо Отечества сослужити. На пути же сем безчисленные труды и скорби, яко Честный Крест Христов, на рамена своя вземши, о всех и вся сердцем болезнуя, истинно Голгофские муки претерпел еси и победным венцем от Бога увенчался. И ныне, у Престола Его, яко звезда пресветлая, славой великою сияеши.
Призри с высоты святые своея на нас, грешных и погибающих чад твоих. Се бо тьмою греха порабощенные и духом антихристовым водимые, отступили от святой спасительной веры Православной; святаго Помазанника Божия с Венценосным Семейством его на заклание от богопротивных жидов предали; в земле нашей безумством и небрежением конечное разорение и погибель попустили. Наипаче же святую память твою, первого Самодежца и Устроителя державы Российской, нечестием Хамовым осквернили еси. Зане, яко бессмысленные младенцы, вся злохульные на тя клеветы, Помазанниче Божий, от врагов России и Православия творимые, на веру принимали и повторяли безумно во осуждение себе. Позабыли священную заповедь Господа: не прикасайтеся Помазанникам Моим, ни делом, ни словом, ни помышлением, яко святыня Божия есть.

Сим же окаянством молитвенное предстательство твое на небесех за Державу Российскую отвергоша и твою отеческую к народу русскому любовь оскверниша. И удалишася ты духом от нас, Царю святый, скорбя и болезнуя, во обители небесные, якоже в Александровскую слободу, народ жестоковыйный и неблагодарный Суду Божьему предав. Ныне, лютое окаянство свое уразумевши, яко блудный сын ко отцу, к стопам твоим припадаем, преклоняющее рабски выю души и телесе. И со слезами молим тя: о, чадолюбивый и милосердный Отец наш Венценосный, прости нам, грешным, все безвинные клеветы, на тя возводимые, и прими нас, яко рабов, сыновства недостойных, в число наемник твоих. Да сослужим ти верою и правдою в служении царском. Прииди ныне на помощь гибнущей Державе Российской, яко корабль без кормщика, в море житейском бурею разбиваемой. Явися в силе Грознаго духа твоего во образе Богом данного Православного Царя, на конец времен уготованного. И, вземши кормило Государства, изведи его рукою крепкой из бурных вод в тихую и безмятежную пристань, яко новый Ковчег спасения. Да избавлении тобою, единодушно всем сердцем воспоем ти хвалу, о, великий святый благоверный Царю Иоанне, славящее и благодарящее твое милостивное предстательство, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

ТРОПАРЬ

 

Тропарь, глас 4

 

Божиим изволением, а не мятежным человечества хотением на Царство Русское взошел еси и Христу Царю сослужил еси, Иоанне Богомудре. Велию любовию Креста тщался если люди на Свет и Истину наставити. Потщися и ныне: да познаем Единого Истинного Бога и Богом данного нам Самодержавного Государя.

 

 

Кондак, глас 8

 

Xpистa ради от своих ти нуждную смерть претерпел еси: приходящих же с верою от честнаго ти гроба подаеши цельбы, о Никито Преподобне, молитвениче о душах наших.

 

 

Величание

 

Величаем тя, святый благоверный Царю-мучениче Иоанне, и чтим труды и страдания твоя, яже за веру во Христа претерпел еси.

Обновлено 20.03.2019 14:50
 






Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс.Метрика