Священномученик Иларион, архиепископ Верейский
(15 / 28 декабря)
Одним из видных деятелей Русской Церкви 20-х годов был архиепископ Верейский Иларион, выдающийся богослов и талантливейший человек. Вся его жизнь была горением величайшей любви к Церкви Христовой, вплоть до мученической кончины за нее.
Его труды отличаются строго церковным направлением, неустанной борьбой со схоластикой и специфическим латинством, влиявшим на наше богословие со времен митрополита Петра Могилы. Его идеал — это церковность духовной школы и богословской науки. Его постоянное напоминание: вне Церкви нет спасения, вне Церкви нет таинств.
Архиепископ Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 года в семье священника с. Липицы Каширского уезда Тульской губернии.
С самого раннего детства в нем пробудилось стремление к учению. Будучи пятилетним отроком, он взял своего трехлетнего брата за руку и пошел вместе с ним из родной деревни в Москву учиться. И когда братишка от усталости заплакал, то Владимир сказал ему: «Ну и оставайся неученым». Родители вовремя спохватились, заметив исчезновение детей, и быстро возвратили их под кров своего дома. Владимир вскоре был отдан в Духовное училище, а затем в Духовную семинарию. По окончании полного курса семинарии он поступает в Московскую Духовную академию и блестяще заканчивает ее в 1910 году со степенью кандидата богословия. Его оставляют при академии профессорским стипендиатом.
Следует отметить, что Владимир во всех школах, начиная с Духовного училища и кончая Духовной академией, учился превосходно. По всем предметам он всегда имел отличные оценки.
В 1913 году Владимир получает ученую степень магистра богословия за свой фундаментальный труд «Очерки из истории догмата о Церкви».
Сердце его горит горячим желанием служить Богу в иноческом чине. 28 марта в скиту Параклит Троице-Сергиевой лавры он принимает монашество с именем Илариона (в честь преподобномученика Илариона Нового, память 28 марта), а примерно через два месяца, 2 июня, рукополагается во иеромонаха. 5 июля того же года отец Иларион был возведен в сан архимандрита.
30 мая 1913 года иеромонах Иларион был назначен инспектором Московской Духовной академии. В декабре 1913 года архимандрита Илариона утверждают в звании экстраординарного профессора по Священному Писанию Нового Завета.
Архимандрит Иларион приобретает большой авторитет и как воспитатель учащихся Духовной школы, и как профессор-богослов, и как знаменитый церковный проповедник.
Один за другим выходят его богословско-догмагические труды, обогащающие церковную науку. Его проповеди звучат с амвонов церквей, словно колокол, призывая народ Божий к вере и нравственному обновлению.
И когда остро назрел вопрос о восстановлении патриаршества, он, как член Поместного Собора 1917—1918 годов, вдохновенно выступил на Соборе в защиту патриаршества. «Никогда,— говорил архимандрит Иларион, — Русская Церковь не была без первоиерарха. Наше патриаршество уничтожено было Петром I. Кому оно помешало? Соборности Церкви? Но не во время ли патриархов было особенно много у нас Соборов? Нет, не соборности и не Церкви помешало у нас патриаршество. Кому же? Вот передо мною два великих друга, две красы XVII века — патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Чтобы поссорить друзей, злые бояре нашептывают царю: «...Из-за патриарха тебя, государь, не видно стало». И Никон, когда ушел с московского престола, между прочим, писал: «..Пусть ему, государю, без меня просторнее будет». Эту мысль Никона и воплотил Петр, уничтожив патриаршество. «Пусть мне, государю, без патриарха просторнее будет»...
Но церковное сознание, как в 34-м апостольском правиле, так и на Московском Соборе 1917 года, говорит неизменно одно: «...Епископам всякаго народа, в том числе и русскаго, подобает знати перваго из них и признавати его яко главу».
И хочется мне обратиться ко всем тем, кто почему-то считает еще нужным возражать против патриаршества. Отцы и братие! Не нарушайте радости нашего единомыслия! Зачем вы берете на себя неблагодарную задачу? Зачем говорите безнадежные речи? Ведь против церковного сознания боретесь вы. Бойтесь, как бы не оказаться вам богоборцами (См. Деян. 5, 39)! Мы и так уже согрешили, согрешили тем, что не восстановили патриаршество два месяца назад, когда приехали в Москву и в первый раз встретились друг с другом в Большом Успенском соборе. Разве не было кому тогда больно до слез видеть пустое патриаршее место?.. А когда мы прикладывались к святым мощам чудотворцев Московских и первопрестольников Российских, не слышали ли мы тогда их упрека за то, что двести лет у нас вдовствует их первосвятительская кафедра?»
После прихода к власти большевики сразу же начали гонение на Церковь, и уже в марте 1919 года архимандрит Иларион был арестован. Первое тюремное заключение продолжалось три месяца.
11/24 мая 1920 года архимандрит Иларион был наречен, а на следующий день, 12/25 мая, хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии.
Его современники рисуют его портрет светлыми красками. Он молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церковный проповедник-оратор и певец, блестящий полемист, всегда естественный, искренний, открытый. Физически очень сильный, высокого роста, с широкой грудью, имел пышные русые волосы, ясное, светлое лицо. Он был любимцем народа. Как проповедника и оратора его ставили наравне с Луначарским и Александром Введенским, и даже выше их. Епископ Иларион пользовался большим авторитетом среди духовенства и своих собратий-епископов, называвших его за ум и твердость в вере «великим».
Епископское служение его было крестным путем. Не прошло и двух лет со дня его хиротонии, как он оказался в ссылке в Архангельске. Целый год епископ Иларион был в стороне от церковной жизни. Свою деятельность он продолжил по возвращении из ссылки. Святейший Патриарх Тихон приблизил его к себе и вместе с архиепископом Серафимом (Александровым) сделал своим ближайшим советником и единомышленником.
Сразу же после возвращения из ссылки Патриарх возводит епископа Илариона в сан архиепископа. Церковная деятельность его расширяется. Он ведет серьезные переговоры с Тучковым (уполномоченным ОГПУ по церковным делам) о необходимости устроить жизнь Русской Православной Церкви в условиях Советского государства на основе канонического права, занимается восстановлением церковной организации, составляет ряд патриарших посланий.
Для обновленцев он становится грозой, в их глазах он не отделим от Святейшего Патриарха Тихона. 22 июня /5 июля 1923 года владыка Иларион совершает всенощное бдение под праздник Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском монастыре, захваченном обновленцами. Владыка изгоняет обновленцев и великим чином, заново освятив собор, присоединяет монастырь к Церкви. На следующий день в обители служит Святейший Патриарх Тихон. Богослужение длится целый день и заканчивается лишь в шесть часов вечера. Святитель Тихон назначает владыку Илариона настоятелем Сретенского монастыря. В своих посланиях лидер обновленчества, митрополит Антонин (Грановский), с невыразимой злобой обрушивает свои удары и на Патриарха и на архиепископа Илариона, бесцеремонно обвиняя их в контрреволюции. «Тихон с Иларионом, — писал он,— вырабатывали «благодатно» -удушливые газы против революции, и революция ополчилась не только на тихоновских церковников, но и на всю церковь, как на скопище заговорщиков. Иларион ходит и окропляет храмы после обновленцев. Он входит в эти храмы... Тихон с Иларионом — подсудимые перед революцией, досадители Церкви Божиеи и в свое извинение не могут представить никаких добрых дел» («Известия», 23 сентября 1923).
Архиепископ Иларион ясно понимал преступность обновленцев и вел горячие диспуты в Москве с Александром Введенским. Последнего, как выразился сам архиепископ Иларион, на этих диспутах он «прижимал к стенке» и разоблачал все его хитрости и ложь.
Обновленческие заправилы чувствовали, что архиепископ Иларион мешает им, и потому употребили все усилия, чтобы лишить его свободы.
В декабре 1923 года архиепископ Иларион был приговорен к трем годам заключении. Этапом он был доставлен в Кемский лагерь, а затем на Соловки.
Когда архиепископ увидел весь ужас барачной обстановки и лагерную пищу, то сказал: «Отсюда живыми мы не выйдем».
Архиепископ Иларион вступил на крестный путь, завершившийся блаженной его кончиной.
Крестный путь архиепископа Илариона представляет для нас очень большой интерес, ибо в нем проявилось все величие духа мученика за Христа, и поэтому позволим себе более подробно остановиться на этом моменте его жизни.
Находясь на Соловках, архиепископ Иларион сохранил в себе все те добрые качества души, которые он приобрел посредством подвигов и до монашества, и в монашестве, и в священстве. Те кто в это время находились вместе с ним, являлись свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он просто отдавал все, что имел, что у него просили.
Своими вещами он не интересовался. Поэтому кто-то из милосердия должен был все-таки следить за его чемоданом. И такой послушник был у него и на Соловках. Архиепископа Илариона можно было оскорбить, но он на это никогда не отвечал и даже мог не заметить сделанной попытки. Он всегда был весел, и если даже озабочен и обеспокоен, то быстро старался прикрыть это все той же веселостью. Он на все смотрел духовными очами, и все служило ему на пользу духа.
«На Филимоновой рыболовной тоне,— рассказывал очевидец, — в семи верстах от Соловецкого кремля и главного лагеря, на берегу заливчика Белого моря, мы с архиепископом Иларионом и еще двумя епископами и несколькими священниками (все заключенные) были сетевязальщиками и рыбаками. Об этой нашей работе архиепископ Иларион любил говорить переложением слов стихиры на Троицын день: «Вся подает Дух Святы и: прежде рыбари богословцы показа, а теперь наоборот — богословцы рыбари показа». Так смирялся его дух с новым положением.
Благодушие его простиралось на самую советскую власть, и на нее он мог смотреть незлобивыми очами.
Как-то привезли на Соловки молодого иеромонаха из Казани, которому дали три года ссылки за то, что он снял с диакона-обновленца орарь и не позволил ему служить с собой. Архиепископ одобрял иеромонаха и шутил по поводу разных сроков заключения, данных тем или иным лицам независимо от тяжести их «преступлений». «Любочестив бо сый Владыка, — говорил архиепископ Иларион пасхальными словами Иоанна Златоуста, — приемлет последнего якоже и перваго; упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа. И дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает и предложение хвалит». Слова эти звучали иронически, но давали чувство мира и заставляли принимать испытание как от руки Божией.
Владыку Илариона очень веселила мысль, что Соловки есть школа добродетелей — нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения, трудолюбия. Однажды обокрали прибывшую партию духовенства, и отцы сильно огорчились. Один из заключенных в шутку сказал им, что так их обучают нестяжанию. Владыка от этой шутки был в восторге. У одного ссыльного два раза подряд пропадали сапоги, и он разгуливал по лагерю в рваных галошах. Архиепископ Иларион, глядя на него, приходил в подлинное веселье, чем и вселял в заключенных благодушие. Любовь его ко всякому человеку, внимание и интерес к каждому, общительность были просто поразительными. Он был самой популярной личностью в лагере, среди всех его слоев. Мы не говорим, что генерал, офицер, студент и профессор знали его, разговаривали с ним, находили его или он их, при всем том, что епископов было много и были старейшие и не менее образованные. Его знала «шпана», уголовщина, преступный мир воров и бандитов именно как хорошего, уважаемого человека, которого нельзя не любить. На работе ли урывками, или в свободный час его можно было увидеть разгуливающим под руку с каким-нибудь таким «экземпляром» из этой среды. Это не было снисхождение к младшему брату и погибшему, нет. Владыка разговаривал с каждым как с равным, интересуясь, например, «профессией», любимым делом каждого. «Шпана» очень горда и чутко самолюбива. Ей нельзя показать пренебрежения безнаказанно. И потому манера владыки была всепобеждающей. Он, как друг, облагораживал их своим присутствием и вниманием. Наблюдения же его в этой среде, когда он делился ими, были исключительного интереса.
Он доступен всем, он такой же, как все, с ним легко всем быть, встречаться и разговаривать. Самая обыкновенная, простая, несвятая внешность — вот что был сам владыка. Но за этой заурядной формой веселости и светскости можно было постепенно усмотреть детскую чистоту великую духовную опытность, доброту и милосердие, это сладостное безразличие к материальным благам, истинную веру, подлинное благочестие, высокое нравственное совершенство, не говоря уже об умственном, сопряженном с силой и ясностью убеждения. Этот вид обыкновенной греховности, юродство, личина светскости скрывали от людей внутреннее делание и спасали его самого от лицемерия и тщеславия. Он был заклятый враг лицемерия и всякого «вида благочестия», совершенно сознательный и прямой. В «артели Троицкого» (так называлась рабочая группа архиепископа Илариона) духовенство прошло в Соловках хорошее воспитание. Все поняли, что называть себя грешным или только вести долгие благочестивые разговоры, показать строгость своего быта не стоит. А тем более думать о себе больше, чем ты есть на самом деле.
Каждого приезжающего священника владыка подробно расспрашивал обо всем, что предшествовало заключению. Привезли однажды в Соловки одного игумена. Архиепископ спрашивает его: — За что же вас арестовали? — Да служил молебны у себя на дому, когда монастырь закрыли,— отвечает отец игумен,— ну, собирался народ, и даже бывали исцеления... — Ах, вот как, даже исцеления бывали... Сколько же вам дали Соловков? — Три года. — Ну, это мало, за исцеления надо бы дать больше, советская власть недосмотрела...
Само собой понятно, что говорить об исцелениях по своим молитвам было более чем нескромно.
В середине лета 1925 года с Соловков архиепископа Илариона отправили в Ярославскую тюрьму. Здесь обстановка была иная, чем на Соловках. В тюрьме он пользовался особыми льготами, ему дозволили получать книги духовного содержания. Пользуясь данными льготами, архиепископ Иларион прочитывает много святоотеческой литературы. делает выписки, из которых получается много толстых тетрадей святоотеческих наставлений. Эти тетради он имел возможность после тюремной цензуры передавать своим друзьям на хранение. Святитель тайком посещал тюремного надзирателя, доброго человека, и вел у него собирание подпольной рукописной религиозной, советской литературы и копий всяких церковно-административных документов и переписки архиереев.
В это же самое время архиепископ Иларион мужественно перенес и ряд неприятностей. Когда он находился в Ярославской тюрьме, в лоне Русской Церкви возник григорианский раскол. Тогда-то, как к популярному архиерею, и явился к нему агент ГПУ и стал склонять его присоединиться к новому расколу. «Вас Москва любит,— заявил представитель ГПУ, — вас Москва ждет». Архиепископ Иларион остался непреклонен. Он уразумел замысел ГПУ и мужественно отверг сладость свободы, предлагаемой за измену. Агент удивился его мужеству и сказал: «Приятно с умным человеком поговорить. — И тут же добавил:— А сколько вы имеете срока на Соловках? Три года?! Для Илариона три года?! Так мало?» Неудивительно, что после этого архиепископу Илариону было добавлено еще три года. И добавлено «за разглашение государственных тайн», то есть разглашение разговора его с агентом в Ярославской тюрьме.
Весной 1926 года архиепископ Иларион был снова возвращен на Соловки. Крестный путь его продолжался. Григорианцы не оставили его в покое. Они не теряли надежды на то, что им удастся склонить на свою сторону такого авторитетного иерарха, каким был архиепископ Иларион, и закрепить его переходом свои позиции.
В начале июня 1927 года, едва началась навигация на Белом море, архиепископ Иларион был привезен в Москву для переговоров с архиепископом Григорием. Последний в присутствии светских лиц настойчиво упрашивал архиепископа Илариона «набраться мужества» и возглавить все более терявший значение григорианский «высший церковный совет». Архиепископ Иларион категорически отказался, объяснив, что дело высшего церковного совета несправедливое и пропавшее, задуманное людьми, не сведущими ни в церковной жизни, ни в церковных канонах, и что это дело обречено на провал. При этом архиепископ Иларион братски увещевал архиепископа Григория оставить ненужные и вредные для Церкви замыслы.
Подобные встречи повторялись несколько раз. Владыку Илариона и умоляли, и обещали ему полную свободу действий, и белый клобук, но он твердо держался своих убеждений. Был слух, что однажды он сказал своему собеседнику: «Хотя я и архипастырь, но вспыльчивый человек, очень прошу вас уйти, ведь я могу потерять власть над собой».
«Я скорее сгнию в тюрьме, а своему направлению не изменю»,— говорил он в свое время епископу Гервасию.
Такой позиции в отношении григорианцев он держался до конца своей жизни.
В смутное время, когда после обновленческого раскола проникли разногласия и в среду ссыльных архиереев на Соловках, архиепископ Иларион явился настоящим миротворцем среди них. Он сумел на основе Православия объединить их между собой. Архиепископ Иларион был в числе епископов, выработавших в 1926 году церковную декларацию, определяющую положение Православной Церкви в новых исторических условиях. Она сыграла огромную роль в борьбе с возникшими тогда разделениями.
В ноябре 1927 года некоторые из соловецких епископов начали было колебаться в связи с иосифлянским расколом. Архиепископ Иларион сумел собрать до пятнадцати епископов в келии архимандрита Феофана, где все единодушно постановили сохранять верность Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Сергием.
«Никакого раскола! — возгласил архиепископ Иларион. — Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это, как на провокацию!»
28 июня 1928 года владыка Иларион писал своим близким, что до крайней степени не сочувствует всем отделившимся и считает их дело неосновательным, вздорным и крайне вредным. Такое отделение он считал «церковным преступлением». По условиям текущего момента весьма тяжким. «Я ровно ничего не вижу в действиях митрополита Сергия и его Синода, что бы превосходило меру снисхождения и терпения»,— заявляет он. А в письме от 12 августа 1928 года развивает свою мысль: «Везде писаны пустяки, кто напротив пишет. Какую штуку выдумали. Он, мол, отступник. И как пишут, будто без ума они. Сами в яму попадают и за собой других тащат». При этом он делает заключение, что митрополиту Иосифу ничего не докажешь, «хоть лбом об стенку бейся», что он, как допустивший грех отделения по злобе, останется до конца жизни при своих взглядах.
Много трудов положил архиепископ Иларион и для того, чтобы переубедить епископа Виктора (Островидова) Глазовского, близкого по направлению к иосифлянам. «Говорить с ним не приведи Бог,— писал владыка в письме от 28 июня 1928 года, — Ничего слушать не хочет и себя одного за правого почитает».
Несмотря на эту характеристику архиепископ Иларион добился того, что епископ Виктор не только сознал свою неправоту, но и написал своей пастве, увещевая ее прекратить разделение.
Интересно отметить, что архиепископ Иларион безбоязненно укорял агента ГПУ за нелепый союз власти с обновленцами. И в то же время он подавал ему мысль, что не лучше ли заключить союз с Православной Церковью и поддержать ее: это позволит настоящей и авторитетной Церкви признать власть Советов.
Хотя и не все было известно архиепископу Илариону о тогдашней церковной жизни, но тем не менее он не был равнодушным зрителем тех или иных церковных нестроений и бедствий, обрушившихся на православный народ. К нему обращались за советом и спрашивали, что нужно делать, чтобы в новых условиях политической жизни достигнуть умиротворения Церкви. Вопрос был очень сложный. И на него архиепископ Иларион дал весьма глубокий и проанализированный ответ, основанный на православных канонах и церковной практике.
Вот что написал он вопрошавшим в своем письме от 10 декабря 1927 года: «Последние два года с лишком я не участвую в церковной жизни, имею о ней лишь отрывочные и, возможно, неточные сведения. Поэтому для меня затруднительно суждение о частностях и подробностях этой жизни, но, думаю, общая линия церковной жизни и ее недостатки, и ее болезни мне известны. Главный недостаток, который чувствовался еще и раньше, это отсутствие в нашей Церкви Соборов с 1917 года, т. е. в то самое время, когда они особенно были нужны, так как Русская Церковь не без воли Божией вступила в совершенно новые исторические условия, условия необычные, значительно отличающиеся от раннейших условий. Церковная практика, включая и постановления Собора 1917—1918 годов, к этим новым условиям не приспособлена, так как она образовалась в иных исторических условиях. Положение значительно осложнилось со смерти Святейшего Патриарха Тихона. Вопрос о местоблюстительстве, насколько мне известно, тоже сильно запутан, церковное управление в полном расстройстве. Не знаю, есть ли среди нашей иерархии и вообще среди сознательных членов Церкви такие наивные и близорукие люди, которые имели бы нелепые иллюзии о реставрации и свержении советской власти и т. п., но думаю, что все, желающие блага Церкви, сознают необходимость Русской Церкви устраиваться в новых исторических условиях. Следовательно, нужен Собор, и прежде всего нужно просить государственную власть разрешить созвать Собор. Но кто-то должен собрать Собор, сделать для него необходимые приготовления, словом, довести Церковь до Собора. Поэтому нужен теперь же, до Собора, церковный орган. К организации и деятельности этого органа у меня ряд требований, которые у меня, думаю, общие со всеми, кто хочет церковного устроения, а не расстройства мира и не нового смятения. Некоторые из этих требований я и укажу.
1.Временный церковный орган не должен быть в своем начале самовольным, т. е. должен при своем начале иметь согласие Местоблюстителя.
2. По возможности во временный церковный орган должны войти те, кому поручено Местоблюстителем митр. Петром (Полянским) или Святейшим Патриархом.
3. Временный церковный орган должен объединять, а не разделять епископат, он не судья и не каратель несогласных — таковым будет Собор.
4. Временный церковный орган свою задачу должен мыслить скромной и практической — создание Собора.
Последние два пункта требуют особого пояснения. Над иерархией и церковными людьми витает отвратительный призрак ВЦУ 1922 года. Церковные люди стали подозрительными. Временный церковный орган должен как огня бояться хотя бы малейшего сходства своей деятельности с преступной деятельностью ВЦУ. Иначе получится только новое смятение. ВЦУ начинало со лжи и обмана. У нас все должно быть основано на правде. ВЦУ, орган совершенно самозванный, объявил себя верховным вершителем судеб Русской Церкви, для которого не обязательны церковные законы и вообще все Божеские и человеческие законы. Наш церковный орган — только временный, с одной определенной задачей — созвать Собор. ВЦУ занялось гонением на всех, ему не подчиняющихся, т. е. на всех порядочных людей из иерархии и из других церковных деятелей, и, грозя направо и налево казнями, обещая милость покорным, ВЦУ вызвало нарекания на власть, нарекания едва ли желательные для самой власти. Эта отвратительная сторона преступной деятельности ВЦУ и его преемника, так называемого Синода, с его соборами 1923 — 1925 годов, заслужила им достойное презрение, доставив много горя и страданий неповинным людям, принесла только зло и имела своим следствием только то, что часть иерархии и несознательных церковных людей отстала от Церкви и составила раскольническое общество. Ничего подобного, до самого малейшего намека, не должно быть в действиях временного церковного органа. Эту мысль я особенно подчеркиваю, потому что здесь именно вижу величайшую опасность. Наш церковный орган должен только созвать Собор. Относительно этого Собора обязательны следующие требования.
5. Временный церковный орган должен собрать, а не подбирать Собор, как то сделано печальной памяти ВЦУ в 1923 году. Собор подобранный не будет иметь никакого авторитета и принесет не успокоение, а только новое смятение в Церкви. Едва ли есть нужда увеличить в истории количество разбойничьих соборов, довольно и трех: Ефесского 449 года и двух московских 1923—1925 годов. Самому же будущему Собору мое первое пожелание то, чтобы он мог доказать свою полную непричастность и несолидарность со всякими политически неблагонадежными направлениями, рассеять тот туман бессовестной и смрадной клеветы, которым окутана Русская Церковь преступными стараниями злых деятелей (обновления). Лишь только настоящий Собор может быть авторитетным и сможет внести успокоение в церковную жизнь, дать покой измученным сердцам церковных людей. Я верю, что на Соборе обнаружится понимание всей важности ответственного церковного момента, и он устроит церковную жизнь соответственно новым условиям».
Только при соборности Церкви, как мыслил и утверждал архиепископ Иларион, произойдет умиротворение церковное и утвердится нормальная деятельность Русской Православной Церкви в новых условиях Советского государства.
Крестный путь его подходил к завершению. В декабре 1929 года архиепископа Илариона направили на поселение в Среднюю Азию, в город Алма-Ату, сроком на три года. Этапом он добирался от одной тюрьмы до другой. По дороге его обокрали, и в Ленинград он прибыл в рубище, кишащем паразитами, и уже больным. Из ленинградской тюремной больницы, куда его поместили, он писал: «Я тяжело болен сыпным тифом, лежу в тюремной больнице, заразился, должно быть, в дороге; в субботу, 28 декабря, решается моя участь (кризис болезни), вряд ли перенесу».
В больнице ему заявили, что его надо обрить, на что Преосвященный ответил: «Делайте теперь со мной, что хотите». В бреду он говорил: «Вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмет».
Ангел смерти стоял уже у главы страдальца. За несколько минут до кончины к нему подошел врач и сказал, что кризис миновал и что он может поправиться. Архиепископ Иларион едва слышно прошептал: «Как хорошо! Теперь мы далеки от...» И с этими словами исповедник Христов скончался. Это было 15/28 декабря.
Митрополит Серафим Чичагов, занимавший тогда Ленинградскую кафедру, добился разрешения взять тело для погребения. В больницу поставили белое архиерейское облачение и белую митру. Покойного облачили и перевезли в церковь ленинградского Новодевичьего монастыря. Владыка страшно изменился. В гробу лежал жалкий, весь обритый, седой старичок. Одна из родственниц покойного, увидевшая его в гробу, упала в обморок. Так он был непохож на прежнего Илариона.
Похоронили его на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могил родственников архиепископа, а впоследствии Патриарха Алексия.
Кроме митрополита Серафима и архиепископа Алексия в погребении участвовали епископ Амвросий (Либин) Лужский, епископ Сергий (Зенкевич) Лодейнопольский и еще три архиерея.
Так отошел в вечность этот богатырь духом и телом, чудесной души человек, наделенный от Господа выдающимися богословскими дарованиями, жизнь свою положивший за Церковь. Его смерть явилась величайшей утратой для Русской Православной Церкви.
Вечная тебе память, достоблаженный святителю Иларионе!
В 1999 году состоялось обретение мощей владыки Илариона и перенесение их в Москву, в Сретенский монастырь.
АКАФИСТ
Кондак 1
Воине Христов и богослове изящнейший, Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь во спасение всех исповедавый, за нюже страдати даже до смерти изволил еси, и ныне в церкви торжествующих прославляемый, поминай нас, любовию ти взывающих: Радуйся, Иларионе, Церкве Русския славо и утверждение.
Икос 1
Ангела земнаго и человека небеснаго зрим тя, святителю Иларионе, чистоту душевную измлада соблюдшаго и подвигом духовным дар благодати стяжавшаго, во еже скорую помощь всем подавати, в молитвах тя призывающим:
Радуйся, благочестие родителей унаследивый; Радуйся, церкве Христовы избранное чадо. Радуйся, от младенчества учению прилежавый; Радуйся, истины умом и сердцем взыскавый. Радуйся, школу духовную яко матерь и питательницу возлюбивый; Радуйся, не млеком точию, но и твердою пищею богословия воспитанный. Радуйся, под кровом молитв преподобнаго Сергия верою укрепивыйся; Радуйся, на брань с миродержителем тьмы века сего в силе духа изшедый. Радуйся, Иларионе, Церкве Русския славо и утверждение.
Кондак 2
Видя праздно патриаршее место в великой церкви Успенстей, рыдал еси сердцем горце, Иларионе, и к людем русским взывал еси: доколе плакати имать земля? Избранну же патриарху освященным собором, ликуя воспел еси Богу победную песнь: Аллилуиа.
Икос 2
Разумом богопросвященным прорекл еси патриарху не царский венец восхитити, но мученическим венцем украситися, по вся бо дни умирати имать за церковь Христову. Ты же, Иларионе, крестным путем первосвятителю сшествовал еси, сего ради тя восхваляем:
Радуйся, догматов и канонов церковных ревнителю; Радуйся, о церкви русстей теплый молитвенниче. Радуйся, поругания славы церковныя видети не терпевый; Радуйся, словом огненосным сердца верных воспламенивый. Радуйся, новоизбраннаго патриарха во исполнение чаяния своего узревый; Радуйся, тому в трудех и попечениих о церкви соработниче. Радуйся, крест служения архиерейскаго во дни гонений восприявый; Радуйся, на камени веры стопы твоя утвердивый. Радуйся, Иларионе, Церкве Русския славо и утверждение.
Кондак 3
Силою вышняго укрепляем, Иларионе, изшел еси на подвиг служения архиерейскаго, всем быв вся, и всем себе поработив, утешая, наставляя и обличая, Богу же выну поя: Аллилуиа.
Икос 3
Имея ревность по Бозе и велие дерзновение, святителю Иларионе, отступники отгнал еси от обители Сретенския, к покаянию тех призывая и чада церковная во благочестии утверждая, темже приими от нас похвалы сия:
Радуйся, враги твоя и гонители незлобием покрываяяй; Радуйся, враги церковныя огненными словесы опаляяй. Радуйся, хитросплетения лжепастырей беззаконных расторгаяй; Радуйся, в верности патриарху колеблемых утверждаяй. Радуйся, многи отступники к покаянию обративый; Радуйся, любовию к церкви верных сердца исполнивый. Радуйся, лукавыя совопросники века сего посрамивый; Радуйся, за истину церковную страдати изволивый. Радуйся, Иларионе, Церкве Русския славо и утверждение.
Кондак 4
Бурею злобы смущаеми гонители церкве, узы и темницы ти уготоваша, тщащееся свет исповедания твоего сокрыти, Иларионе, ты же и власть богоборную яко попущение за грехи от Бога приемля, о всем прославлял еси Промыслителя всех, поя: Аллилуиа.
Икос 4
Слыша страшныя вести о гонениих лютых, не поколебался еси душею, Иларионе славне, но паче верою в церковь Христову укрепился еси, яко багряницею и виссом, кровьми новых мученик украшаему, от них же единаго тя, священномучениче, ублажаем:
Радуйся, омофор святительский в праздник священномученика Ермогена приемый; Радуйся, служение архипастырское страданием запечатлевый. Радуйся, во узах, темницах и тяжких работах Христа ради заключаемый; Радуйся, благодушием и терпением в скорбех сих украшаемый. Радуйся, нестяжания и кротости образе; Радуйся, о гонящих и обидящих тя молитвенниче. Радуйся, богослов сый, рыбарския мрежи ввергати не возгнушавыйся; Радуйся, уму преизящному апостольскую простоту сочетавый. Радуйся, Иларионе, Церкве Русския славо и утверждение.
Кондак 5
Боготечная звезда явился еси, Иларионе, во узах соловецких страждущим люте, имже смерть предстояше на всяк час, тьму бо злобы сатанинския светом любве просветил еси, уныние и страх отгоняя, соузники твоя научил еси хвалити Бога о всем: Аллилуиа.
Икос 5
Видяще начальницы и приставницы во узилищи мужество и доброту души твоея, Иларионе чудне, дерзость обычную отлагаху и неволею тя яко архиерея Божия почитаху, мы же тя яко святителя и мученика сице восхваляем:
Радуйся, простотою и кротостию вся к себе привлекаяй; Радуйся, любовию твоею всякую душу возвеселяяй. Радуйся, тщеславнаго духа фарисейскаго обличителю; Радуйся, лицемерия и лжи искоренителю. Радуйся, образе Божий нетленный в человецех прозреваяй; Радуйся, и самых отчаянных грешников не отметаяйся. Радуйся, благодушием твоим соузники утешаяй; Радуйся, словом веры исполненным, малодушныя возставляяй. Радуйся, Иларионе, Церкве Русския славо и утверждение.
Кондак 6
Проповедник и свидетель истины слова Христова явился еси, яко врата адова церкви не одолеют, вся бо суетная коварства князей богоборных, Иларионе, явны соделал еси, просвещающему и укрепляющему тя Богу взывая: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси Церкве Русской, Иларионе, посреде смятений и расколов, от слуг сатанинских всеваемых, ты бо догматы и каноны церковныя твердо храня, предателем и отступником не сочетался еси, паче же страдати с людьми Божиими изволил еси, темже тя, священномучениче, похваляем:
Радуйся, лести богоборных не преклонивыйся; Радуйся, хитросплетенныя козни тех разоривый. Радуйся, истину церковнцю словом богомудрым проповедуяй; Радуйся, страдальческим житием слово сие изветствуяй. Радуйся, архипастырей и пастырей, во узах томимых, укрепляяй; Радуйся, от раскола церковнаго смущенных ограждаяй. Радуйся, к единению и послушанию церкви вся призываяй; Радуйся, отпадших заблуждение обличаяй. Радуйся, Иларионе, Церкве Русския славо и утверждение.
Кондак 7
Хотящу ти церкви Христове послужити, Иларионе, прият Человеколюбец господь страдальческое твое житие яко жертву благоуханну, ходатая и молитвенника тя верным дарова, вопиющим: Аллилуиа.
Икос 7
Новым страстотерпцем российским сочетался еси, Иларионе достоблаженне, егда во врачебнице Петрова града тяжко боляй, душу твою в руце Христу предал еси. Вернии же многострадальное тело твое погребоша с плачем, надгробныя песни ти воспевающе:
Радуйся, от уз и заточения смертию разрешивыйся; Радуйся, свободу славы чад Божиих улучивый. Радуйся, на земли не о себе, но о Церкви Русстей сердцем скорбевый; Радуйся, на небеси о благостоянии ея присный ходатаю. Радуйся, верными с любовию провождаемый; Радуйся, ангельским лики во славе сретаемый. Радуйся, в блаженствах евангельских Христу последовавый; Радуйся яко мзда твоя многа на небесех. Радуйся, Иларионе, Церкве Русския славо и утверждение.
Кондак 8
Странен и пришлец был еси на земли, Небеснаго Царства взыскуя, образ того и явление церковь святую в мире сем исповедуя, и тайну спасения богодвижным умом испытуя, богословствовал и хвалил еси бога о сем: Аллилуиа.
Икос 8
Весь ум твой вперив к небесным, Иларионе, истины Христовы взыскав, обрел ю еси и богомудрым словом твоим проповедал еси. Мы же учением твоим просвещаеми, благодарно зовем:
Радуйся, благочестие богословию сочетавый; Радуйся, сердце чисто к уразумению того стяжавый. Радуйся, мертвых учений еретических супротивниче; Радуйся, живых словес отеческих проповедниче. Радуйся, Христа краеугольна каменя церкве исповедавый; Радуйся, на камени сем упование твое утвердивый. Радуйся, умы любомудрыя богословием просвещаяй; Радуйся, сердца простая теплотою любве возгреваяй. Радуйся, Иларионе, Церкве Русския славо и утверждение.
Кондак 9
Все естество ангельское радости исполнися, Иларионе великоимените, восходящу ти от земных к небесным, ты бо яко новая звезда на тверди церковней возсиял еси верным, поющим о тебе Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Ветия суемудренныя видим тобою посрамлены, Иларионе, латинская бо и люторская мудрования яко чуждая церкви низложил еси, нас же во православии утвердил еси, зовущих ти:
Радуйся, апостольских словес провозвестниче; Радуйся отеческих писаний сказателю. Радуйся, о спасении человеков с церковию мудрствуяй; Радуйся, падших возсоздание и совершение во Христе проповедуяй. Радуйся, латинская лжеучения о выкупе и заслугах отринувый; Радуйся, обычаи чужеземныя церкви противныя обличивый. Радуйся, грех противу церкве яко велию язву в русстей земли прозреваяй; Радуйся, заблудшия к покаянию призываяй. Радуйся, Иларионе, Церкве Русския славо и утверждение.
Кондак 10
Спасти хотя душу, плоти, миру и диаволу не поработился еси, Иларионе блаженне, но яко злато в горниле, скорбьми многими искушаем, терпением разум совершен стяжал еси, радуяся о Бозе и поя Ему: Аллилуиа.
Икос 10
Стена и утверждение Церкви Русстей во дни безбожных гонений явился еси, Иларионе святителю, темже и нас, в мори житейстем обуреваемых, от лжеучений и соблазнов избави, вопию щих ти с любовию таковая:
Радуйся, церковь яко матерь спасаемых от юности возлюбивый; Радуйся, словом и молитвою многи в лоно ея возвративый. Радуйся, плоть твою воздержанием духу покоривый; Радуйся, ум твой учением церковным уцеломудривый. Радуйся, благочестия цвете нетленный; Радуйся, богословия плод приносяй. Радуйся, святителей русских удобрение; Радуйся, новомучеников честная похвало. Радуйся, Иларионе, Церкве Русския славо и утверждение.
Кондак 11
Пение всеумиленнре приносим ти, Иларионе, отче наш, к раце мощей твоих любовию притекающе и молящеся: не остави отечества твоего земнаго и обители твоея, но вся во благочестии утверди, да выну зовем: Аллилуиа.
Икос 11
Светозарную звезду в нощи уныния сущим видим тя, Иларионе небоявленне, ты бо свет невечерния радости в сердце нося, скорбный мрак разгоняеши, возвеселяя всех вопиющих ти:
Радуйся, радости тезоименитый; Радуйся, от младенства Богом избранный. Радуйся, блаженныя чистоты сопричастниче; Радуйся, пасхальныя радости провозвестниче. Радуйся, славу царствия в дольнем мире являяй; Радуйся, радости о Бозе Спасе падшия научаяй. Радуйся, яко житие твое присное есть Богу хваление; Радуйся, яко смерть твоя Христу Воскресшему победное пение. Радуйся, Иларионе, Церкве Русския славо и утверждение.
Кондак 12
Благодать от Бога приял еси, Иларионе, недужныя исцеляти, скорбныя утешати, падшия возставляти, темже и мы, светло память твою совершающе, благодарно зовем: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще подвиг исповедания твоего, восхваляем тя, святителю Иларионе преславне, течение бо непорочно скончав и веру соблюд, правды венец приял еси, темже Церковь Русская тобою хвалится, победныя песни ти возсылающи:
Радуйся, воине Христов непобедимый; Радуйся, церкве столпе несокрушимый. Радуйся, заповедей евангельских исполнителю; Радуйся, нивы церковныя делателюи хранителю. Радуйся, цвете российскаго луга духоваго; Радуйся, плоде красный сеяния спасительнаго. Радуйся, в соборе новых мучеников возсиявый; Радуйся, о земнем отечестве твоем присный молитвенниче. Радуйся, Иларионе, Церкве Русския славо и утверждение.
Кондак 13
О предивный священномучениче Христов Илларионе, Церкве Русския украшение, приими ныне малое моление сие наше, и от тлетворных соблазнов избави нас, и от вечных мук свободи твоими к Богу молитвами, да спасение улучивше, воспоем с тобою Святей Троице: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак)
ТРОПАРЬ
Тропарь, глас 4
Воине Христов Иларионе, славо и похвало Церкве Русския, пред гибнущим миром Христа исповедал еси, кровьми твоими Церковь утвердися, разум Божественный стяжал еси, людем верным возглашаше: без Церкви несть спасения.
Кондак, глас 6
Иларионе, священномучениче Христов, служителей грядущаго антихриста не убоялся еси, Христа мужески исповедал еси, за Церковь Божию живот твой положи. Красо новомученик Российских, Руси святыя похвало, ты Церкве нашея слава и утверждение.
Величание:
Величаем тя, священномучениче Иларионе, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
МОЛИТВА
О преславный угодниче Божий священномученниче Иларионе, отче наш, ты во дни маловременного жития земнаго посреде гонений и скорбей многих веру сохранив, духа не угасил еси и верныя научил еси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины. Сего ради к тебе припадающе молимся: помози нам твоими молитвами догматы и каноны церковныя твердо хранити, зрение согрешений своих духом смиренным стяжати, всякаго человека яко нетленный образ Христов по глаголу евангельскому возлюбити, ниединаго же презирающе или отревающе, но всем по силе служаще, и тако Господеви работающе, да сподобимся с тобою и со всеми новомученики российскими воспевати Святую Троицу во веки веков. Аминь.
МОЛИТВА
(Составлена в Соловецком монастыре)
О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святителю Иларионе! От дальних и ближних градов и весей сошедшеся, во еже на месте подвигов твоих помолитися и многоцелебныя мощи твоя облобызати, из глубины сердца взываем к тебе: жезлом благости, якоже пастырь добрый, упаси заблуждшыя овцы стада Христова, во дворы Господни сия всели, огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи во странствии суших горняя мудрствовати: разсеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятаго: да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако, Богу помогающу, Небеснаго Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Духа Святаго во веки веков. Аминь.
КАНОН
(Священномученику Илариону, архиепископу Верейскому)
Тропарь, глас 4
Воине Христов Иларионе, славо и похвало Церкве Русския, пред гибнущим миром Христа исповедал еси, кровьми твоими Церковь утвердися, разум Божественный стяжал еси, людем верным возглашаше: без Церкви несть спасения.
Канон, глас 6-й
Песнь 1
Ирмос: Волною морскою Скрывшаго древле гонителя мучителя, под землею скрыша спасенных отроцы; но мы, яко отроковицы, Господеви поим, славно бо прославися.
Припев: Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас.
Иларионе, всечестный владыко, по имени твоему воистинну житие твое бысть, тишину бо молитвенну внутрь себе имый, радость пасхальную всем яви.
Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас.
Лесть гонителей твоих отвергнув, мучения лютаго не убояся, Христа пред судиями неправедными мужески исповеда, в темницу заключен и пострада, славою небесною прославися.
Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас.
Ангелов собеседниче, Иларионе преподобне, в обители Сергиевой, в доме Живоначальныя Троицы поживе, постом и молитвою душу очистив, боговедение стяжал еси.
Слава: Ревность по Бозе имый, еретических мудрований терпети не возможе, богоборцев словом обличил еси, из обителей и храмов их изгоняя, многих к покаянию и спасению привел еси.
И ныне: Иныя помощи не имамы, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози моря жития сего пучину яко по суху проити неискушенно от злых.
Песнь 3
Ирмос: Тебе на водах повесившаго всю землю неодержимо, тварь, видевши на лобнем висима, ужасом многим содрогашеся, несть свят, разве Тебе, Господи, взывающи.
Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас.
От Творца наделен добродетелей чистотою, Иларионе дивный, девственниче душею же и телом, не пожела твари поработати паче Творца, на грех вооружися, на земли невещественное житие показал еси.
Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас.
Небесный человече, земный Ангеле, Иларионе премудре, Сергию Преподобному в подвизех подража, Серафиму святому о спасении Руси моляшеся, Иоанна Богослова яко богослов преискусный покровителя имый.
Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас.
Агнцу Божию подражая, Иларионе святый, кротостию, смирением и терпением, паче же любовию преукрашен быв, мучителей твоих простил еси, яко древле Бог твой и Спаситель.
Слава: Стяжа дар Духа Святаго, Сыну, Крест взем, последова, Отца Небеснаго волю исполняя, Иларионе блаженне, Троицы Святыя истинный почитателю.
И ныне: Лествице Небесная, Еюже сниде Бог, Пресвятая Богородице, долу лежащее естество наше к небеси возводиши, темже Тя любовию непрестанно величаем.
Седален, глас 7-й
Егда прореченное возлюбленным учеником и Богословом совершишася, и антихристы мнози приидоша в мир, ты, Иларионе, архиерею и друг Христов, в темнице заключен быв, не восхотел еси предтече антихристову поклонитися, якоже мученицы святии не возжелаша жертву идольскую принести. Ныне же злу в мире умножившуся, знамения грозная зрим, трусы, глад и мор по всей вселенней, близ есть при дверех со Апостолом речем. Потщися убо, святый Иларионе, и помози нам молитвами твоими стрелы вражия отразити и козни диаволи разорити, Единаго Христа распятаго выну очесы умными зрети и Тому из глубины сердечныя взывати: ей, гряди, Господи Иисусе.
Слава, и ныне: Предстательнице и молитвеннице наша, Пресвятая Владычице, умоли Сына Твоего и Бога, егда сядет Он судити живым и мертвым, да простит Он грехи и беззакония наша, да не лишит ны Царствия Небеснаго.
Песнь 4
Ирмос: На Кресте Твое Божественное истощение провидя, Аввакум, ужасся, вопияше: Ты сильных пресекл еси державу, Блаже, приобщаяся сущим во аде, яко всесилен.
Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас.
Апостол новый явился еси в безбожнем мире, Иларионе Богомудре, Христа Крестное истощание проповедал еси, тайну Церкве познал еси и конечныя судьбы твари уяснил еси.
Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас.
Велия тайна есть Церкве Невесты Христовы, якоже Божественнии Апостоли вещаше, тоя глубину ты, Иларионе, чистым сердцем узрел еси и богословскими словесы провозгласил еси.
Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас.
Небесныя любве дара удостоен был еси, Иларионе, Бога Троицу, Иже есть любы, исповедал еси и о Церкви Святей, иже есть любве единение, богословствовал еси.
Слава: Адамант веры быв, отеческих заветов хранителю, святителю Иларионе, ветрами лукавых учений несмущаемь пребыл еси, Богородицу Чистую яко Деву и Матерь прославил еси.
И ныне: Голгофстей казни предстоящи, Матерь Божия скорбно взываше: увы, Сыне Мой! Како на Кресте висиши, землю на водах повесивый? Извести из ада земнородныя и мир обожити на землю Ты сошел еси.
Песнь 5
Ирмос: Богоявления Твоего, Христе, к нам милостивно бывшаго, Исаия, Свет видев Невечерний, из нощи утреневав взываше: воскреснут мертвии, и востанут сущии во гробех, и вси земнороднии возрадуются.
Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас.
О, Иларионе, святый владыко, помози нам нощь безлунную жития сего скорбнаго в терпении и покаянии без порока прейти, и радости света невечерняго сподобитися.
Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас.
Христовым пастырем пастырь был еси, Иларионе, добрый, и наставник терпеливый, не токмо в богословии, но и в добродетели их наставляше, благодатию, тебе от Бога данною, души воскрешая.
Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас.
Радостию духовною всегда украшен был еси, Иларионе, шествова путем тесным и прискорбным, всех уча Христу сраспинатися, в постах и молитвах подвизатися, скорби и нужду без ропота терпети, дабы воскресения радости не лишитися.
Слава: Иноцы обители сретенския днесь радуются, прославляюще архипастыря Илариона славнаго, почитателя Девы и Матере Господа, сретившаго икону Ея чудотворную Владимирскую, в праздник в обитель приносимую, и за то гонения от безбожник претерпевшаго.
И ныне: Славим Тя немолчно, Владычице, и ко иконе Твоей святей Владимирстей припадаем, взывающе: изведи град Москву, егоже ты от врагов древле спасла еси, из пучины греховныя, и огради обитель Сретенскую от всех наветов вражиих, и спаси души наша.
Песнь 6
Ирмос: Ят бысть, но не удержан в персех китовых Иона: Твой бо образ нося, Страдавшаго и погребению давшагося, яко от чертога от зверя изыде, приглашаше же кустодии: хранящии суетная и ложная, милость сию оставили есте.
Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас.
Ты, Честный владыко, патриаршеству Русскою Церковию суетно оставлену, от юности скорбен бысть, из глубины душевныя взываше: да преложится плач на радость православным людем, Патриарха вновь обретшим.
Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас.
О, владыко Иларионе, предстоя собору мужей церковных, словом твоим, мудростию и благодатию растворенным, ты призва их свято патриаршее место в соборе Успенстем пусто не оставити.
Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас.
Всечестная двоице, святый Тихоне, Патриарше и исповедниче, блаженный Иларионе, сподвижниче того и мучениче, образ вы Христа распята в мире сем явила еста.
Слава: Ангели и Архангели ныне на Небесех ликовствуют, видяще два земная Ангела, Тихона и Илариона, Церковию прославляемая.
И ныне: Радуйся, Царице Небесная, Церкве Столпе непоколебимый, патриархов православных похвало, обителей святых нерушимая стено, града нашего и страны утверждение.
Кондак, глас 6-й
Иларионе, священномучениче Христов, служителей грядущаго антихриста не убоялся еси, Христа мужески исповедал еси, за Церковь Божию живот твой положи, красо новомученик Российских, Руси Святыя похвало, ты Церкве нашея слава и утверждение.
Икос
От Божественныя мудрости твоея, Иларионе святый, исполни ум мой помраченный и страстный, яко да воспою житие твое, добродетели и подвиги твоя, с верными взывая:
Радуйся, молитвенниче наш преблагий,
Радуйся, богослове вдохновенный,
Радуйся, глубину таинства Церкве постигший,
Радуйся, в Церкви единой путь спасения возвестивший,
Радуйся, хитросплетения лукавых совопросников посрамивший, Радуйся, еретики хищныя молниеносно победивший,
Радуйся, патриаршества крепкий защитниче,
Радуйся, отеческих заветов верный хранителю,
Радуйся, Христа истинное исповедание,
Радуйся, за Церковь жертвенное заколение.
Радуйся, Иларионе, Церкве нашея славо и утверждение.
Песнь 7
Ирмос: Неизреченное чудо: в пеши Избавивый преподобныя отроки из пламене во Гробе мертв, бездыханен полагается, во спасение нас, поющих: Избавителю Боже, благословен еси.
Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас.
Аще бы не мужество твое, священномучениче Иларионе, множайшее язв и ран возложиша бо на Церковь Русскую еретики и гонители, звери хищныя. От тех избавивый нас, Боже, благословен еси.
Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас.
Труды твои, Иларионе, вкупе с Патриархом твоим Богомудрым Тихоном, милость Божию привлекоша и чудо неизреченное сотвориша: еретики яко дым исчезоша, и устави церковнии возстановлени быша, вернии же восклицаху: Боже, благословен еси.
Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас.
Наставник бысть монахом обители Сретенския, Иларионе архипастырю, из тоя же ты еретики изгнавши, храм иконы Владимирския паки освятил еси. Тамо же и ныне иноцы взывают: Избавителю Боже, благословен еси.
Слава: Иларионе святый, обители Сретенския славо, сподоби нас, немощных и грешных, молитвами твоими от пламене страстей избавитися и от искушений невредимы сохранитися, Господеви взывающе: Боже, благословен еси.
И ныне: Кто Тебе не прославит, Пресвятая Дево, Ты бо роса духовная, греховный пламень угашающая и верныя благодатию исполняющая, к Тебе Благословенней вопием: избави нас огня вечнаго осуждения и спаси души наша.
Песнь 8
Ирмос: Ужаснися, бояйся, Небо, и да подвижатся основания земли: се бо, в мертвецех вменяется в Вышних Живый и во Гроб мал странноприемлется. Егоже, отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.
Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас.
Духу мира сего почесть не возда, единаго Бога почитатель пребыл еси, Иларионе всеславне, ныне Владыке всех предстоиши. Егоже, отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.
Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас.
Воистинну вся власть тьмы на Церковь Русскую ополчися: обаче ты, Иларионе, духом крепкий, сего не убоялся. Христа мученически исповедал еси. Мы же, молитвами твоими ограждаеми, Царя Небесе и земли славим. Егоже, отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.
Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас.
О, священная и спасительная нощь Пасхи, егда ты, святителю Христов, во узах соловецких возгласи: да воскреснет Бог! Егоже, отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.
Слава: О, земле соловецкая, возрадуйся ныне и возвеселися: слава бо твоя, Иларион предивный с сонмом новомучеников, на небесех за Русь Святую молит ныне Царя Славы. Егоже, отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.
И ныне: Пресвятая Дево, на Небеси к Сыну Твоему взошли еси и скорбныя земли не оставила еси. Покрый честным Твоим омофором обители и грады наша, жизнь вечную подающи всем воспевающим Тя.
Песнь 9
Ирмос: Не рыдай Мене, Мати, зрящи во Гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси, Сына: востану бо, и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия.
Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас.
Егда во врачебнице темничней Петрова града огневицею тело твое палимо бе, душа твоя яко на водах упокоения, радостию исполнися, сетей князя мира сего избегнув, и ко Христу отходя.
Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас.
Иларионе славне, Ты Христа небоязненно исповедал еси, мучения за Него претерпел еси и кончины блаженныя сподобился еси. Темже и мы к тебе взываем: моли милостиваго Бога, да подаст и нам преставление безболезненно и живот вечный.
Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас.
Ангельское пение и благовест пасхальный слышаша друзи твои и сродницы, егда душа твоя, Иларионе, чистая на небо восход совершаше.
Слава: Тело твое многоболезненное во гробе узреша, чада твоя духовная возрыдаша, и к тебе взываху: молися о нас, праведниче, у Престола Господня.
И ныне: Мати Безневестная, не лиши нас Твоего заступления, умоли милосерднаго Судию оправдати ны, верою и любовию Тя величающих.
|