Страстотерпцы-Мученики Царственные
 
 
 







Страстотерпцы-Мученики Царственные PDF Печать E-mail
Молитвы и о молитвах - Молитвы и акафисты новомученикам исповедникам ХХ в
16.07.2013 23:56

Святые Царственные страстотерпцы - мученики*
 

1str

(4 июля / 17 июля)
 

  Царь у нас праведной и благочестивой жизни, - писал в 1905 году о Государе Николае II святой Иоанн Кронштадтский. - Богом послан Ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду".

  Святой Царь-Мученик Николай II родился 19 мая 1868 года под Санкт-Петербургом, в Царском Селе. По совершении таинства крещения Царственного младенца хор воспел благодарственную песнь, и колокольный звон всех церквей и гром пушек вторили пению. Отслужили Божественную Литургию, и новокрещенный младенец был приобщен Святых Христовых Тайн.

  Великий Князь Николай с детства отличался благочестием и старался в добродетелях подражать праведному Иову Многострадальному, в день памяти которого родился, и святителю Николаю, в честь которого был назван. "Я родился в день Иова Многострадального, - говорил он, - и мне предназначено страдать". Близкие отмечали: "У Николая душа чистая, как хрусталь, и горячо всех любящая". Его глубоко трогали всякое горе человеческое и всякая нужда. День он начинал и заканчивал молитвой; хорошо знал чин церковных служб, во время которых любил подпевать церковному хору.

  Образование сына по воле Августейшего отца Александра III велось строго в русском православном духе. Царственный отрок проводил много времени за книгой. Он удивлял своих учителей необычайной памятью и незаурядными способностями. Будущий Государь успешно окончил высший курс экономических, юридических и военных наук под руководством выдающихся наставников и прошел военную подготовку в пехоте, кавалерии, артиллерии и на флоте.

  Осенью 1891 года, когда десятки губерний России изнемогали от голода, Александр III поставил сына во главе Комитета по оказанию помощи голодающим. Будущий Царь воочию увидел людское горе и неустанно трудился, чтобы облегчить страдания своего народа.

  Серьезное испытание было послано Царской семье осенью 1888 года: под Харьковом произошло страшное крушение царского поезда. Вагоны с грохотом падали с высокой насыпи под откос. Провидением Божиим жизнь Императора Александра III и всей Августейшей семьи была чудесно спасена.

  Новое испытание последовало в 1891 году во время путешествия Царевича по Дальнему Востоку: в Японии на него было совершено покушение. Николай Александрович едва не погиб от сабельного удара религиозного фанатика, но греческий принц Георгий бамбуковой тростью сбил с ног нападавшего. И вновь совершилось чудо: только легкая рана осталась на голове Наследника Престола. Всевышний еще раз напомнил Свое Слово: "Не прикасайтесь к помазанным Моим" (Пс. 104, 15) и явил миру, что в Его власти цари и царства земные.

  Весной 1894 года, видя непоколебимое решение Царевича вступить в брак с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, Августейшие Родители дали, наконец, на то свое благословение. "Спаситель сказал наш: "Все, что ты просишь у Бога, даст тебе Бог", - писал Великий Князь Николай в то время, - слова эти бесконечно мне дороги, потому что в течение пяти лет я молился ими, повторяя их каждую ночь, умоляя Его облегчить Алисе переход в Православную веру и дать мне ее в жены". С глубокой верой и любовью Царевич убедил принцессу принять Святое Православие. В решающем разговоре он сказал: "Когда Вы узнаете, как прекрасна, благодатна и смиренна наша Православная религия, как великолепны наши храмы и монастыри и как торжественны и величавы наши богослужения, - Вы их полюбите и ни что не будет нас разделять".

  Осенью 1894 года, во время тяжелой болезни Государя, Царевич неотступно находился у его постели. "Как преданный сын и как первый верный слуга своего Отца, - писал он невесте в те дни, - я должен быть с ним везде".

  За несколько дней до кончины Александра III в Россию прибыла принцесса Алиса. Чин присоединения ее к Православной Церкви совершил всероссийский пастырь Иоанн Кронштадтский. Во время Миропомазания она была наречена Александрой в честь святой Царицы-Мученицы. В тот знаменательный день Августейшие жених и невеста после таинства покаяния вместе причастились Святых Христовых Тайн. Всей душой, глубоко и искренно приняла Александра Федоровна Православие. "Твоя страна будет моей страной, - говорила она, - твой народ - моим народом и твой Бог - моим Богом" (Руфь 1,16).

  В день смерти Императора Николай Александрович в глубокой скорби сказал, что он не желал Царского венца, но, боясь ослушаться воли Всевышнего и отцовской воли, принимает Царский венец. Он надеется на Господа Бога, а не на свои слабые силы.

  На всю жизнь сохранил в своем сердце Царевич заветы Державного отца, произнесенные им накануне кончины: "Тебе предстоит взять с плеч моих тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы так же, как нес его я и как несли наши предки. Я передаю тебе Царство, Богом мне врученное. Я принял его тринадцать лет тому назад от истекавшего кровью отца... В тот трагический день встал предо мною вопрос: какой дорогой идти? Той ли, на которую меня толкало так называемое "передовое общество", зараженное либеральными идеями Запада, или той, которую подсказывало мне мое собственное убеждение, мой высший священный долг Государя и моя совесть. Я избрал свой путь. Либералы окрестили его реакционным. Меня интересовало только благо моего народа и величие России. Я стремился дать внешний и внутренний мир, чтобы государство могло свободно и спокойно развиваться, крепнуть, богатеть и благоденствовать. Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет Самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исконно русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междоусобиц. Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй Самодержавие, памятуя при том, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных перед Престолом Всевышнего. Вера в Бога и в святость твоего Царского долга да будут для тебя основой твоей жизни... В политике внешней - держись независимой позиции. Помни: у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней - прежде всего покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годину бед. Укрепляй семью, потому что она - основа всякого государства".

  Император Николай II взошел на Престол 2 ноября 1894 года. "В этот скорбный, но торжественный час вступления Нашего на Прародительский Престол, - сказал он, - принимаем священный обет, пред лицом Всевышнего, всегда иметь единой целью мирное преуспевание, могущество и славу дорогой России и устроение счастья всех Наших верноподданных".

  Делами любви и милосердия отметил Государь начало своего правления: получили облегчение заключенные в тюрьмах; было большое прощение долгов; оказана значительная помощь нуждающимся ученым, писателям и студентам.

  Самодержец Всероссийский Николай II венчался на Царство 27 мая 1896 года в Москве, в Успенском Соборе Кремля. Московский Митрополит Сергий обратился к нему со словами: "...как нет выше, так нет и труднее на земле Царской власти, нет бремени тяжелее Царского служения. Через помазание видимое да озарит невидимая сила свыше... Твою самодержавную деятельность ко благу и счастью Твоих верноподданных".

  Император Николай II прочел Символ Веры; облачившись в порфиру и возложив на голову Царский венец, взял в руки Державу и Скипетр. В молитве к Царю Царствующих Государь просил ниспослать на него дары Духа Святого и наставить в деле, которому послан он служить. Хор грянул "Тебе Бога хвалим". После Божественной Литургии он восприял Священное Миропомазание. Император вошел Царскими вратами в алтарь и причастился Святых Христовых Тайн, как священнослужитель.

  Православный Царь при совершении Таинства Миропомазания во время венчания на Царство становится священным лицом и носителем особой благодати Святого Духа. Эта благодать действует через Него при соблюдении Им закона и удерживает распространение зла в мире. По слову апостола Павла, "тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий" (2 Фее. 2,7). Император Николай II был глубоко проникнут сознанием этой духовной миссии, лежащей на Помазаннике Божием.

  По роковому стечению обстоятельств дни коронационных торжеств были омрачены трагедией на Ходынском поле, где собралось около полумиллиона человек. В момент раздачи подарков произошла страшная давка, унесшая жизни более тысячи человек. На следующий день Государь и Государыня присутствовали на панихиде по погибшим и оказали помощь семьям пострадавших.

  Государь Николай II был проникнут любовью к человеку и верил, что и в политике необходимо следовать заветам Христа. Император Всероссийский стал вдохновителем первой всемирной конференции по предотвращению войн, которая состоялась в столице Голландии в 1899 году. Он первым среди правителей выступил на защиту вселенского мира и стал поистине Царем-Миротворцем.

  Государь неутомимо стремился дать внутренний мир стране, чтобы она могла свободно развиваться и благоденствовать. По своей природе он был совершенно не способен причинить кому-нибудь зло. За все время царствования Государь не подписал ни одного смертного приговора, ни одна просьба о помиловании, дошедшая до Царя, не была им отклонена. Он всякий раз беспокоился, чтобы помилование не запоздало.

  Удивительно искренний взгляд Государя всегда светился неподдельной добротой. Однажды Царь посетил крейсер "Рюрик", где находился революционер, давший клятву убить его. Матрос не выполнил обета. "Я не смог этого сделать, - объяснил он. - Эти глаза смотрели на меня так кротко, так ласково".

  Государь в своем правлении и повседневной жизни придерживался исконно русских православных начал. Он глубоко знал русскую историю и литературу, был большим знатоком родного языка и не терпел употребления в нем иностранных слов. "Русский язык так богат, - говорил он, - что позволяет во всех случаях заменять иностранные выражения. Ни одно слово неславянского происхождения не должно уродовать нашего языка".

  Государь был бессребреником. Нуждающимся он щедро помогал из своих собственных средств, не задумываясь о величине просимой суммы. Его доброта никогда не выказывалась наружу и не уменьшалась от бесчисленных разочарований. Четыре миллиона рублей царских денег, которые со времени правления Императора Александра II находились в Лондонском банке, Николай Александрович истратил на содержание госпиталей и других благотворительных учреждений. "Он скоро все раздаст, что имеет", - говорил управляющий кабинетом Его Величества, основывая на этом свое желание покинуть занимаемую должность. "Его платья были часто чинены, - вспоминает слуга Царя. - Не любил он мотовства и роскоши. Штатские костюмы велись у него с жениховских времен, и он пользовался ими". После убийства Царской Семьи в Екатеринбурге были найдены военные шаровары Императора. На них оказались заплаты и пометки: "Изготовлены 4 августа 1900 года", "Возобновлены 8 октября 1916 года".

  Христианские добродетели Государя: кротость и доброта сердца, скромность и простота многими были не поняты и приняты за слабость характера. Однако благодаря именно этим душевным и нравственным качествам в нем воплотилась огромная духовная сила, так необходимая Помазаннику Божию для Царского служения. "О русском Императоре говорят, что он доступен разным влияниям, - писал президент Франции Лубе. - Это глубоко неверно. Русский Император сам проводит свои идеи. Он защищает их с постоянством и большой силой".

  Во время трудной войны с Японией, начавшейся в 1904 году, Государь заявил: "Я никогда не заключу позорного и недостойного великой России мира". Русская делегация на переговорах о мире с Японией следовала его указанию: "Ни гроша контрибуций, ни пяди земли". Несмотря на оказываемое на Царя со всех сторон давление, он проявил твердую волю, и успех в переговорах всецело принадлежит ему.

  Государь Николай II обладал редкой выдержкой и мужеством. Глубокая вера в Промысел Божий укрепляла его и давала совершенное спокойствие духа, которое никогда не оставляло его. "Сколько лет я жил около Царя и ни разу не видел его в гневе, - вспоминает его слуга. - Всегда он был очень ровный и спокойный". Император не опасался за свою жизнь, не боялся покушений и отказывался от самых необходимых мер безопасности. В решающий момент Кронштадтского мятежа в 1906 году Николай Александрович после доклада министра иностранных дел сказал: "Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи - в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его Волей".

   Царская Чета являла собой образец подлинно христианской семейной жизни. Отношения Августейших Супругов отличались искренней любовью, сердечным взаимопониманием и глубокой верностью. "Наша любовь и наша жизнь - это одно целое, мы настолько соединены, что нельзя сомневаться и в любви, и в верности - ничто не может разъединить нас или уменьшить нашу любовь", - писала мужу в 1909 году Александра Федоровна. "Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! - записал 27 ноября 1914 года в дневнике Николай Александрович. - Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости".

  Господь благословил этот брак по любви рождением четырех дочерей - Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии - и сына Алексея. Долгожданный Наследник Престола родился 12 августа 1904 года, он стал любимцем всей семьи. Близкие отмечали благородство характера Царевича, доброту и отзывчивость его сердца. "В душе этого ребенка не заложено ни одной порочной черты, - говорил один из его учителей, - душа его - самая благодатная почва для всех добрых семян". Алексей любил людей и старался всеми силами помочь им, в особенности тем, кто ему казался несправедливо обижен. "Когда я буду Царем, не будет бедных и несчастных, - говорил он. - Я хочу, чтобы все были счастливы".

  Неизлечимая наследственная болезнь - гемофилия, обнаруженная у Царевича вскоре после рождения, постоянно угрожала его жизни. Этот недуг потребовал от семьи огромного напряжения душевных и физических сил, безграничной веры и смирения. Во время обострения болезни в 1912 году врачи вынесли мальчику безнадежный приговор, однако, Государь на вопросы о здоровье Царевича смиренно отвечал: "Надеемся на Бога".

   Царь и Царица воспитывали детей в преданности русскому народу и тщательно готовили их к предстоящему труду и подвигу. "Дети должны учиться самоотречению, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей", - считала Государыня. "Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, - говорил Государь, - такими должны быть и мои дети". Свои заботы и внимание Царевич и Великие Княжны распространяли на всех, кого знали. Они воспитывались в простоте и строгости. "Долг родителей в отношении детей, - писала Государыня, - подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог". Царевич и Великие Княжны спали на жестких походных кроватях без подушек; одевались просто; платье и обувь переходили от старших к младшим. Еда была самая простая. Любимой пищей Царевича Алексея были щи, каша и черный хлеб, "которые, - как говорил он, - едят все мои солдаты". "Они вели скромную жизнь, - писал близкий к ним человек, - были просты в обращении и не придавали значения своему Царскому положению".

  Это была истинно православная семья, в которой царили традиции и уклад благочестивых русских семей. "В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи, - писала в дневнике Государыня, - и самое полное семейное счастье может быть достигнуто, когда все честно выполняют свои обязанности". Августейшая Семья вела замкнутый образ жизни. Они не любили торжеств и громких речей, этикет был им в тягость. Царица и Великие Княжны нередко пели в храме на клиросе во время Божественной Литургии. "А с каким трепетом, с какими светлыми слезами приступали они к Святой Чаше!" - вспоминал архиепископ Феофан Полтавский. По вечерам Царь часто читал вслух в семейном кругу. Царица и дочери занимались рукоделием, говорили о Боге и молились. "Для Бога нет невозможного, - писала Государыня. - Я верю в то, что кто чист своей душой, тот будет всегда услышан и тому не страшны никакие трудности и опасности жизни, так как они непреодолимы только для тех, кто мало и неглубоко верует".

  Александра Федоровна была прирожденной сестрой милосердия. Она посещала больных, оказывая им сердечную заботу и поддержку, а когда не могла пойти к страдающим сама, посылала дочерей. Государыня была убеждена: дети должны знать, что кроме красоты в мире много печали. Сама она никогда не роптала, нисколько не жалела себя, считая своим долгом "оставаться верной Христу и заботиться о тех, кто рядом".

 Государыню называли настоящей подвижницей благотворительности. Будучи безупречной женой и матерью, она особенно сочувствовала горестям других матерей и оказывала им посильную помощь и заботу. Во время голода 1898 года она пожертвовала страдающим восьмую часть годового дохода семьи. Александра Федоровна часто передавала денежную помощь нуждающимся через своих приближенных, стараясь сохранить это в тайне. Государыня устраивала благотворительные базары, выручка от которых шла на помощь больным; она организовала по всей стране учебные мастерские для бедных и открыла училище сестер милосердия. На свои личные средства Царица построила дом для солдат-инвалидов русско-японской войны, где они обучались всякому ремеслу.

  Царская Чета покровительствовала Православной Церкви не только в России, но и во всем мире: за время правления Николая II были построены сотни монастырей и тысячи храмов. Государь ревностно заботился о духовном просвещении народа: по всей стране были открыты десятки тысяч церковно-приходских школ. Благочестивый Император поддерживал развитие искусств, возвышающих душу православного христианина, - церковной архитектуры, иконописания, древнего церковного пения и колокольного звона.

  За время царствования Императора Николая II Русская Православная Церковь обогатилась большим числом новых святых и новых церковных торжеств, чем за весь XIX век. В 1903 году, ознакомившись с материалами к прославлению великого старца Серафима Саровского, Царь не согласился с мнением Синода и дерзновенно начертал: "Немедленно прославить". Летом того же года Царская Чета приехала в Саров на великое духовное торжество, собравшее сотни тысяч православных русских людей. Государь пешком, благоговейным паломником, на своих плечах нес гроб со святыми мощами Угодника Божьего и причащался вместе с Государыней Святых Христовых Тайн. Первого августа в Сарове Государь записал в дневнике: "Дивен Бог во святых Его. Велика неизреченная милость Его дорогой России; невыразимо утешительна очевидность нового проявления благодати Господней ко всем нам. На Тя Господи уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь!"

  В Дивеевском монастыре Их Величества посетили блаженную старицу Пашу Саровскую, которая предсказала трагическую судьбу Царской Семьи. Православная Россия в те памятные дни трогательно выражала Царю и Царице свою любовь и преданность. Здесь они воочию увидели подлинную Святую Русь. Саровские торжества укрепили в Царе веру в его народ.

   Государь сознавал необходимость возрождения России на духовных началах Святой Руси. "Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению, - писал в то время праведный Иоанн Кронштадтский, - и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония". По замыслу Государя, успех задуманного во многом зависел от восстановления Патриаршества и выбора Патриарха. После глубоких размышлений он решил возложить, если Богу будет угодно, тяжелое бремя Патриаршего служения на себя, приняв монашество и священный сан. Царский Престол он полагал оставить своему сыну, назначив регентами при нем Императрицу и брата Михаила. В марте 1905 года Государь встретился с членами Святейшего Синода и сообщил им о своем намерении. В ответ последовало молчание. Великий момент был упущен - Иерусалим "не узнал времени посещения своего" (Лк. 19,44).

  Государь, как носитель Верховной власти Православного Самодержавного Царства, нес священные обязанности Вселенского покровителя и защитника Православия, оберегая церковный мир во всем мире. Он встал на защиту гонимых, когда турки вырезали армян, притесняли и угнетали славян, и широко открыл границы России беженцам-христианам. Когда летом 1914 года Австро-Венгрия напала на беззащитную Сербию, Царь Николай II без колебаний ответил на призыв о помощи. Россия защитила братскую страну. Сербский королевич Александр направил Государю послание: "Тяжелейшие времена не могут не скрепить уз глубокой привязанности, которыми Сербия связана со святой славянской Русью, и чувства вечной благодарности Вашему Величеству за помощь и защиту будут свято храниться в сердцах сербов".

  Помазанник Божий глубоко сознавал свой долг Царского служения и не раз говорил: "Министры могут меняться, но я один несу ответственность перед Богом за благо нашего народа". Исходя из исконно русского начала соборности, он стремился привлечь к управлению страной лучших людей, оставаясь решительным противником введения в России конституционного правления. Он пытался умиротворить политические страсти и дать внутренний мир стране. Однако страсти продолжали бушевать. Газета "Освобождение", издававшаяся в то время за границей, открыто называла "освободительные силы", выступавшие против Царской власти в России: "Вся интеллигенция и часть народа; все земство, часть городских дум... вся печать". Премьер-министр Столыпин сказал в 1907 году: "Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия".

  На двадцатом году царствования Императора Николая II русское хозяйство достигло высшей точки своего расцвета. Урожай зерновых увеличился вдвое по сравнению с началом правления; население выросло на пятьдесят миллионов человек. Из безграмотной Россия быстро становилась грамотной. Экономисты Европы в 1913 году предсказывали, что к середине текущего века Россия будет господствовать над Европой в политическом, экономическом и финансовом отношениях.

  Мировая война началась утром 1 августа 1914 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского. Государь Николай II приехал на Дивеевское подворье Петербурга. Вспоминают: "Государь стоял у иконы преподобного Серафима. Запели: "Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверному Императору нашему Николаю Александровичу на сопротивные даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство". Государь очень плакал перед образом великого старца". Дивеевская блаженная Паша Саровская говорила, что войну затеяли враги Отечества, чтобы свергнуть Царя и разорвать Россию на части.

  Через несколько дней после начала войны Государь с семьей прибыл в Москву. Ликовал народ, звонили колокола Первопрестольной. На все приветствия Царь отвечал: "В час военной угрозы, так внезапно и вопреки моим намерениям надвинувшейся на миролюбивый народ мой, я, по обычаю Державных предков, ищу укрепления душевных сил в молитве у святынь Московских".

  С первых дней войны Государь, помимо неусыпных трудов государственных, объезжал фронт, города и села России, благословляя войска и ободряя народ в посланном ему испытании. Царь горячо любил армию и близко принимал к сердцу ее нужды. Известен случай, когда Государь прошел несколько верст в новом солдатском обмундировании, чтобы ближе понять тяготы солдатской службы. Он по-отечески заботился о раненых воинах, посещая госпитали и лазареты. В обращении его с низшими чинами и солдатами чувствовалась неподдельная, искренняя любовь к простому русскому человеку.

  Царица старалась как можно больше дворцов приспособить под госпитали. Нередко она лично занималась формированием санитарных поездов и складов медикаментов в городах России.

  Александра Федоровна и старшие Княжны стали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале. Весь их день был посвящен раненым, им они отдавали всю свою любовь и заботу. Ободрял страдающих и Царевич Алексей, подолгу разговаривая с воинами. Государыня работала в операционной. Очевидцы вспоминают: "Она подавала стерильные инструменты хирургу, помогая при самых сложных операциях, принимая из его рук ампутированные руки и ноги, убирая окровавленную и завшивленную одежду".

  Она делала свою работу с тихим смирением и неутомимостью человека, которому Бог предназначил это служение. Во время тяжелых операций воины нередко умоляли Государыню быть около них. Она утешала раненых и молилась вместе с ними. "Я принимала искалеченных мужчин с ужасными ранами, - писала Александра Федоровна. - У меня болит сердце за них. Я им особенно сочувствую как жена и мать". Вспоминают, как в Петергофе, провожая полк на фронт, во время молебна Государыня плакала навзрыд, точно прощалась с родными детьми.

  Государь обладал ценнейшими для военачальника качествами: высоким самообладанием и редкой способностью быстро и трезво принимать решения в любых обстоятельствах. Летом 1915 года, в тяжелейшее для русской армии время, Царь принял на себя Верховное командование войсками. Он был убежден, что лишь в этом случае враг будет разбит. Как только Помазанник Божий встал во главе армии, счастье вернулось к русскому оружию. Подъему боевого духа солдат во многом способствовал и приезд на фронт юного Царевича Алексея.

  Весной 1916 года по воле Царя в действующую армию привезли из Московского Кремля Владимирскую икону Божией Матери, перед которой с верой и надеждой служили молебны. В это время Государь приказал начать наступление на Юго-Западном фронте, увенчавшееся большим успехом. Пока Государь возглавлял войска, неприятелю не было отдано ни пяди земли.

  К февралю 1917 года армия держалась стойко, войска ни в чем не испытывали недостатка, и победа не вызывала сомнений. Император Николай II в тяжелейших условиях подвел Россию к порогу победы. Враги не дали ему переступить этот порог. "Только теперь возможно свержение Царя, - говорили они, - а потом, после победы над немцами, власть Государя надолго упрочится".

  Преподобный Серафим Саровский еще в 1832 году предсказал всеобщий бунт против Царской власти и кровавый момент ее падения: "Они дождутся такого времени, когда и без того очень трудно будет Земле Русской, и в один день и в один час, заранее условившись о том, поднимут во всех местах Земли Русской всеобщий бунт, и, так как многие из служащих тогда будут и сами участвовать в их злоумышлении, то некому будет унимать их, и на первых порах много прольется невинной крови, реки ее потекут по Земле Русской, много дворян, и духовенства, и купечества, расположенных к Государю, убьют..."

  В декабре 1916 года Государыня посетила в Новгороде Десятинный монастырь. Старица Мария, которая уже много лет лежала в тяжелых веригах, протянула к ней высохшие руки и произнесла: "Вот идет Мученица - Царица Александра", обняла ее и благословила. Блаженная Паша Саровская перед своей смертью в 1915 году все клала земные поклоны перед портретом Государя. "Он выше всех царей будет", - говорила она. На портреты Царя и Царской Семьи блаженная молилась наравне с иконами, взывая: "Святые Царственные Мученики, молите Бога о нас". Однажды Царю передали ее слова: "Государь, сойди с Престола сам".

  Наступило 15 марта 1917 года. В столице нарастали волнения. В действующей армии вспыхнул "генеральский бунт". Высшие чины армии просили Государя отречься от Престола "ради спасения России и победы над внешним врагом", хотя победа уже была предрешена. С этой просьбой коленопреклоненно обратились к Царю и его ближайшие родственники. Не нарушая присяги Помазанника Божьего и не упраздняя Самодержавной Монархии, Император Николай II передал Царскую власть старшему из рода - брату Михаилу. В этот день Государь записал в дневнике: "Кругом измена, трусость и обман". Государыня, узнав об отречении, сказала: "Это Воля Божия. Бог допустил это для спасения России". Народ лишился того, кто обладал преемственной благодатью творить Русское Право.

  Именно в тот роковой день в селе Коломенское, под Москвой, произошло чудесное явление иконы Божией Матери, названной «Державная». Царица Небесная изображена на ней в царской порфире, с короной на голове, со Скипетром и Державою в руках.

   Пречистая приняла на Себя бремя Царской власти над народом России.

  Начался крестный путь Царской Семьи на Голгофу. Она всецело предала себя в руки Господа. "Все в Воле Божией, - говорил Государь в трудные минуты жизни, - уповаю на Его милосердие и спокойно, покорно смотрю в будущее".

  Молчанием встретила Россия весть об аресте 21 марта 1917 года Временным правительством Царя и Царицы. После отречения Государя обер-прокурор Святейшего Синода обратился с просьбой к Синоду разослать воззвание к народу - поддержать Православную Монархию. Синод ответил отказом.

   Назначенная Временным правительством следственная комиссия изводила Царя и Царицу обысками и допросами, но не нашла ни единого факта, обличающего их в государственной измене. На вопрос одного из членов комиссии, почему еще не опубликована их переписка, ему ответили: "Если мы ее опубликуем, то народ будет поклоняться им, как святым".

   Августейшая Семья, находясь в заключении в Царском Селе, неустанно трудилась. Весной Государь с детьми очищал парк от снега, летом они работали на огороде; рубили и пилили деревья. Неутомимость Царя так поразила солдат, что один из них сказал: "Ведь если ему дать кусок земли и он сам будет на нем работать, то скоро опять себе всю Россию заработает".

   В августе 1917 года Царскую Семью повезли под охраной в Сибирь. В день праздника Преображения Господня на пароходе "Русь" они прибыли в Тобольск. При виде Августейшей Семьи простые люди снимали шапки, крестились, многие падали на колени: плакали не только женщины, но и мужчины. Однажды Государь спросил красноармейца из охраны, что делается в России. Тот ответил: "Льется кровь рекой от междоусобной войны. Люди уничтожают друг друга". Николай Александрович ничего не сказал и, тяжело вздохнув, обратил свой взор к небу. Режим содержания Царственных Узников постепенно ужесточался. Государыня писала в то время: "Надо перенести, очиститься, переродиться!"

  Ровно через год после отречения, в Тобольске, Государь записал в дневнике: "Сколько еще времени будет наша несчастная Родина терзаема и раздираема внешними и внутренними врагами? Кажется иногда, что дольше терпеть нет сил, даже не знаешь, на что надеяться, чего желать? А все-таки никто как Бог! Да будет Воля Его Святая!".

  Царская Семья всем сердцем любила Россию и не мыслила жизни вне Родины. "Как я люблю мою страну, со всеми ее недостатками. Она мне все дороже и дороже, и я каждый день благодарю Господа за то, что Он позволил нам остаться здесь", - писала Александра Федоровна, будучи в заключении. "Я не хотел бы уезжать из России. Слишком я ее люблю, - говорил Государь. - Я лучше поеду в самый дальний конец Сибири".

 

*(С каждым годом, по мере раскрытия правды и обнародования документов о ритуальном убийстве жидовствующей властью Царской Семьи, все больше и больше православных христиан в келейных молитвах поминают Царскую Семью не как страстотерпцев, а как мучеников)

 

АКАФИСТ

 

Кондак 1

 

Избраннии царственнии страстотерпцы седмочисленнии, Христу Богу, яко агнцы непорочнии, в жертву принесшиися, земли Русския хранителие и молитвенницы, яко стяжавшии от Царя царствующих и Господа господствующих благодать молитися за ны, от всяких нас бед и напастей свободите, да благодарственно восхваляем вас:
Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало и украшение.

 

 

Икос 1

 

Ангели Божии, хранителие душ и телес ваших, наставляху и укрепляху вас, святии, не токмо во страданиих, но присно утверждаху во истиннем пути, да будет житие ваше праведным ко увенчанию мученическому; темже прославляем вас сице:

Радуйтеся, страх Божий в сердце, яко основание, положившии.
Радуйтеся, премудрость Божию издетска возлюбившии.
Радуйтеся, не яко наемницы, но сыны Божии, Господу угодившии.
Радуйтеся, яко и звания друзей Божиих удостоившиися.
Радуйтеся, христианскаго благочестия твердое правило.
Радуйтеся, Православныя веры крепкое исповедание.
Радуйтеся, царствующаго рода Российскаго утверждение.
Радуйтеся, страждущаго народа нашего утешение.
Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало и украшение.

 

Кондак 2

 

Видящи Пресвятая Дева скорбь, стенание и плач народа нашего, егда смутная времена насташа, умилосердися и яви милость Свою чрез икону, именуемую Феодоровская, во избрании законнаго от Бога Михаила царя, да будет икона та покров и защита ему и всему новоизбранному царскому роду и во утверждение державы Российския. Сего ради мы благодарственно вопием Богу: Аллилуиа.

 

 

Икос 2

 

Разумеша людие российстии, яко Господь избранием на царство Российское новаго рода от благочестиваго корене утиши нестроения, смуты, мятежи в земли нашей и мир и благостояние Церкви Своей дарова. Мы же к вам, царственнии страстотерпцы, яко рождием от ветви сея благословенныя, со умилением вопием:

Радуйтеся, венец и похвало рода царскаго и священнаго.
Радуйтеся, корене благочестиваго преславныя отрасли.
Радуйтеся, Российскаго патриарха Филарета и великия старицы инокини Марфы святое наследие.
Радуйтеся, благочестия двоицы сея преславное исполнение.
Радуйтеся, священнаго праотца вашего любовь и ревность о Православном Отечестве наследовавшии.
Радуйтеся, преподобныя праматере смирение и упование на помощь Божию восприемшии.
Радуйтеся, прадеднаго благословения Божия Матере удостоившиися.
Радуйтеся, благословение сие, яко залог, даже до смерти мученическия соблюдшии.
Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало и украшение.

 

Кондак 3

 

Сила Божия и Промышление Всевышняго явися в рождении твоем, царственный страстотерпче Николае, великому бо чудотворцу Мир Ликийскому уподобився, новый заступник Русския земли показался еси, многия же скорби и болезни, яко праведный Иов, в житии претерпев, ныне с лики мученическими наслаждаешися райскаго блаженства, воспевая Богу: Аллилуиа.

 

 

Икос 3

 

Имея сугубыя заступники и покровители, Иова праведнаго и Николая святителя, в рождении твоем, державный страстотерпче, добродетели тех в сердце стяжал еси. Мы же, благодаряще Бога и дивящеся Его всесильному Промышлению о тебе, благоговейно воспеваем сице:

Радуйся, в молитвах святителя Мир Ликийских присно призываяй.
Радуйся, того помощию Российскую державу праведно окормляяй.
Радуйся, сердечным попечением о людех тому уподобивыйся.
Радуйся, милосердие во всех делех, якоже оный, явивый.
Радуйся, истину и верность во всем житии твоем, яко Иов, сохранивый.
Радуйся, кротость и незлобие того в сердце твоем стяжавый.
Радуйся, в тяжких бедах, якоже многострадальный праведник, устнама пред Богом ничимже согрешивый.
Радуйся, вся приключшаяся тебе благодарно со смирением терпевый.
Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало и украшение.

 

Кондак 4

 

Бурю смущения, воздвизаемую от человек злочестивых в стране нашей, твой державный родитель рукою крепкою укроти и царство Российское цело и нерушимо тебе в наследие даде. Обаче завистию диаволею земля наша в вящшее искушение ввержена бысть и тя, угодниче Божий, отверже. Ты же, святче, провидя сие попущение Божие за грехи людския, усердно Богу воспевал еси: Аллилуиа.

 

 

Икос 4

 

Слыша наставления державных родителей твоих и праведнаго Иоанна Кронштадтскаго, како подобает православному государю быти, положил еси в сердце, царственный страстотерпче Николае, Православие, державу и народ русский во единстве блюсти. Сего ради мы воспеваем тебе тако:

Радуйся, благочестивых родителей отрадо и утешение.
Радуйся, мудрых наставлений исполнение.
Радуйся, издетска вере и благочестию наученный.
Радуйся, в любви к Богу и Церкви укорененный.
Радуйся, в верности ко Отечеству и народу своему воспитанный.
Радуйся, душу свою за него положити готовый.
Радуйся, царский венец от Бога с благоговением восприемый.
Радуйся, дара Духа Святаго на царское служение в помазании миром удостоенный.
Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало и украшение.

 

Кондак 5

 

Богосветлая звезда во мраце скорбей благоверней супружнице твоей явился еси, царственный страстотерпче Николае, указуя и возглавляя путь ея, якоже повеле Господь. Мы же, прославляюще ваш благословенный святый брачный союз во Христе, хвалу Богу воздаем, поюще: Аллилуиа.

 

 

Икос 5

 

Видя царственный страстотерпец, яко зарю солнечную, яко Ангела светла, юницу Александру, избра ю себе в благоверную супружницу, православную царицу и матерь народа русскаго. Мы же, ведуще усердное служение ея, воспеваем сице:

Радуйся, именитаго рода благочестивое прозябение.
Радуйся, от лютерския веры к Православию образе спасительнаго прехождения.
Радуйся, всем сердцем молитву возлюбившая.
Радуйся, о службе Божией сердечно ревновавшая.
Радуйся, словом Божиим и писанием святых отец себе назидавшая.
Радуйся, посты церковныя благоговейно соблюдавшая.
Радуйся, русское благочестие достойне восприемшая.
Радуйся, истинныя жизни во Христе приобщившаяся.
Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало и украшение.

 

Кондак 6

 

Проповедницы чистоты святаго брака во образ единства Христа и Церкве явилися есте, благовернии Николае и Александро: вы бо, благодать сего великаго таинства достойно восприемше, даже до мученическия кончины Христу и друг другу верность сохранили есте, присно воспевающе Богу: Аллилуиа.

 

 

Икос 6

 

Возсия в стране Российстей, яко прекрасная светила, благоверная царственная чета Николай и Александра, истинная домашняя церковь, супрузи, связуемии союзом любве о Господе. Мы же, прославляюще образ их супружескаго целомудрия и добронравнаго жития в мире сем развращением и грешнем, со благоговением воспеваем сице:

Радуйтеся, всем сердцем Бога взыскавшии.
Радуйтеся, в путех Господних непорочно ходившии.
Радуйтеся, чето честная, свыше избранная.
Радуйтеся, двоице святая, славою и честию от Бога увенчанная.
Радуйтеся, целомудрие супружеское многочадием прославившии.
Радуйтеся, чада своя, яко новосаждения масличная, окрест трапезы Небесныя собравшии.
Радуйтеся, в супружестве сущих благочестно жити научающии.
Радуйтеся, мир Христов оным милостивно низпосылающии.
Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало и украшение.

 

Кондак 7

 

Хотяще свой дом благочестно устроити, заповеди Господни и брак честен добре соблюли есте, благовернии супрузи Николае и Александро. Темже, многочадием свою домашнюю церковь украсивше и дщери своя, яко мудрыя евангельския девы, воспитавше, в невесты Христу уготовали есте, с нимиже ныне вкупе воспеваете Богу: Аллилуиа.

 

 

Икос 7

 

Новую милость яви Господь народу русскому, добронравныя и целомудренныя дщери благочестивыя царственныя четы: Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. Тыя бо, женам мироносицам подражающия и елей милосердия в душах хранящия, болящим и страждущим усердно послужиша и мученическую смерть за Христа прияша. Сего ради прославляем их сице:

Радуйтеся, дщери царевы, обетовании Божиих сподобльшияся.
Радуйтеся, заповедь Божию о почитании родителей соблюдшия.
Радуйтеся, царскаго достоинства не посрамившия.
Радуйтеся, стихиями мира сего не порабощенныя.
Радуйтеся, людем, сущим в бедах и скорбех, помогающия.
Радуйтеся, за врагов своих усердно молящияся.
Радуйтеся, агницы непорочныя, в жертву Богу себе принесшия. Радуйтеся, невесты Христовы, в чертозех Жениха Небеснаго пребывающия.
Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало и украшение.

 

Кондак 8

 

Странно и чудно бысть рождение твое, святый царевичу Алексие: плод бо благославен молитв Саровскаго чудотворца и чаемый царственный наследник родителей быв, слава, надежда и упование явился еси всем концем земли нашея. Сего ради людие российстии с радостию благодарственно воспеша Богу: Аллилуиа.

 

 

Икос 8

 

К вышним душею детскою, яко Ангел, устремляяся, святый царевичу Алексие, родители, сестры, сродники и ближняя искренне возлюбил еси и, яко агнец незлобивый, руками злочестивых убиен, новый отрок страстотерпец явился еси. Сего ради восхваляем тя сице:

Радуйся, отроча, от утробы матерния Богом предъизбранное.
Радуйся, чадо, усердными родительскими молитвами к чудотворцу Саровскому Руси дарованное.
Радуйся, царевичу добролюбезный и кроткий, милосердие в сердце стяжавый.
Радуйся, страдальче, многия скорби и недуги измлада безропотно терпевый.
Радуйся, наследниче Российскаго престола, от беззаконных убиенный.
Радуйся, наследником Царствия Небеснаго от Бога явленный.
Радуйся, агнче непорочный, яко праведный Авель, умерщвленный.
Радуйся, страстотерпче, к лику святых отроков, яко Димитрий царевич, причтенный.
Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало и украшение.

 

Кондак 9

 

Всяк благочестивый удивляется о тебе, царю Николае, како ты во времена, егда в земли нашей истина умалися и подавляшеся неправдою, пребыл еси сын верный Святыя Церкве, защитник и хранитель Православныя веры, таже исповедник и мученик Христов. Сего ради Церковь Русская, ликующи, Богу вопиет: Аллилуиа.

 

 

Икос 9

 

Ветии зловещаннии тщашася оболгати тя лжою и лестию и истребити память о тебе, царственный помазанниче Божий Николае, кровавым тя нарицающе, обаче погибе память тех с шумом. К тебе же, воистину кровь свою за Христа пролиявшему, русский народ с покаянием вопиет:

Радуйся, прославления праведников и угодников Божиих добрый рачителю.
Радуйся, Кронштадтскаго пастыря и Саровскаго чудотворца усердный почитателю.
Радуйся, православных храмов боголюбивый созидателю.
Радуйся, иноческих обителей и монашества благочестивый покровителю.
Радуйся, Святыя Земли и Горы Афонския щедрый благотворителю.
Радуйся, духовных вертоградов мудрый попечителю.
Радуйся, возрождения соборнаго начала Церкве Русския устроителю.
Радуйся, восстановления всероссийскаго Патриаршаго престола ревнителю.
Радуитеся, царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало и украшение.

 

 

Кондак 10

 

Спасти и сохранити хотя православное царство Российское цело и нерушимо, святый благоверный царю Николае, и видя ослепление народа твоего, отрекшагося от Царя Небеснаго, такожде и земнаго, в душевных муках оставил еси престол земный. Темже, уповая на милость Господа и себе в руце Божии предав, непоколебим в вере и благочестии пребыл еси, воспевая: Аллилуиа.

 

 

Икос 10

 

Стена и ограждение был еси всем православным людем русским, святый благоверный царю Николае, избавляя их от нашествия иноплеменников и братоубийственныя брани и мир же, елико возможно, тщался еси имети со всеми. Мы же, ведуще сие, благодарно тебе воспеваем:

Радуйся, пророчески призвавый народы мечи на орала перековати.
Радуйся, евангельски сподобивыйся блаженства миротворцев стяжати.
Радуйся, стран словенских надежный защитителю.
Радуйся, народов державы Российския сугубый попечителю.
Радуйся, державы Российския мудрый правителю.
Радуйся, во бранех искусный и доблий воителю.
Радуйся, дерзостных дел служителей беззакония тайнаго губителю.
Радуйся, восставших на Бога и на тя, яко помазанника Его, посрамителю.
Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало и украшение.

 

Кондак 11

 

Пения всякаго достойна память ваша, святии царственнии страстотерпцы: вы бо, образ исповедничества и ревности по Бозе верным людем показавше, заповедаете не мстити злодеющим, яко любы токмо победит зло, паче же прощати гонящим и молитву творити за них, благодарственно поюще Богу: Аллилуиа.

 

 

Икос 11

 

Светоносный светильник седмочисленный вемы вас, святии царственнии мученицы, царским бо путем шествующе, в жертву благоугодную Агнцу Божию уготовасте себе и невинно смерть приясте. Темже просвещение нам даруйте, озаряюще омраченная сердца наша, и верным путем шествовати научите, прославляющим вас сице:

Радуйтеся, агнцы непорочнии, Христу Пастырю последовавшии.
Радуйтеся, образ исповедничества верным людем показавшии.
Радуйтеся, от юности совесть чисту соблюдшии.
Радуйтеся, жизни конец достойно восприемшии.
Радуйтеся, седмочисленнии страстотерпцы, во единем дусе Богу представшии.
Радуйтеся, кровию мученическою Церковь Христову украсившии.
Радуйтеся, новомученицы, за Русь Святую от безбожных пострадавшии.
Радуйтеся, лик страстотерпцев Русских добле восполнившии.
Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало и украшение.

 

Кондак 12

 

Благодать изрядну Бог дарова Церкви Русстей, прославив на небеси святыя царственныя страстотерпцы. Сего ради и мы на земли прославляем вас, яко истинных хранителей и покровителей страны нашея, и Богу вопием: Аллилуиа.

 

 

Икос 12

 

Поюще Промышление Божие, подвигшее сердца людей русских прославити вас, царственнии страстотерпцы, на земли евангельски пожившия, и за Христа от безбожных пострадавшия, и чудесы по смерти прославльшияся, дерзаем воспевати сице:

Радуйтеся, яко прославлению вашему многия люди возрадовашася.
Радуйтеся, яко чудесы вашими сердца верных укрепишася.
Радуйтеся, народ русский к покаянию призывающии.
Радуйтеся, отеческия заветы исполняти нас наставляющии.
Радуйтеся, молитвами вашими от междоусобия нас избавляющии.
Радуйтеся, в мире и любви со всеми жити нам помогающии.
Радуйтеся, яко образы ваши мироточением прославляются.
Радуйтеся, яко в честь вашу храмы созидаются.
Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало и украшение.

 

Кондак 13

 

О единодушная великоименитая седмерице, царственнии страстотерпцы, многия скорби, поругания, страдания душевная и смерть телесную за Христа приемшии и венцы небесными от Него увенчаннии! Приимите ныне от нас похвальное прославление и сердечное покаяние и милостивным вашим ходатайством умолите Царя Славы мир Церкви нашей даровати, страну в Православии, благочестии и единстве сохранити, нам же ожесточения сердечнаго и ослепления избавитися, да сыновне Богу вопием: Аллилуиа.

 

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

 

 

МОЛИТВА

О святый страстотерпче Царю мучениче Николае! Господь тя избра помазанника Своего, во еже милостивно и право судити людем твоим и хранителем Церкве Православныя быти. Сего ради со страхом Божиим царское служение и о душах попечение совершал еси. Господь же, испытуя тя, яко Иова Многострадальнаго, попусти ти поношения, скорби горькия, измену, предательство, ближних отчуждение и в душевных муках земнаго царства оставление. Вся сия ради блага России, яко верный сын ея, претерпев, и, яко истинный раб Христов, мученическую кончину прием, Небеснаго Царства достигл еси, идеже наслаждаешися Вышния славы у Престола всех Царя, купно со святою супружницею твоею царицею Александрою и царственными чады Алексием, Ольгою, Татианою, Мариею и Анастасиею. Ныне, имея дерзновение велие у Христа Царя, моли, да простит Господь грех отступления народа нашего и подаст грехов прощение, и на всякую добродетель наставит нас, да стяжим смирение, кротость и любовь и сподобимся Небеснаго Царствия, идеже купно с тобою и всеми святыми новомученики и исповедники Русскими прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Молитва покаянная, читаемая в день убиения царской семьи

4 / 17 июля

 

Благословен еси Господи Боже Отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам, и вся дела Твоя истинна и правы путие Твои, и вей Суды Твои истинни, и судьбы истинни сотворил еси по всем, яже навел еси на ны, яко согрешихом и беззаконновахом отступивше от Тебе, и прегрешихом во всех, и заповедей Твоих не послушахом, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам, да благо нам будет, и предал еси нас в руки врагов беззаконных, мерзких - отступников, человеком неправедным и лукавнейшим паче всея земли.

И ныне несть нам отверсти уст, спуд и поношение быхом рабом Твоим и чтущим Тя. Не предаждь же нас до конца имени Твоего ради и не разори завета Твоего, и не остави милости Твоея от нас, яко, Владыко, умалихомся паче всех язык и есмы смирени по всей земли днесь, грех ради наших и несть во время сие начальника, пророка и вождя. И ныне возследуем всем сердцем и боимся Тебе и ищем лица Твоего, не посрами нас, но сотвори с нами по кротости Твоей, и по множеству милости Твоея, и молитв ради Пречистыя Матери Твоея и всех святых Твоих, изми нас по чудесем Твоим, и даждь славу имени Твоему, Господи, и да посрамятся вей являющий рабом Твоим злая, и да постыдятся от всякия силы и крепость их да сокрушится, и да разумеют вси, яко Ты еси Бог наш, един и славен по всей вселенной. Аминь.

 

 

ТРОПАРЬ

 

Тропарь, глас 4

 

Днесь, благовернии людие, светло почтим  седмерицу честную царственных страстотерпец, Христову едину домашнюю церковь: Николая и Александру, Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся, от богоборных смерть и поругание телес прияша и дерзновение ко Господу в молитве улучиша. Сего ради к ним с любовию возопиим: о святии страстотерпцы, гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите, землю Русскую в любви к Православию утвердите, от междоусобныя брани сохраните, мир мирови у Бога испросите и душам нашым велию милость.

 

 

Кондак, глас 8

 

Избраннии Царем царствующих и Господем господствующих от рода царей Российских, благовернии мученицы, муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии и венцы небесными увенчавшиися, к вам, яко покровителем нашим милостивым, с любовию благодарне вопием: радуйтеся, царственнии страстотерпцы,за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы.

 

 

 

КАНОН

 

(Царственным мученикам и страстотерпцам)

 

 

Тропарь, глас 4-й

 

Днесь, благовернии людие, светло почтим седмерицу честную царственных страстотерпец, Христову едину домашнюю церковь: Николая и Александру, Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся, от богоборных смерть и поругание телес прияша и дерзновение ко Господу в молитве улучиша. Сего ради к ним с любовию возопиим: о святии страстотерпцы, гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите, землю Российскую в любве к Православию утвердите, от междоусобныя брани сохраните, мир мирови у Бога испросите и душам нашим велию милость.

 

 

Канон, глас 6-й

 

Песнь 1

 

Ирмос: Волною морскою Скрывшаго древле гонителя мучителя – под землею скрыша спасенных отроцы; но мы, яко отроковицы, Господеви поим, славно бо прославися.

 

Припев: Святии царственнии мученицы и страстотерпцы, молите Бога о нас.

 

Венценосче Николае, вкупе с мученическими лики, царицею, чады и слуги, предстояще у Престола Христова, просвещение нам даруйте, озаряющее душ наших омрачение и нечувствие, яко да восхвалим радостно вашу блаженную память.

 

Святии царственнии мученицы и страстотерпцы, молите Бога о нас.

 

Ныне проречение Саровскаго старца, яко прославльшаго мя прославит Бог, исполнися, прослави бо Церковь Русская царственнаго страстотерпца. Темже вкупе с преподобным молится, во еже стяжати нам благодать Святаго Духа.

Слава: Сердце царево в руце Божией, глаголет Господь. Ты же, истинный помазанниче и слуго Господень, благоговейне рекл еси: не токмо жизнь мою, но и пути страны Российския в руце Господней суть.

И ныне: Ты еси крепость наша, Ты еси похвала и радование, Предстательница Непобедимая и Покров державный страны Российския, Пресвятая Богородице, с царственными страстотерпцы и новомученики моли спасти рабы Твоя.

 

 

Песнь 3

 

Ирмос: Тебе, на водах повесившаго всю землю неодержимо, тварь, видевши на лобнем висима, ужасом многим содрогашеся, несть свят, разве Тебе, Господи, взывающи.

 

Святии царственнии мученицы и страстотерпцы, молите Бога о нас.

 

Поругание и разорение земли своея от безбожных видя, благочестивый царю, плакася из глубины сердечныя, яко пророк Иеремия, горце стеняше и моляся за люди согрешившия: Милостиве Господи, не остави их, оставльших мя.

 

Святии царственнии мученицы и страстотерпцы, молите Бога о нас.

 

На земли алкал и жаждал еси правды Божией, за нюже душу положил еси, праведне Николае, обаче в Горнем Царствии насьггился еси, идеже пребываеши во веки.

Слава: Врачевания и чудеси точите, святии страстотерпцы, людем, верою к вам притекающим, темже печаль нашу на радость преложите молитвами вашими.

И ныне: Прибежище, Вышший Покров Тя имамы, Благословенная Мати Божия, Твоею помощию сохрани и заступи нас, Всепетая.

 

Господи, помилуй (трижды)

 

 

Седален, глас 4-й

 

Егда мнози от сродник наших отступиша от Бога, отвратишася Божиих заповедей и восташа на Господа и помазанника Его, тогда гнев Божий на землю Русскую прииде, иссяче любы многих, пролияся кровь братий наших, расточишася люди российстии по всему лицу земли, храмы наша поруганию предашася, глади, нашествия иноплеменник постигоша ны, и быхом в посмеяние языков. Мы же, разумеюще сие, с сокрушением сердца в покаянии зовем: прости и помилуй нас, Господи, по велицей милости Твоей, очисти беззакония наша и подаждь страждущей стране Российстей предстательством царственных страстотерпец прощение грехов, мир и велию милость.

Слава, и ныне: Умоли, Милосердая Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего о еже возставити державу нашу Православную, сохранити ю в мире и благоденствии, избавити ны от междоусобныя брани, укрепити Святую Церковь и оградити ю от неверия, раскола и ересей.

 

 

Песнь 4

 

Ирмос: На Кресте Твое Божественное истощание провидя, Аввакум, ужасся, вопияше: Ты сильных пресекл еси державу, Блаже, приобщаяся сущим во аде, яко Всесилен.

 

Святии царственнии мученицы и страстотерпцы, молите Бога о нас.

 

Нищетою духовною обогатился еси, святе Николае, и сотвори тя Господь достойна не токмо земнаго, но и Небеснаго Царствия.

 

Святии царственнии мученицы и страстотерпцы, молите Бога о нас.

 

Скорбию обдержимь бысть, венценосче Николае, зря ослепление народа твоего, отрекшагося от Царя Небеснаго, такожде же и земнаго.

Слава: Мужественне возложив упование на Бога в многострадальном земном служении твоем, якоже Иов иногда сторицею воздаяние приял еси на Небесех, идеже ныне наслаждаешися, царственный мучениче.

И ныне: Милосердия двери, Благословенная Богородице, отверзи нам, да избавимся от бед и озлобления нашего, во еже пети Тебе непрестанно: Ты еси спасение рода христианскаго.

 

 

Песнь 5

 

Ирмос: Богоявления Твоего, Христе, к нам милостивно бывшаго, Исаия, Свет видев Невечерний, из нощи утреневав, взываше: воскреснут мертвии, и востанут сущии во гробех, и вси земнороднии возрадуются.

 

Святии царственнии мученицы и страстотерпцы, молите Бога о нас.

 

Миротворец явился еси, царю Николае святый, неся мир миру, спасая и защищая тысящи во отечестве твоем и в иных странах, сего ради сыном Божиим, по слову Господню, нареклся еси.

 

Святии царственнии мученицы и страстотерпцы, молите Бога о нас.

 

Изгнание, поношение, гонение и всяк глагол ложный, на вы реченный, претерпесте, святии царственнии мученицы. Радуйтеся убо и веселитеся, яко мзду вашу на Небеси приясте.

Слава: Служителие беззакония тайнаго, венец терновный сплетше, возложиша на тя, царственная главо, обаче дерзостная дела их погибоша яве.

И ныне: В тину грехов впали есмы и люте потопи ны буря прегрешений. Но, яко рождшая Спаса, Владычице, призри на ны, рабы Твоя, и избави от страстей душетленных.

 

 

Песнь 6

 

Ирмос: Ят бысть, но не удержан в персех китовых Иона: Твой бо образ нося, Страдавшаго и погребению давшагося, яко от чертога, от зверя изыде. Приглашаше же кустодии: хранящии суетная и ложная, милость сию оставили есте.

 

Святии царственнии мученицы и страстотерпцы, молите Бога о нас.

 

Всем православным заступник был еси, Богоизбранный Николае, народом Словенским защиту благую являяй и, яко брат брату, помогаяй.

 

Святии царственнии мученицы и страстотерпцы, молите Бога о нас.

 

О сыне верный Святыя Церкве! Ты ревнитель прославления святых явился еси, храмов созидатель, святых обителей благоукраситель, Святыя Земли и Горы Афонския благотворитель, просвещения православнаго попечитель и монашества покровитель.

Слава: В житии вашем и в делех любве образ христианом бысте, Боговенчаннии царие Николае и Александре, полагаете бо во главу угла Камень – Христа, Бога нашего.

И ныне: К Тебе прибегаем, Царице Державней, верных Покрове, на Тя надежду возлагаем спасения нашего, Пресвятая Владычице Богородице, не презри нас.

 

Господи, помилуй (трижды) Слава, и ныне:

 

 

Кондак, глас 8-й

 

Избраннии Царем царствующих и Господем Господствующих от рода царей Российских, благовернии мученицы, муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии, и венцы небесными увенчавшиися, к вам, яко покровителем нашим милостивым, с любовию благодарне вопием: радуйтеся, царственнии страстотерпцы, за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы.

 

 

Икос

 

Славою и богатством благочестия сияющии, багряницею многоценною и венцем украшеннии, милостию и правдою в житии просиявшии, веру, надежду и любовь к Богу до конца явили есте. К вам, яко покровителем нашим милостивым, с любовию благодарне вопием: радуйтеся, царственнии страстотерпцы, за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы.

 

 

Песнь 7

 

Ирмос: Неизреченное чудо: в пещи Избавивый преподобныя отроки из пламене во Гробе мертв, бездыханен полагается во спасение нас, поющих: Избавителю Боже, благословен еси.

 

Святии царственнии мученицы и страстотерпцы, молите Бога о нас.

 

Яко присных ваших, недужных воинов чадолюбно посещасте, царственнии мученицы, и с любовию их утешасте, места же их упокоения слезами вашими орошасте.

 

Святии царственнии мученицы и страстотерпцы, молите Бога о нас.

 

Вы есте образ супружества добродетельнаго и детей воспитания благочестиваго, святии царие Николае и Александре. Дом ваш, яко цветник духовный, соделавше, на Небесех ныне вкупе со чады ликуете.

Слава: На высоте славы человеческия пребывая, о Небесных присно помышлял еси, царю Николае, аможе устремися душа твоя святая.

И ныне: Всесвятая Владычице, оживи ум наш, умерщвленный страстьми многими, и укрепи ны богоугодная творити, да величаем Тя, яко Заступницу рода христианскаго.

 

 

Песнь 8

 

Ирмос: Ужаснися, бояйся Небо, и да подвижатся основания земли: се бо в мертвецех вменяется в Вышних Живый и во Гроб мал странно приемлется. Егоже, отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.

 

Святии царственнии мученицы и страстотерпцы, молите Бога о нас.

 

Егда угодницы Божии предрекоша вам путь мученический, якоже Павлу пророк Агав, вы, царственнии страстотерпцы, не уклонистеся ни одесную, ни ошуюю, но мужественне проидосте его, взирающе на Совершителя веры Иисуса Христа.

 

Святии царственнии мученицы и страстотерпцы, молите Бога о нас.

 

Во страданиих ваших, страстотерпцы святии, не отвергостеся Пути, Истины и Живота, Христа Бога нашего, не устрашистеся богоборцев, но в терпении шествовасте царским путем в жизнь вечную.

Слава: Увы нам, отеческия заветы поправшим, от обета верности царскому роду, Церковию Святою благословенному, отступльшим, и тако от пути Божия отлучившимся. Прости нас, Господи, за вся сия содеянная и помилуй молитвами святых страстотерпец.

И ныне: Заступницу нашу Тя вемы, Богородице, непрестанно бо о нас молишися, во еже покаятися и исправитися нам, Упование и Прибежище душ наших.

 

 

Песнь 9

 

Ирмос: Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала, еси Сына: востану бо, и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия.

 

Святии царственнии мученицы и страстотерпцы, молите Бога о нас.

 

Да воскреснет Русь Святая молитвами царственных страстотерпец и новомученик Твоих, Господи, и да расточатся вси врази ея вскоре, и от лица ея да бежат вси ненавидящии ю отныне и до века.

 

Святии царственнии мученицы и страстотерпцы, молите Бога о нас.

 

Все упование на Господа возложи державный царь наш. Такожде и мы со упованием Господу помолимся, да укрепит Он молитвами Богородицы и царственнаго страстотерпца страну нашу в Православии и спасет души наша.

Слава: Яко достойное пение приимите, святии страстотерпцы, малое моление сие, и, якоже Христос прият вдовицы две лепте, не возгнушайтеся нас, окаянных, страстьми обуреваемых, убогих чтителей и служителей ваших.

И ныне: Державным Твоим покровом, Чистая, рабы Твоя сохрани вся невредимы: Тя бо едину имамы Прибежище в нуждах, Утешение в скорбех и Победу во бранех наших.

 

 

Обновлено 17.07.2013 00:07
 






Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс.Метрика