По
благословению Преосвященного Василия,
епископа
Симферопольского и Крымского
Иеромонах
Дамаскин (Орловский)
Мученики,
исповедники и подвижники благочестия Российской
Православной Церкви ХХ столетия
ЖИЗНЕОПИСАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ К НИМ
Книга 1
Тверь
Издательство «Булат»
1992
Это первое за последние десятилетия,
начиная с 1917 года, собрание жизнеописаний мучеников, исповедников и
подвижников благочестия, написанных на основании собранных в советской России
свидетельств. Многие факты уточнены и проверены по документам, хранящихся в
архивах ЧК – ГПУ – НКВД – КГБ.
Января 19 (1 февраля)
СХИМОНАХИНЯ АНАТОЛИЯ1
1 Составлено по
воспоминаниям монахини Серафимы (С. А. Булгаковой), духовной дочери схимницы.
Схимонахиня Анатолия (в миру Зоя Викторовна Якубович) родилась 12 февраля
1974 года в Саратове в небогатой дворянской семье. Кроме Зои и ее сестры Лидии,
разделившей впоследствии с матерью
Анатолией монашеский путь, в семье росло еще трое детей. Мать рано овдовела, и
Зое пришлось помогать по хозяйству. Воспитывались дети в христианском духе, и
Зоя с детства ежедневно читала Евангелие. Образование сестры получили в
саратовской женской гимназии.
Как во многих дворянских семьях тех лет, дети почти ничего не знали о
такой существенной стороне христианской жизни, как монашество. По природным
своим дарованиям Зоя была настоящей монахиней, но молилась, чтобы Господь послал
ей жениха – смиренного и кроткого. И Господь услышал ее молитву: когда ей
исполнилось восемнадцать лет, она вышла замуж за инженера водного транспорта
Николая Иванова, человека глубокой веры, смиренного и кроткого. Жили они очень
дружно, но Господь не дал им детей.
Человек может годами молиться, ходить в храм, соблюдать установленные
посты, но совершенно не разуметь, что такое духовная жизнь. Религиозная жизнь
вписывается для такого человека в рамки материальной жизни, зачастую подчиняясь
ее законам. Это время духовной спячки, зимы, блаженного младенчества, не
ведающего о трудностях и суровости жизни треблаженной, духовной. Иногда Сам
Господь будит человека – видением, чудом, особым обстоятельством, и всю жизнь
проживший религиозно, человек впервые всем сердцем тогда обращается к Богу; или
пробуждает душу словом другого – Своего избранника.
Интерес к духовной жизни проявился у Зои благодаря епископу Гермогену
(Долганову), с которым семья Якубовичей была дружна. Сестра ее Лидия была
настроения светского. Но однажды, хорошо одетая, в большой модной шляпе, она
стояла в храме и слушала проповедь епископа. Эта проповедь так поразила ее, что
с того времени она всецело обратилась к Богу. Сестры стали читать духовные
книги, несколько раз были в Сарове у старца затворника иеросхимонаха Василия.
Эти поездки имели на них особенное влияние: не изменяя внешнего образа жизни,
они втайне начали вести духовную жизнь, читали Псалтирь, Иисусову молитву.
Когда Зое исполнилось тридцать три года, умер ее муж, она списалась со
старцем Василием и по его благословению на сороковой день вместе с сестрой
поступила в монастырь. Первые два года они прожили в основанной старцем общине;
он хотел поставить их начальницами, но они не чувствовали в себе сил исполнить
это послушание. Затем год они прожили в местечке Ундол во Владимирской губернии,
где старец благословил оставить пустынь. Место было глухое – всего несколько
домиков, даже не обнесенных оградой. Приезд их сразу обратил на себя внимание
местных жителей. Диавол не дремлет, и чуть где завидится подвиг ради Христа, он
тут же воздвигает на подвижника брань. У некоторых из местных жителей возникло
подозрение, что насельницы очень богаты, и они задумали их убить и ограбить. Но
замысел осуществить не удалось – сестры вскоре покинули пустынь.
Непосильность трудов и подвигов приводила сестер в большое смущение, а
еще более того – пожелание старца, чтобы они стали начальницами новустраиваемой
общины. Уже была выхлопотана и прислана из Синода бумага, по которой Зоя
назначалась строительницей церкви, причем ни в архитектуре, ни в строительстве
она не была сведущей.
Со смущенным духом они возвращались от старца и по пути заехали в Дивеево
к блаженной Прасковье Ивановне. Рассказали о своем смущении. Прасковья Ивановна
говорит:
- Дайте мне бумаги, я почитаю.
Зоя знала, что блаженная неграмотна, но повиновалась и подала ей
синодскую бумагу. Блаженная тут же изорвала ее в клочки и бросила в печку.
Обратившись к образу преподобного Серафима и указывая на сестер рукой, она
воскликнула:
- Батюшка Серафим, твои снохи, ей-Богу! Обе твои снохи!
Затем велела им идти к игумении Александре проситься в монастырь.
Кельи свободной не было, и две недели они прожили в гостинице.
С самого поступления в монастырь Зоя всегда держала глаза опущенными. В
храм сестры ходили гуськом, чтобы не разговаривать. Зоя рассказывала, как они
приучали себя к терпению: «Получим письма или посылки и в этот день не
открываем, а оставляем до следующего дня».
Первым послушанием Зои было изготовлять в ризной цветы, затем ее послали
в дворянскую гостиницу записывать приезжающих гостей. Потом – в монастырскую
мануфактурную лавку оценщицей и продавщицей. Наконец перевели вместе с сестрой в
канцелярию – писать письма благодетелям. У Лидии был дар слова, а у Зои – нет, и
письма получались краткими и сухими. Тогда ей поручили отвечать на письма,
адресованные блаженной Прасковье Ивановне. Теперь она ежедневно бывала у
блаженной и особенно этому радовалась.
Она рассказывала, что однажды им с сестрой захотелось посмотреть, как
Прасковья Ивановна молится ночью. Благословились у игумении и пришли вечером к
блаженной. А она тут же улеглась спать. В двенадцать часов встала, потребовала
самовар, напилась чаю и опять легла спать, а утром, погрозив пальцем, сказала:
- Озорницы, когда сукман*
[*Суконный сарафан.]
кресты и поклоны, тогда молиться.
Послушницы поняли ее слова так, что не раньше брать подвига, как после
пострижения в схиму.
Вскоре Зоя заболела раком, врачи определили ей только год жизни и велели
немедленно делать операцию. Получив благословение у игумении, Зоя с сестрой
поехала в Киев и в Оптину к старцу о. Варсонофию.
Узнав о цели их приезда, старец сказал:
- Операцию делать не нужно. Я вам дам маслица от Казанской Царицы
Небесной, им помазывайте больное место сорок дней, и никакой операции не нужно.
Потом стал беседовать и много говорил о предстоящих скорбях и гонениях от
начальников, от сестер, о напастях от бесов и, высоко подняв руки, сказал:
- Да помоги тебе Господи! Да помоги тебе Господи! Да помоги же тебе
Господи! Но иди смело. Покров Царицы Небесной над тобой.
По возвращении из Оптиной сестер постригли в мантию, а затем вскоре и в
схиму. Постриг сестры приняли: Зоя – с именем Анатолия, Лидия – с именем
Серафима.
Перед принятием схимы сестры пришли к блаженной Прасковье Ивановне за
благословением. Блаженная встала и начала вслух молиться:
- Уроди, Господи, жита, пшеницы, овса, вики и лен зеленый, молодой,
высокий, на многие лета.
При этих словах она подняла руки и сама поднялась на воздух. (Слова «на
многая лета» означали долгую жизнь матери Анатолии. Лен у блаженной означал
молитву, прясть лен – значило молиться).
Затвор схимниц с самого начала был очень строгим, они не выходили даже в
церковь. Монастырский священник о. Михаил Гусев сам приходил приобщать их Святых
Таин. Все время они проводили в богомыслии и молитве, не разговаривая между
собой. Утром пили чай, в два часа обедали овощами без масла.
Игумения Александра (Траковская) как духовная мать, восприявшая их от
пострига, не благословила вкушать никакого масла, по словам, написанным на
схиме: «Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменится елеа ради».
- А лучше вкушайте немного молока, - сказала она.
Мать Серафима до смерти выдержала этот пост, а матери Анатолии он
оказался не под силу. Слабая от природы, истощенная подвигами и болезнью, она
совершенно изнемогала и тогда взяла благословение у блаженной Прасковьи Ивановны
на употребление масла.
Когда мать Анатолия заболела раком, то ее сестра часто приходила к
блаженной и говорила:
- Не могу жить без Зои, я без Зои жить не могу, не спасусь.
А Прасковья Ивановна говорила про матушку Серафиму:
- Девушка хорошая, а вся в земличке, одна голова наружу.
Это к близкой ее смерти. И действительно, случилось так, что мать
Серафима упала, ударилась, и у нее образовалась раковая опухоль. Рак у нее был
болезненный, она постепенно слабела, слабела так и скончалась. Мать Анатолия
рассказывала, сто лежит мать Серафима Больная, слабая, а глаза горят, и поет
«Христос раждается...»
Вскоре после смерти сестры у матери Анатолии начались искушения от бесов.
Однажды досады демонов были столь сильны, что игумения Александра сказала: «Мать
Анатолия больше трех дней не проживет». Враги щекотали и щипали ее с ног до
головы, даже под ногтями, не давая ни есть, ни пить, ни спать.
Начались гонения на Церковь, и игумения Александра говорила: «Мать
Анатолия борется с невидимыми врагами, а я с видимыми».
Понемногу мать Анатолия стала приходить в себя от первых бесовских
нападений. Ее благословили ходить в храм к ранней обедне, но в храме бесы не
оставляли ее. «В алтарь вхожу, а они – за мной», - рассказывала она.
В это время келейницей ее была послушница Анастасия. Наступила пора ей
взять у игумении благословение – остаться ли жить у матери Анатолии или уйти.
Они это обсуждали, когда Анастасию позвали в игумении, и та в точности
воспроизвела весь их разговор.
Анастасия с удивлением сказала игумении:
- К нам никак нельзя неслышно пройти, а то бы я подумала, что кто-нибудь
подслушал и пересказал вам.
Игумения не любила, когда ее возвышали, и перевела разговор на другое.
Определенного благословения на проживание у схимницы послушница не
получила. («Как ты сама хочешь», - сказала игумения). И тогда Анастасия стала
воспоминать предречения блаженных – как Паша Саровская заставила ее лазить под
кровать, подавать палку, выносить помои и т. п., изображая ей дела послушницы;
как блаженная Мария Ивановна еще за два года до того спрашивала: «Кто пришел?» -
и сама же отвечала: «Послушница схимницы». Мать Дорофея, келейница блаженной
Марии Ивановны, ее поправляла, но блаженная продолжала настаивать: «Послушница
схимницы». Многое и другое ей вспомнилось, и она решила остаться. Сначала она
была очень рада своему послушанию, а потом заскучала. Глядит в окно: весна, все
вышли в монастырь, убирать, а она сидит в келье.
«Все спасутся, а я не спасусь», - подбираются к ней потихонечку помыслы.
А тут еще бесовские напасти. И они поехали с матушкой Анатолией в Саров к
иеросхимонаху Василию. Он был в затворе и никого не принимал, ответы передавал
через келейника, но их принял лично.
После посещения старца и беседы с ним страхования от бесов несколько
уменьшились, хотя и не прекратились. Анастасия рассказывала:
- Станем в двенадцатом часу ночи молиться, а в потолок как гвозди
вбивают. Это я слышу, а что матушка? Или ночью идем по канавке, матушка говорит:
«Крести меня, крести меня!»
Страхования продолжались до самой кончины схимницы, но впоследствии силой
Христовой она имела огромную власть над силой вражьей и говорила своим духовным
детям: «Никогда не бойтесь, бесы совершенно бессильны, грех их бояться».
От чрезвычайных подвигов и напастей у матери Анатолии открылся туберкулез
легких, продолжавшийся до самой ее кончины.
В то время стариц в Дивееве не было, и к матери Анатолии начали
обращаться сестры за советом. Она взяла благословение у игумении, чтобы
принимать сестер и приезжавших в обитель мирян. Монастырские сестры ходили к ней
в определенные дни. Они открывали ей свои помыслы и искушения, а она учила их
смирению, терпению, непрестанной Иисусовой молитве. Любимым чтением ее были
творения св. Симеона Нового Богослова, а из современных – Игнатия Брянчанинова.
Но не всем нравилось это послушание схимницы, и она много понесла за это
скорбей. Некоторые шли, ища духовной пользы, а некоторые шли ее испытать.
Началась зависть, поднялись нарекания, пошли наговоры игумении, так что и она
изменила к ней отношение. Бесы хитры, и стоит только подвижнику ревностно
взяться за дело спасения, как Господь попускает им действовать через наши
страсти и страсти ближних – чтобы мы исцелились.
В 1924 году постригли в мантию келейницу схимницы с именем Рафаила.
В 1926 году в монастыре поселился епископ Серафим (Звездинский),
архипастырь высокой духовной жизни.
Епископ служил литургию ежедневно с пяти часов утра при закрытых дверях.
Для матери Анатолии он являлся поддержкой и утешением. Она часто обращалась к
нему за советом, и архипастырь говорил о ней: «Это мое любимое, послушнейшее
чадо». После того как он был выслан в Меленки, она обращалась к нему письменно,
а в 1928 году посетила его.
Мать Анатолия была проста и бесхитростна. Собираются они, бывало с
матерью Рафаилой к владыке, сговариваются, что надо у него спросить. Приехали,
сидят, молчат. Мать Рафаила делает знаки, пора, мол, спросить, а матушка
говорит: «Рафаила, что ты меня толкаешь?»
Владыка умилялся и рассказал им, как собрались старцы: посидели,
помолчали, поглядели друг на друга, тем утешились и разошлись, не сказав ни
слова.
В 1927 году власти объявили о закрытии монастыря. Мать Анатолия и мать
Рафаила переехали в деревню Вертьяново и сняли половину пятистенной избы. Место
было шумное, но больше ничего найти не удалось.
Мать Анатолия заняла уголок справа от входа, повесила иконы, лампадки,
устроила себе постель на сундуке и все это отгородила черной коленкоровой
занавеской, так что получилась у нее, как она называла, темничка – темный уголок
без окон. Мать Рафаила поместилась в светлой половины избы; там она и вычитывала
ежедневно всю службу, так что даже в храм матушка Анатолия не выходила, а жила в
полном затворе.
В своей темничке она принимала приходивших к ней сестер.
Все три окна на улицу были завешаны плотными белыми занавесками, а
великим постом еще сверху черным коленкором. Не выходя из дома, мать Анатолия
лишалась свежего воздуха, что было ей особенно тяжело при больных легких, но все
это она выдерживала терпеливо и безропотно.
Хозяева их оказались воры, но даже на таких людей мать Анатолия
производила неизгладимое впечатление. Один раз хозяин рассказал ей, что товарищи
уговаривали его уехать в Арзамас, а они бы в то время монахинь ограбили, но он
им ответил: «Никогда этого не допущу. У меня живет святое лицо».
Дожили так до весны 1930 года. Шла коллективизация. Оставаться здесь было
невозможно. Попытались переехать в деревню Череватово, но и оттуда пришлось
уехать и поселиться в селе Дивеево. Прожили лето, а осенью выехали в Муром.
В Муроме им пришлось переменить несколько квартир, и наконец одна
знакомая женщина позвала их жить к себе в деревню. Это было прекрасное
уединенное место, далеко в лесу. У хозяйки одновременно с ними жил тайно
священник, и у них всегда дома была служба.
Осенью 1932 года их всех арестовали и повезли во Владимир. Владимирская
тюрьма была строгого режима. Мать Рафаила очень тяжело переживала разлуку с
матушкой и одиночное заключение, а мать Анатолия говорила, что ей там было очень
хорошо. В тишине и уединении, она творила Иисусову молитву.
Просидели они в тюрьме несколько месяцев, и мать Анатолию по болезни
отпустили домой, а мать Рафаилу сослали на три года в Петропавловск. В 1933 году
мать Анатолия поселилась в Кулебаках. Большим утешением для нее служило в то
время то, что близко находился храм, где ежедневно совершалась служба, и служил
в нем ее любимый монастырский духовник о. Михаил Гусев.
По мере сил матушка ежедневно посещала богослужение. Там с утра была
утреня и обедня. Под праздник служили всенощную с вечера. Храм был деревянный,
просторный, иконостас был расписан дивеевскими сестрами. Осенью 1935 года
вернулась из заключения мать Рафаила и разместилась вместе с матушкой в комнате
на сундуке. Так прожили они почти два года.
Осенью 1937 года они купили в Муроме маленький домик на самом краю
высокого берега Оки. Хозяйкой домика стала духовная дочь матушки Анатолии
Елизавета Щ., поскольку дом был куплен на ее деньги. Мать Рафаила с Елизаветой
заняли комнату, а мать Анатолия поселилась в бывшей кладовке – маленькой
комнатки с небольшим окошком со вставленной в него решеткой. В этой комнатке она
прожила до самой смерти. Комнатка была не приспособлена для жилья, холодная и
полутемная, с неутепленным полом, но мать Анатолия дороже всего ценила уединение
и ради него все терпела.
Началась война, возникли материальные трудности. Приходилось засаживать
огород помидорами и ехать их продавать повыгоднее, подороже. Раньше, когда они
жили одни, они никогда ни о чем не заботились, кроме молитвы, и Господь не
посрамлял их надежды. У них было не только необходимое для себя, но они даже
имели возможность делиться с неимущими.
Наступила зима 1948-1949 годов. Мать Анатолия все время болела, заметно
слабела и старалась уединяться. Она все реже принимала приходивших к ней сестер,
а одной, просившей принять ее, ответила: «Мне уже больше нечего тебе говорить,
все тебе сказала: ты все знаешь и все понимаешь».
В январе 1949 года она заболела воспалением легких. С каждым днем ей
делалось все хуже и хуже. Сестры пришли к ней прощаться, она перекрестила их, а
потом еще перекрестила воздух: «А это всех, всех». Во время болезни батюшки
приходили причащать ее каждый день. 18 января вечером ей сделалось совсем плохо,
в одиннадцать часов вечера послали за батюшкой. Батюшка пришел около двенадцати
часов. Начал читать обычные молитвы. Она только повторяла: «Скорей, скорей!» В
двенадцать часов ночи 19 января матушка причастилась (1 февраля н. ст.) и через
полчаса тихо скончалась. Еще живя в Вертьянове, она как-то говорила матери
Рафаиле: «Какие есть счастливые люди, причащающиеся в час смерти...»
Мы знаем о том, какую мать Анатолия пережила страшную вражескую брань.
безусловно, она не могла бы ее выдержать, если бы не имела особой благодатной
помощи и утешения, но она никогда об этом не упоминала даже намеком, настолько
она была смиренна и боялась всякого возношения. Рафаила рассказывала, что иногда
во время тяжелой болезни она видела, как у матушки лицо делалось ангельским.
Мать Анатолия каждую неделю приобщалась Святых Тайн, и в то время ее лицо,
всегда покрытое бледностью, делалось розовым, а всегда ясные голубые глаза
светились особым светом. После причащения Святых Тайн она никогда не выходила, а
закрывалась одна и пила чай у себя в келье. Она всегда учила повторять про себя:
«Пресвятая Владычице моя Богородице, избавь мя от козней и наветов диавольских,
Боже в помощь мою вонми!»
Мать Анатолия была прозорлива. Монахине Серафиме (С. А. Булгаковой) она
задолго сказала, когда и какая страсть будет ее особенно мучить.
- А когда же покой? – воскликнула мать Серафима.
- Покой будет, когда пропоют «со святыми упокой», а раньше этого не жди.
В 1937 году мать Серафиму арестовали. Прощаясь с ней, мать Анатолия
сказала:
- Срок тебе дадут пять лет лагерей. Работать будешь счетоводом. Молись,
чтобы Матерь Божия простила грехи, если простит, то отпустят.
Все это сбылось с поразительной точностью. Через неделю судебная тройка
осудила ее на пять лет лагерей. По приезде в Ташкент поставили счетоводом, что
очень облегчило ее положение. Осталось последнее: И она подумала: «Через пять
лет так и так отпустят, а слова матери Анатолии означают, что надо молиться,
чтобы отпустили досрочно».
Но прошло пять лет, а ее не освободили, и теперь только пошли главные
испытания. Путь ее заключения занял два с половиной года, причем каждое
продвижение приходилось в праздник Царицы Небесной. Так точно сбылись слова
схимницы.
Матери Рафаиле она так же точно говорила все по годам.
Рассказывала одна монахиня. Незадолго до кончины матушки Анатолии она
пришла к ней. Схимница велела ей открыть все свои грехи с детства. С великим
сокрушением и слезами исповедовала та свою жизнь. Выслушав, мать Анатолия
сказала:
- Все грехи твои с рождения я беру на себя.
И с тем отпустила.
После матушка Анатолия спросила келейницу:
- Утешила ли, угостила ли ты ее чем-нибудь?
- Нет, - ответила та.
- Она насытилась слезами, - сказала матушка.
«Матушка всегда принимала откровение помыслов сидя, как обычно старцы, а
мы становились на колени, - вспоминала монахиня Серафима. – Придешь к матушке со
скорбью, с искушением. Уткнешься ей в подол, поплачешь и все тут оставишь. Куда
что денется? Домой летишь как на крыльях».
Февраля 5 (18)
ИГУМЕНИЯ
АГНИЯ
Игумения Агния (в миру Анна Филипповна Мытикова) родилась в шестидесятых
годах
XIX
столетия в селе Малые Четаи Нижегородской
губернии в чувашской семье.
Отец ее овдовел и остался с шестью детьми. Старший сын Григорий женился,
дочь Мария вышла замуж, и второй по старшинству сын – Василий – стал помогать
отцу воспитывать детей. Впоследствии все трое – Анна, Симеон и Екатерина – были
определены в монастырь, после чего и сам Василий ушел в монастырь, как
предполагают на Афон.
Когда Василий привел Анну в монастырь, расположенный под Канашем, ей было
двадцать два года. В монастыре она пробыла двенадцать лет и здесь приняла
постриг с именем Агния.
Впоследствии стала строительницей и игуменией нового монастыря. В
монастыре игумения работала на всех послушаниях. Однажды, когда она рубила лес
для постройки церкви, огромный сук задел и поломал ребра. Год или два она лежала
на доске.
Во время разорения монастыря в 1918 году безбожники выгнали игумению,
отобрав у нее все.
Крестьяне окрестных деревень приняли ее и снабдили всем необходимым.
После того как грабители ушли, насельницы вернулись в монастырь и позвали
игумению. Снова стала налаживаться христианская жизнь. Но недолго пришлось
монахиням радоваться дарам благодатного труда и молитвы. Безбожники разорили
монастырь до основания, и игумения поселилась в лесу, неподалеку от
Васильсурска. Жила скудно, много молилась, особенно ночью. Все жаждущие
духовного утешения шли к ней.
Зимой 1953 года она заболела, пролежала девять недель и скончалась на
третий день после Сретения Господня – 5/18 февраля.
Погребена игумения Агния на кладбище в Васильсурске. Могила ее
почитается, в особенности марийцами.
Февраля 25 (10 марта)
БЛАЖЕННАЯ
ПАШЕНЬКА2
2 Монахиня Пульхерия (Е. П. Козлова)* [*В
примечаниях даны имена лишь основных свидетелей, их двое-трое меньше тех, кто
рассказывал о новомучениках. Опущены имена и тех, кто не пожелал быть названным.
Даны имена этих людей, чтобы молились о них.]
Блаженная Пашенька (Параскева Григорьевна Бурмистрова) родилась в 1896
году в селе Отрать Нижегородской губернии. Родителями ее были небогатые
крестьяне Григорий и Пелагея. Пашенька родилась больной, скрюченной. До пяти лет
она еще кое-как ходила, а после слегла и уже не поднималась. Родители ее не
любили и желали, чтобы она скорее умерла.
Как только она подросла, они отселили ее в низенькую убогую избушку с
земляным полом и худой печью.
У Параскевы было много сестер, но никто из них не приходил к ней.
Родители думали, что лишенная ухода, она от голода, холода и насекомых скорее
умрет. Насекомых действительно развелось в избушке множество, часто Параскева от
холода застывала, но Господь отогревал ее – и она оживала. Утром читала молитвы,
затем кушала и снова начинала молиться; читала канон Ангелу Хранителю, вечером –
повечерие и вечерние молитвы, а во все остальное время молитву Иисусову. Была
большой постницей и в среду и пятницу ничего не ела.
Причащалась она каждую субботу, для чего ее возили в храм, где служил
тогда священник о. Иоанн Разумовский. Однажды в день праздника Воздвижения
Креста Господня он возроптал и сказал ей: «Что ты каждую неделю причащаешься?
Возгордишься».
Наутро во время литургии он увидел причащающегося Ангела Господня,
принявшего образ Пашеньки. Раскаяние овладело сердцем священника. Из церкви о.
Иоанн пошел сразу к ней, встал на колени и сказал:
- Прости ты меня, Пашенька. Причащайся когда захочешь. Как будешь готова,
так и причащайся. Я к тебе домой сам буду ходить.
В 1931 году архиепископ Серафим (Мусатов) благословил рабу Божию
Елизавету Козлову ухаживать за больной. Когда она первый раз вошла в ветхую
келейку Пашеньки, то ее саму не увидела, вся она была покрыта сверху клопами.
Столько клопов Елизавета только в Горьковской тюрьме видела. Милостью Божией
саму Елизавету ни клопы, ни комары не кусали. Но не так было Пашеньке, и когда
наутро девушка затопила баню, все выстирала и вымыла Пашеньку, та спала после
этого сутки.
Подобно вдовице Сарептской, неоднократно сподоблялась она явных чудес и
помощи Господней, но по своему смирению и опасаясь утратить то, приобреталось с
таким великим трудом в течение многих лет, никому не велела об этом до своей
кончины рассказывать.
Однажды, незадолго до Покрова Богородицы, Елизавета замесила тесто; хлеба
у них не было, но удалось достать муки, и она поставила квашню. Заправила печь
дровами и оставила, а в двенадцатом часу увидела, что дрова сами собой
загорелись, и когда прогорели, то уже полна была печь новых дров. Поняла она
тогда, как поддерживал болящую Параскеву Господь в течение всех этих лет.
- Ты никому не говори, что видела, - попросила Пашенька.
На третий день после чуда был праздник Покрова Божией Матери.
Когда Елизавета пришла, Пашенька ей говорит:
- Ты сегодня в сенках ложись.
Елизавета послушалась, легла, но несмотря на усталость, не могла уснуть.
Волновалось сердце. Что-то тут не так. У Пашеньки все чисто прибрано, все
лампады горят... и вдруг слышит за дверью: «Благословите, матушка». Всего
разговора не слышит, а только «благословите, благословите». И свет сквозь дверь
светит и до нее достает. И долгий там идет разговор. Наконец Елизавета не
утерпела, встала, приоткрыла двери и видит: стоит кто-то, но лиц не видно. И тут
она взмолилась Господу: «Господи, открой!» - и видит в монашеском одеянии Матерь
Божию. И рядом еще кто-то. А вокруг разливается несказанное, райское
благоухание. После того, как явление кончилось, осталось дивное благоухание,
которое разлито было по дому три дня, и три дня лампады горели сами собой, никем
не поправляемые. На эти дни они заперли двери и никого не принимали.
- Только ты никому не говори, - сказала Пашенька.
- А кто с Матерью Божией был?
- Великомученицы Варвара, Евпраксия и Екатерина.
Матерь Божия назвала день отшествия Пашеньки, и когда он приблизился, та
предупредила своих почитателей, чтобы они поспешили прийти проститься.
На масленице она тяжело заболела тифом. Отец, видя, что дочь умирает,
уехал на базар продавать деготь.
25 февраля / 10 марта 1934 года Пашенька скончалась и была похоронена
немногими своими почитателями.
Священник Иоанн Разумовский во
время гонений в конце тридцатых годов был арестован и скончался в заключении.
Марта 4 (17)
СВЯЩЕННИК
ВЯЧЕСЛАВ ЛЕОНТЬЕВ3
3 Анастасия Бабанова, Елизавета Опарина, Анастасия и Евдокия.
Все утопая в зелени, широко и живописно раскинулось село Майданы – больше
тысячи дворов, домами и огородами то спускаясь вниз, то поднимаясь в гору. Не
выбирали те, кто селились здесь первыми, место широкое, просторное, ровное,
каких здесь много, а выбирали холмистое и овражистое, но зато живописное и
красотой притягательное. На самом возвышенном месте возвели Божий храм, ибо как
без головы тело, так и русское село без храма как бы мертво и незряче.
Не обойдено было это село и благодатью, были в нем подвижники и
блаженные, ныне из которых до сего дня почивают под высокими православными
крестами на местном кладбище.
Главная святыня нижегородских Майдан – чудотворная Тихвинская икона
Божией матери. Редкий для этих мест образ, выполненный скульптурно из дерева,
где Богоматерь и Младенец – натуральной величины.
Около двухсот лет назад при въезде в село повозка с образом сама
остановилась, и никакими силами не могли ее сдвинуть с места, икону внесли в
село на руках, а на месте остановки забил источник с целебной водой. От
поставленной в храме иконы рекой потекли чудеса.